Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Разработка урока чтения в 9 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Е. Носов "Трудный хлеб "

Разработка урока чтения в 9 классе коррекционной школы VIII вида на тему "Е. Носов "Трудный хлеб "

« Назад

28.08.2015 02:19

Цель: познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».
Задачи: повторить краткие сведения из биографии Е. И.Носова; познакомить
с содержанием рассказа;
• коррекция внимания, логического мышления, речи обучающихся;
• воспитывание учебной мотивации, духовных и нравственных ценностей,
любви, заботы к домашним питомцам, чувства сострадания.


ХОД УРОКА


1. Вступительное слово учителя.
- Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его.
- Почему я начала урок с этой фамилии?
- Сегодня на уроке мы вспомним сведения о жизни и творчестве писателя Е.
И. Носова и познакомимся с его рассказом.
2. Опрос домашнего задания - из автобиографии писателя.
- Откуда родом Е. Носов?
- В каком классе учился Е. Носов, когда началась Великая Отечественная
война?- В каких войсках воевал Е. Носов?
- Что случилось с Е. Носовым в конце войны?
- О ком и в связи с чем так писал Е. Носов: «Я был старше их на целую
войну…»
Вывод: Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто
обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в
повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение
всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е. И. Носов –
писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает
её, тонко чувствует связь человека с природой.
- Сегодня нам предстоит познакомиться с его рассказом.
3.Подготовка к восприятию текста.
- Найдите способ прочитать название рассказа.
-Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».
- Что мы называем хлебом, какой он бывает?
- Что обозначает слово «трудный»? (Требующий большого труда,
напряжения.)
- может ли хлеб быть трудным? А лёгким…?
- Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы?
- Что вы любите в животных?- Чувствуют ли животные любовь? Как?
- Ребята, как могут относиться люди к животным?
- Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему
питомцу.
4. Словарная работа
а) Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник,
ягдташ, сюртук.
б) Работа по карточке 1.
Карточка 1.
I вариант
Дополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.
Глухой лесной ___________
Прилетела пара __________
Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Охотник достал ломоть хлеба из ______________
II вариант
Дополни выражения подходящими по смыслу словарными словами.
Прилетела пара __________Растёт прибрежный __________
Длинный чёрный ____________
Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник.
(Коллективная проверка)
- Крохаль – это порода диких уток. А какие виды диких уток обитают у нас в
Якутии?
в) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса,
спаниель, плотва, двустволка.
- Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб
обитают в водоемах Кузбасса?
- Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе,
используя шифр и ключ к нему.
- Главный герой рассказа Е. Носова - собака породы спаниель по кличке
Чанг.
5. Физминутка для глаз
6. Чтение текста сильными учащимися
7.Работа по тексту.
а) Анализ рассказа.
- О ком этот рассказ?-Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
- Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником?
- Как охотник ведет себя с Чангом? (Он давал собаке команды спокойным,
даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому
жилету спаниеля».)
- Продолжите фразу:
Охотник относился к Чангу … (по-доброму, справедливо, заботливо,
ласково, внимательно, уважительно)
- В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик,
оборвался. Как вам кажется, почему?
- В чем был «неосторожен» рассказчик?
- Видно ли было со стороны, что собака слепа? (Нет, она только на первый
взгляд казалась новичком на охоте.)
- Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный
помощник своего хозяина? (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие
команды, подбадривал собаку похвалой.)
- Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?
- Попробуйте дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные
ценности, нравственные законы, по которым живет герой.
- Какова тема произведения? (Необходимость сострадательного и
уважительного отношения ко всему живому.)
- Повествование в произведении ведётся от лица кого?- В каких словах рассказа выражается основная, главная мысль текста? («…я
за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе»; «Он свой хлеб
честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный».)
- Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему?
(Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей
собакой.)
- В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как вы думаете,
почему? (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.)
- Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?
- Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не
требующий от вас никакой отдачи? (Важно, «хлеб», заработанный честным
трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет часто никакой ценности).
- За что можно уважать хозяина Чанга?
в) Закрепление
-Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны?
Карточка 2.
Соедини стрелками героя рассказа с его описанием.
Короткий стёганый ватник Чанг
Чёрный шелковистый жилет крохаль
Чёрный сюртук, белая рубашка охотник(Коллективная проверка)
8. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб» I вариант
1. Осень в лесу развешивает…:
а) дождинки
б) кормушки
в) хрустальные сети паутины
2. Какие гости прилетели с далёкого севера?
а) крохали
б) гуси
в) рябчики
3.Как звали спаниеля?
а)Ганг
б)Чанг
в)Манч
4.У Чанга были…:
а) короткие гладкие уши
б) длинная рыжая шерсть
в) длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:а) убитую птицу
б) ломоть хлеба
в) ружьё
6.При виде летящего хлеба Чанг…:
а) спокойно стоял, глядя на хозяина
б) побежал к хозяину
в) кинулся ловить хлеб
7. Автор поймал в реке…:
а) мелкую плотву
б) крупного карася
в) крупную плотвицу
II вариант
1. Осень в лесу развешивает…:
а) дождинки
б) хрустальные сети паутины
2. Какие гости прилетели с далёкого севера?
а) крохали
б) гуси
3.Как звали спаниеля?а) Ганг
б) Чанг
4.У Чанга были…:
а) длинные лохматые уши
б) рыжая шерсть
5. Охотник достал из ягдташа…:
а) убитую птицу
б) ломоть хлеба
6.При виде летящего хлеба Чанг…:
а) спокойно стоял, глядя на хозяина
б) побежал к хозяину
7. Автор поймал в реке…:
а) крупную плотвицу
б) крупного карася
(Самопроверка по слайду)
9.Итог урока.
- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы?
- Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца?
(Учащиеся отвечают)-Чему научил вас сегодняшний урок?
Обобщение учителя:
Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей,
потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда
присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые
характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев,
авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают
юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые
запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы
хрупка, нужно ее беречь.
10. Домашнее задание:стр. 208 -212, подготовиться к пересказу.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить