Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Конспект НОД "Красавица осень"

Конспект НОД "Красавица осень"

« Назад

15.09.2015 03:31

Задачи:
Образовательные:
•обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;
•уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и
животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
•закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний
период, об осенних хлопотах человека.
Развивающие:
•развивать внимание, память;
•улучшать общую моторику и координацию движений;
•развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
Речевые:
•отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять
составление сложных предложений
•активизировать словарь: листопад, заморозки, ненастье, непогода, слякоть,
осадки, облачность, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие.
•обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи
относительные прилагательные.
Воспитательные:
•воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;•воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру:
растениям, птицам, животным
Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Аню Ш.,
Джаву А., Олега С.
Материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением
осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные
картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим
упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши;
дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева
листок», «Назови листок».
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень,
печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»;
дидактические игры.
Ход занятия.
Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в
познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из
природного материала.
Ребята, отгадайте загадку:
Он с бубенчиком в руке,
В сине – красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его… ПетрушкаСегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы е расскажем ему, что знаем
про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая
спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и
назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое
важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая
осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за
осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала.
Думаю, вам есть, что рассказать.
- Когда приходит осень?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
- Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим
явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)
- Назовите признаки осени в неживой природе?
Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится
короче, а ночь – длиннее).
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и
горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие
осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре
у нас на Севере, даже выпадает снег.)
Петрушка: «Ой, как скучно!»
Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.
Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать
листочки.Дидактическая игра «С какого дерева листок?» (Дети собирают разбросанные
на полу листочки. Олег - клёна, Кристина - берёзы, Саша –рябины,
Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.
Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать
правильно листья.
Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил! А я предлагаю поиграть в
мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево,
а вы называете какой листочек.
Дуб – дубовый; клён – кленовый; осина – осиновый; рябина – рябиновый;
берёза – берёзовый; тополь – тополиный; калина – калиновый.
Молодцы! Правильно.
Растительный мир осенью.
(Ребята садятся на стульчики в познавательном уголке).
О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях.)
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся
деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени
и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в
стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточно,
листья меняют свой цвет и начинается листопад.)
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому
что стало холодно и не хватает солнечного света.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер северный подул, (подуть на пальцы)С-С-С все листочки с липы сдул, (с-с-с)
Полетели, закружились и на землю опустились,
(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,
(постучать пальцем по столу)
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил,
(постучать кулачками по столу)
Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,
(плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл, (ладони крепко к столу).
Животный мир осе.
- Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного.
(смена картин).
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим
зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные
готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж,
барсук. Другие, делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые
улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы
называются перелетными.)- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны,
галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно,
насекомых становится меньше.)
- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с
человеком, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их
подкармливать, строить кормушки.)
Дидактическая игра «Улетают – не улетают».
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг.
Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.
Человек осенью.
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь?
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся
мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать,
как мы трудимся осенью? (выставляются картины).
- Какие работы выполняются в садах? (Нижнюю часть деревьев белят
известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья
хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год
хороший урожай)
- Аня, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают
урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с
полей, убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поляудобряют и вспахивают. На вспаханные поля, высеивают семена озимой
ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке,
чтобы помочь дворнику, чтобы стало чисто.)
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки».
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием.
Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в
пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим
цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.
Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.
Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе
с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали?
Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были
самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.Список использованной литературы.
1. Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для
старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008
2. Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для
старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей
детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
4. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского
сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. –
М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
5. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое
пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с.
(Программа развития)
6. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-
Пресс», 2007. – 80 с



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить