Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ "Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт..." (Саади)

"Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт..." (Саади)

« Назад

18.08.2015 00:46

Урок – исследование
«Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт…» /Саади/
Главная задача школы на современном этапе – научить ребёнка учиться,
помочь увидеть глубину изучаемого предмета, вовлечь учеников в творческий процесс
постановки и решения самых разнообразных проблем, открыть перспективу для
дальнейшей творческой деятельности. Всё это требует широкого внедрения в
образовательный процесс альтернативных форм работы, в том числе методов и
технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Данный урок представляет собой учебный исследовательский проект,
который будет полезен учителям средней школы.
Учебный предмет: русский язык. Возраст учащихся 11-12 лет.
Продолжительность: долгосрочный (1-2 месяца).
Цель: исследовать причины засорения русского языка. Поставленная цель
обусловила следующие задачи: 1) выявить отношение пользователей языка к фактам
нарушения орфоэпических, грамматических, лексических норм; 2) провести
наблюдение за использованием молодёжного сленга, жаргонизмов и слов-паразитов;
3) определить пути пополнения словарного запаса школьников.
Актуальность исследования обусловлена стремительностью снижения
грамотности населения и невниманием к культуре речи.
Список литературы:
1. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1999
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., Русский язык, 2004
3. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). – М.,2000
4. Скворцов, Л.И. Жаргоны. Русский язык: Энциклопедия. – М., 2001
5. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995
6. Хомяков, В.А. Три лекции о сленге. – Вологда: ВГПИ, 1970
Рекомендации
Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При
работе над данным проектом организуем учащихся в следующие группы: 1)
техническую /она будет заниматься набором текстов на компьютере, сканированием
фотографий, пересылкой материалов по е-mail/; 2) информационную /поиск и
представление необходимой информации/.
Информационную группу составляем из 4 подгрупп:
первая подбирает высказывания известных людей о языке; вторая проводит
лингвистическую экспедицию по городу с вопросом: «Как вы отнесётесь к человеку,
который нарушил нормы русского языка?» Третья группа проводит акцию «Говори
правильно!». Четвёртая группа проводит акцию «Грамотное поколение». Затем
материал обрабатывается, каждая группа готовит выступление (презентацию)Мы сохраним тебя, русская речь, великое
русское слово!
Ведущий: Если ты хочешь судьбу переспорить, если ты ищешь отрады цветник,
если нуждаешься в твёрдой опоре – выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий, он переводчик, он проводник. Если
штурмуешь познания кручи – выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник
блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык!
/Далее каждая группа представляет свою исследовательскую работу/
Первая группа. Ученик (1): Русские писатели отмечали своеобразие и
неповторимость нашего языка. К.Г.Паустовский, обращаясь к современникам,
напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык».
Ученик (2): Критик В.Г.Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок
и живописен для выражения простых, естественных понятий».
Ученик (3): Известный детский писатель С.Я.Маршак в статье «Воспитание словом»
сказал: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы
пользуемся сейчас, - с придачей некоторого количества новых – будут служить многие
столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей…И мы
должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до
нас это наследие – образный, ёмкий, умный язык».
Ученик (1): Русский философ, писатель, публицист А.И.Герцен сказал: «Где не
погибло слово, там и дело ещё не погибло».
Ученик (2): Российская императрица Екатерина Великая однажды сказала очень
меткую фразу: «Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же,
сколько уши, в которые входят».
Вторая исследовательская группа. Ученик (1): Но что же происходит с нашим
великим, могучим, свободным языком? Люди стали забывать его могущество и
величавость. А это грозит бедой, катастрофой. Можно кричать «SOS!» Язык в
опасности!
Ученик (2): Наша группа провела лингвистическую экспедицию по городу. Мы
задавали вопрос: «Как вы отнесётесь к человеку, который нарушил нормы русского
языка?» И вот какие ответы мы услышали. /Включается видеозапись опроса
прохожих на улице/.
Ученик (2): А вот на вопрос: «Исправите ли вы собеседника, если он допустит
ошибку?» - ответы даны были разные. При ответе «нет» среди причин прозвучали:
Чтобы не обидеть; чтобы не показаться бестактным; чтобы не смущать человека.
При ответе «Да, исправлю» звучали такие причины: не нравится, когда говорят
неправильно; не надо портить русский язык; чтобы человек не допускал ошибок.
Некоторые опрошенные затруднялись с ответом на этот вопрос.Ученик (3): Нами был проведён эксперимент, в котором и вы сейчас можете
поучаствовать. /На доске демонстрируется слайд «В 2015 году»/. Ребята, запишите
словами это числительное. (Учащиеся записывают) Что у вас получилось? (Участники
эксперимента зачитывают свои варианты)
Ученик (1): Вот и у прохожих эта цифра вызвала затруднения в произношении.
/Демонстрируется видеозапись или слайды «Результаты опроса»/
Давайте посмотрим на результаты опроса: «в двухтысячно пятнадцатом году» –
10%; «в две тысячи пятнадцатом году» - 15%; «в двухтысяч пятнадцатом году»- 75%.
Ошибки допустили 85% опрошенных. Чем это вызвано? Тем, что так говорят почти
все. Мало кто помнит правило, выученное в школе… /Демонстрируется
слайд «Говори правильно!»/
В две тысячи пятнадцатом году; к две тысячи пятнадцатому году; по итогам две
тысячи пятнадцатого года. Это порядковое числительное. При склонении
изменяется только последнее слово: пятнадцатом, пятнадцатому,
пятнадцатого.
Третья исследовательская группа. Ученик (1): Писатель А.Н.толстой отмечал:
«Обращаться с языком кое-как – значить и мыслить кое-как: неточно, приблизительно,
неверно». Наша группа провела акцию «Говори правильно!» В ней приняли участие
учащиеся, родители, учителя. /Демонстрируется слайд со словами/. Нужно было
расставить ударение в следующих словах: торты, щавель, звонят, намерение,
каталог, красивее, газопровод, договор, грушевый, досуг, свекла, столяр, цепочка,
обеспечение, средства, квартал, жалюзи, колледж, эксперт, шприцы.
Ребята, вы тоже можете принять участие в этой акции, чтобы проверить себя.
(Раздаются листочки со словами, ученики расставляют ударения).
Ученик (2):
Мой дядя выяснял лет сорок И всё же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог, А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке Его увидел на прилавке,
Лицо, как роза, расцвело, Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя, Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог, Пойдёт в ватрушку и в пирог.
А как спросить: «Почём творог? А может, правильнее творог?»
Задачу эту смог решить Мой дядя, лишь дойдя до кассы:
«За полкило творожной массы». Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже И так сказала «Не осталось! Она распродана уже!»
Ученик (3): Каковы же результаты акции «Говори правильно!»? Они огорчили нас. Их
20 предложенных слов ошибки были допущены в 8 словах, в 6, в 5 словах. Ребята,
проверьте, нет ли у вас таких ошибок. /Демонстрируется слайд «Говори правильно!»
В словах правильно расставлено ударение/.Ведущий: Да, язык наш в опасности. Что же с ним будет в середине или в конце XXI
века? Помочь в этой ситуации может только орфоэпический словарь. Заглядывайте в
него почаще.
Выступает четвёртая исследовательская группа. /На доске демонстрируется
слайд: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми
мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас» /С.Я.Маршак/.
Ученик (1): Мы исследовали проблемы засорения русского языка. Почему это
происходит? Во-первых, наблюдается использование жаргонизмов не только в
молодёжной среде, но и в средствах массовой информации. Во-вторых, наша речь
засорена «словами-пустышками», мешающими что-либо сообщить. Наше
исследование мы посвятили этим вопросам.
Ученик (2): Наша группа занималась исследованием школьного сленга. У подростков
есть желание говорить иначе, чем взрослые, вводя в речь необычные слова:
жаргонизмы, вульгарную и даже нецензурную лексику. Разновидностью жаргонов
является молодёжный сленг, его употребляют в своей речи и малыши, и подростки.
Лексика сленга ограничена интересами. Мы старались рассмотреть этот вопрос с
разных сторон.
Ученик (3): Идёт урок. Контрольная работа. У Ромы неоднократно просили «слизать»,
то есть списать, на что он отвечал «отвянь», так как у самого ничего не получалось.
Через день на перемене можно было услышать следующее: «Прикинь, мне «4»! –
«Зашибись!» - бурно и образно одноклассники обсуждали полученные за контрольную
работу отметки.
Ученик(4): На новогодний праздник Алёна пришла в новом наряде. Действительно,
очень красиво. Почему бы так и не сказать? Но со всех сторон несётся: «Супер!»,
«Клёво!», «Классный прикид!» Да, жаргонные слова слышатся и пишутся всё чаще. В
чём же причина жаргонизации нашей речи? Почему так часто мы употребляем
ненормативную лексику?
70% опрошенных на эти вопросы отвечали, что так говорят все и я буду говорить так
же. 20% опрошенных утверждали, что так легче общаться, многие слова непонятны
взрослым. 10% опрошенных отвечали, что им всё равно, как говорят.
Ученик (1): Сегодня вместо «великолепно» мы кричим «супер», «потрясно».
Положительные эмоции, такие, как восторг, выражаем словом «отпад». Если
появилась мысль, то это означает «идея клюнула». А чего стоят банальные правила
поведения современного подростка, сформулированные на современном языке! «Не
наезжай!» «Не грузи!» «Не гони!» «Не тормози!»
Ученик (2): Нам удалось собрать часто используемые в школьной речи слова. Вот
некоторые из них: Тормоз – глупый; клёвый – хороший; предки – родители; прикинь –
представь; наезжать – приставать; не гони – не обманывай; в смысле – как понять;
стрёмно – страшно; оттянуться – отдохнуть. /Слайд/. Что самое страшное, такие слова
слышатся с экрана телевизора: молодёжные песни, реклама, даже мультфильмы полныэтими словами. Что же получается, их узаконили? А мы боремся со «словесным
мусором» в речи.
Ученик (3): Одним из нарушений содержательности и чистоты речи является
засорение её словами-паразитами: «как бы», «типа того», «значит», «в смысле», «ну-
у», «э-э». /Слайд/. Эти слова звучат в разговорной речи, их можно услышать и на
уроке.
Ученик (5): Сатирик Р. Кривицкий поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»
наполнил словами-паразитами. Что же получилось? Послушайте: «Как говорится, у
Лукоморья, типа того, дуб, значит, зелёный. Такая история. Златая, как бы, цепь э-
э…на дубе том. Ну-у-у и днём, как бы, и ночью кот, понимаешь, учёный вроде как
ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом». Да, всё это вызывает улыбку. Но!
Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Учитель: Ребята! Чтобы быть достойным гражданином своей страны, необходимо в
совершенстве владеть родным словом. Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный-филолог,
истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге
«Письма о добром и прекрасном» писал: «Неточности языка происходят прежде всего
от неточности мысли. Поэтому учёному, инженеру, экономисту – человеку любой
профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли». И
этому мы будем учиться.
Нами подготовлен справочный материал, который может явиться частью
данного урока.
Исследуя такое явление, как русский молодёжный сленг, мы пришли к выводу,
что он представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который
ограничен определёнными возрастными и социальными рамками. В основном бытует
в среде городской учащийся молодёжи, и поток этой лексики никогда не иссякнет
полностью. Создан сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии.
Вот ещё несколько примеров наиболее часто употребляемого сленга: чувак – человек;
бабло – деньги; локаторы – уши.
Другое явление - жаргонная лексика является принадлежностью группы людей,
объединённой общностью интересов, занятий. Жаргонным словам учащихся присуща
яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в
разговорно-бытовую речь, в просторечие. Чаще всего жаргонная лексика создаётся
путём переосмысления значений слов. Для неё типичны сокращения. На основе
анкетирования была составлена таблица часто употребляемого жаргона
Жаргонная
лексика
Что означает Жаргонная лексика Что означает
балдёж веселье башка голова
дивидишка проигрыватель домашка Домашняя работа
камп компьютер мобила Мобильный телефон
музон музыка смыться удрать тачка машина училка учительница
Выводы
Жаргонная лексика, сленг, а особенно слова-паразиты не должны быть
достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников
насыщена ими, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно.
Ребятам надо понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребление
и знать о невозможности их применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от
отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы
русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменения,
правописания



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить