Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Роль и значение скульптурной пластики при обучении изобразительному искусству

Роль и значение скульптурной пластики при обучении изобразительному искусству

« Назад

17.11.2015 02:01

«Скульптура – это единственный вид деятельности, который собирает
множество представлений об объекте восприятия в цельный образ» [9, с.6]
Выполнение творческих скульптурных композиций способствует повышению
познавательной, творческой и умственной активности учащихся.
«Лепка в силу своей специфики является эффективным средством
познания объёмно – пространственных свойств действительности. В раннем
возрасте она представляет собой более активное развивающее начало, чем
рисунок. Трёхмерное изображение объёмных предметов помогает ученикам
познать и понять форму объектов в реальной полноте, что в дальнейшем
облегчает работу над изображением тех же предметов в рисунке». [4, c.8]
Подготовка к работе, порядок на рабочем месте, любовное отношение к
глине, а также беседы, в которых чётко определяются задачи и делаются
необходимые пояснения - дают рабочий и творческий настрой и хорошие
результаты. Педагог знакомит учащихся с разными формами, видами и
жанрами скульптуры: круглая скульптура и рельеф; станковая и декоративная
скульптура; портрет, изображение животных; скульптурная группа, которая
объединяет несколько фигур, связанных единым художественным замыслом,
общностью сюжета и пластики. С помощью сюжетных композиций
изображаются поступки, состояние, характеры людей, исторические события,
бытовые жанровые сцены. В процессе работы очень важно найти наиболее
выразительный момент.
Любая скульптура начинается с материала. Освоение материала имеет
первостепенное эстетическое значение. Податливый в обработке,
распространённый природный материал – глина, открывает широкие
возможности для творческой фантазии учащихся. Глина это первый материал, в
котором юный скульптор воплощает замысел, возникшей в его творческом
воображении, это самый податливый из всех существующих материалов, в ней
наиболее полно ощущаются формы. В начале работы нужна более мягкаяглина, а к концу работы глина становится более плотной и твёрдой, что
позволяет отрабатывать мелкие детали скульптуры. Этими свойствами
отличается только глина – лучший из пластических материалов созданных
природой. Необходимо, чтобы учащиеся полюбили этот материал, научились с
ним работать. Скульптурная мастерская в нашей школе пронизана духом
творчества и свободы выражения. Заходя в мастерскую, дети видят множество
готовых скульптурных композиций - это лучшие детские работы, призёры
многих выставок детского творчества и бесценный методический фонд.
Дети с первого класса знают к чему им надо стремиться, они лепят
профессиональной глиной, работают на хороших станках, чувствуя себя
настоящими скульпторами.
Каждый этап обучения - своеобразная планка, цель, которой должен
достичь ученик на определённом этапе обучения. Достижение этой цели мы
видим в выпускных, дипломных работах по скульптуре. Уровень этих работ
достоин детских выставок любого ранга.
Роль преподавателя очень важна на начальном этапе обучения. Нужно
заложить основу, настроить ребёнка на длительную творческую работу, помочь
ученику раскрыть его внутренний мир посредством объёма, формы и
содержания.
Дети первых классов и подготовительных групп с первых уроков
безудержно «впиваются» в глину, кажется, что только в скульптуре, в объёмной
композиции они находят самовыражение. Эти дети не признают никаких
законов, им нужно выплеснуть свои фантазии, чувства и эмоции. Только после
активной деятельности, ребёнок начинает анализировать и понимать, что его
«произведение», кроме его самого, должны понимать и окружающие. Конечно,
ребёнку хочется поделиться своими впечатлениями о проделанной работе,
преподаватель должен внимательно выслушать его версию и даже если она не
совпадает с увиденным, что бывает чаще всего, ведь рассказать проще, чем
первый раз слепить из глины, преподаватель не должен сразу отрицать его
версию. С этого момента, очень осторожно, ненавязчиво, не загружая лишнейинформацией, преподаватель начинает объяснять ребёнку, что форма и
содержание взаимосвязаны, что скульптура - это не макет, где можно
расставлять фигурки и предметы по всей доске. Существуют определённые
законы композиции, а пропорции человека имеют свои особенности. Так
постепенно, не теряя у детей интереса к самовыражению, преподаватель
должен открывать детям элементарные законы композиции.
Композиция в скульптуре
«Художественное воображение, создавая самостоятельно новые
художественные образы, помогает учащимся создавать композиционные
решения на основе имеющихся знаний и впечатлений, полученных путём
активной познавательной деятельности, путём целенаправленного воспитания у
себя этого воображения. В.С. Кузин подчёркивал, что художественное
воображение связано с самостоятельным созданием новых, оригинальных
образов». [2, c.11]
Основными свойствами способностей детей к изобразительной
деятельности является образное мышление и воображение, а также природная
способность, которая помогает скорее и лучше овладеть навыками, образное
видение, развитое чувство пластики и ритма, композиционное мышление.
Скульптурная композиция – это гармоничное распределение объёмов в
пространстве. Силуэт, форма и содержание - вот отличительные черты
успешной композиции. И, конечно, творческая составляющая,
индивидуальность автора. В композиции всё должно быть подчинено образу,
той идеи и цели, которую ставит перед собой автор. Даже трактовка материала,
техника исполнения самой композиции должны работать на образ, идею
задумки автора.
Начинается работа над композицией с поиска формы и силуэта.
Оригинальность, необычность формы и силуэта - залог хорошей, интересной
композиции. Ученик, который придумал тему и сюжет композиции, начинает в
объёме, в глине искать форму и силуэт, учитывая все законы композиции. Вэтот момент начинается самый интересный процесс работы над композицией.
Применяя знания, умения, навыки, наблюдательность, фантазию ученик
находит тот единственный вариант, гармонию формы и содержания. В
результате этого сложного творческого процесса рождается интересная,
неповторимая композиция. Ценность этого творческого процесса в
индивидуальности, уникальности автора, который передаёт своё личное
отношение к окружающему миру. Педагогу необходимо своевременно
объяснить учащимся, что композиция в круглой скульптуре должна иметь не
одну точку зрения и быть рассчитана на круговой обзор, что скульптуре
свойственны соотношение объёмов, равновесие масс, движение в пространстве,
выразительность силуэта, игра света и тени, цельность композиции. Эти
свойства композиции в скульптуре являются основой работы в течение всего
времени обучения.
«Скульптура обладает большей наглядностью в передаче пространства,
чем другие виды изобразительного искусства. Основным средством
организации пространства в скульптуре является трёхмерный объём. Уровень
выполнения скульптурных композиций зависит от способности объёмно –
пространственно мыслить». [3, c.3]
Дипломная работа по скульптуре
Последовательность работы над дипломной скульптурной композицией
включает в себя подготовительный этап: ознакомление с темой будущей
композиции, осмысление цели и задач выполнения скульптурной работы,
раскрытие смыслового содержания задания, постановка учебно –
художественных и творческих задач, просмотр и обсуждение работ из
методического фонда.
Практическая работа: выполнение композиционно – творческих эскизов,
поиск пластического, творческого решения работы. Работа в материале, в
глине, пролепка, проработка формы, поиск пластических, объёмно –
конструктивных отношений, передача особенностей построения фигур.В завершающий этап работы входит обобщение, подчинение деталей
общей форме, окончательная отделка и тонировка работы.
Хороший уровень выпускной, дипломной работы, характеризуется
наличием в работе учащегося гармоничного, выразительного, целостного
образа, решённого с помощью достоверных пропорций пластики и движения в
скульптуре, что свидетельствует о наличии умений навыков и знаний. В
процессе этой работы у учащихся заметно возрастает уровень творческой
активности, повышается интерес к этой работе. Учащиеся, которые, в силу
разных причин, часто пропускают уроки скульптуры, допускают грубые
ошибки в передаче пропорций и пластики в изображаемых фигурах. В работах
этих учащихся наблюдается творческая пассивность и эмоциональная
скованность, отсутствует инициатива. Их отличает стандартное, шаблонное
композиционное решение.
«Слабое развитие художественно – пластических способностей связано с
низким уровнем сформированности художественных знаний, умений и
навыков, воображения, зрительной памяти, отсутствием глубоких знаний
этапов работы над скульптурной композицией». [1, c.16]
Критерии дипломной работы
Владение знаниями, умениями и навыками работы с материалом.
• Художественно – образное воплощение замысла, выбор сюжета и полнота его
раскрытия.
• Объёмно – пространственное решение композиции, выразительность
формы, пластики, движения.
• Оригинальность композиционного построения в работе.
• Творческая активность в процессе выполнения задания.
• Верная передача пропорций и конструктивных особенностей фигуры.
• Степень завершённости дипломной работы.Новые методы и технологии обучения
Резьба из мыла
Одной из разновидностей творческого процесса в скульптурной пластике
является резьба из мыла. Это очень интересное, увлекательное занятие для
детей от 10 лет. Для работы с острыми ножами нужен небольшой навык.
Преподаватель показывает на практике и рассказывает технику резьбы из
мыла, как нужно держать в руке нож, а в другой руке мыло. Главный принцип
резьбы, движение ножа должно быть от себя, это исключает травмы и порезы
руки. Принцип резьбы из мыла очень похож на резьбу из дерева, поэтому
начинающим резчикам очень полезно освоить эту технику. Также как и в
дереве, нужно «вписаться» в определённый объём, а потом убрать лишнюю
массу. Резьба из мыла очень доступный вид творчества, здесь можно проявить
свою фантазию, развить чувство объёмного, пространственного мышления.
Начать можно с простейших форм, с тонкого рельефа на плоском куске мыла,
маленьким ножом с узким концом наносим силуэт будущей работы. Это могут
быть цветок, рыбка, слоник и т. д. Обозначенный силуэт выделяем резче, а
вокруг него убираем лишнее мыло, таким образом, создаём объёмный рельеф.
Для работы в круглой, объёмной скульптуре, удобнее работать с куском
мыла в 200 грамм. В этом случае рисунок силуэта задуманной фигуры нужно
намечать с каждой стороны мыльного куска. Принцип работы, «от общего к
частному», то есть, постепенно убирая лишнюю массу с каждой стороны, мы
приближаемся к задуманному варианту композиции. Чем больше практика
работы с мылом, тем окончательный вариант проработки формы становится
более тщательным и изысканным. С приобретением навыка и опыта резьбы из
мыла, задачи усложняются, появляются фигурки людей и животных,
архитектурные формы и декоративная пластика. Разнообразие цветов мыла
приучает ребёнка к эстетике, вкусу, чувству гармонии формы и цвета. Этот
новый вид творческой деятельности в нашей школе очень нравится детям и
родителям, потому, что дети дарят родителям свои подарочные изделия измыла. С работами из мыла мы проводим выездные выставки и мастер – классы
с участием детей. Таким видом творчества занимаются только в нашей школе.
Лепка из гипса
Ещё один метод обучения - это лепка из гипса на проволочном каркасе.
Преимущество этой лепки состоит в том, что готовая работа довольно прочная,
потому, что лепится она из гипса плотного раствора, чтобы не тратить время в
ожидании пока гипс будет готов к работе. Эти работы делаются с
предварительным эскизом из пластилина или из глины. Автор должен
чувствовать, какая форма и силуэт должны быть в конечном варианте, ведь в
отличие от глины, где можно менять форму в поисках интересного силуэта, в
гипсе этого делать нельзя. Автору нужно представить будущую работу в
готовом виде, чтобы сделать под неё проволочный каркас.
Каркас делается из мягкой алюминиевой проволоки и закрепляется на
дощечке. Мягкая проволока позволяет ученику согнуть её таким образом,
чтобы как можно точнее воспроизвести форму и силуэт эскизного варианта
будущей композиции. Уже на этом этапе работы, ученик развивает своё
образное, пространственное мышление, потому что в проволочном каркасе он
должен увидеть окончательный вариант своей будущей работы. Второй этап
этой работы, лепка из гипса. В маленькой формовке, (резиновый мячик
разрезанный пополам), разводится гипс в небольшом количестве, чтобы успеть
нанести его на каркас до его засыхания. Так, постепенно, каркас облепляется
гипсом и создаётся форма и силуэт будущей работы. Готовый эскиз позволяет
автору сохранять ту форму и композиционную задумку, которую ученик
воплощает уже в гипсе. Сам процесс лепки из гипса очень творческий и
интересный, материал и его фактура подсказывают автору новые пластические
решения в окончательном варианте композиции. Отличительная особенность
лепки в гипсе от формовочной работы, заключается в том, что фактура работы
получается намного живее и интереснее, что влияет на образ задуманной
композиции.Личный опыт
Есть такое понятие, «особо одарённые дети», которых одарила природа,
они встречаются в разных областях деятельности, в том числе с
художественными природными наклонностями. И только единицы из них
одарены редким даром образного пространственного мышления, чувством
объёмной пластики.
Не все из одарённых детей становятся профессиональными
скульпторами, есть много самодеятельных художников, рождённых с этим
даром, но которые, по разным причинам, не смогли реализовать себя, развить в
нужном направлении этот природный дар. Чтобы развивать эти природные
способности у ребёнка, прежде всего, их должны заметить родители, которые
смогли бы найти ту художественную школу и тех преподавателей, которые
смогли бы развить эти способности. В основном, все родители, приводящие
своих детей в художественную школу, уверены, что именно их ребёнок самый
талантливый и гениальный. Педагогу не просто сразу выявить, из большого
количества детей особо одарённых. Должно пройти какое-то время, пока дети
сами проявят себя в творческом процессе. За сорокалетнюю практику работы в
художественной школе, таких особо одарённых детей в области скульптурной
пластики, было не так много, может быть, около тридцати человек. Почти все
из них закончили художественные вузы, академии художеств и стали членами
Союза художников России, работают скульпторами и педагогами в разных
городах нашей страны. Недавний пример таких одарённых детей в
скульптурной пластике радует нас второй год подряд поступлением наших
учеников, сразу после художественной школы, в академию художеств им.
С.Г.Строганова на монументальную скульптуру. Оригинальные, необычные
скульптурные композиции этих девочек, сначала заметили на всероссийской
Строгановской олимпиаде и пригласили их на второй тур олимпиады в Москву.
А после успешного участия на этой олимпиаде, они поступили в
художественную академию. Сейчас одна из них учится на втором курсе, а
вторая - на первом курсе отделения монументальной скульптуры вхудожественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова в г. Москве.
Теперь нашу школу хорошо знают в этой академии художеств, ведь туда
поступают после обучения в художественных вузах, а после художественной
школы поступают очень редко.
Заключение
Трудно переоценить значение занятий скульптурой в развитии
художественно - пластических и, как следствие, творческих способностей.
«Занятия по скульптуре должны строиться с учётом не только логики
развития художественной культуры детей, но и развития художественно –
пластических и творческих способностей, то есть развития целого комплекса
способностей. И очень важно, чтобы уже на начальной стадии обучения
учащихся в художественной школе все специальные предметы были
направлены на развитие художественно – пластических способностей, без
которых не может быть сформирована творческая личность». [1, c.15]
Список использованной литературы:
1. Малеев В.Ю. Автореферат и диссертация «Развитие художественно –
пластических способностей учащихся детских художественных школ на
занятиях по скульптуре». 2010 г. стр. 2-18.
2. Хапчаева З.А. Автореферат и диссертация «Развитие художественного
воображения студентов художественно – графического факультета на занятиях
по скульптуре». 2011 г. стр. 3-26.
3. Пилипер А.В. Автореферат и диссертация « Развитие пространственного
мышления студентов художественных факультетов педвузов на занятиях
скульптурой». 2008 г. стр. 3-21.
4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. 1974 г. стр. 3-12.
5. Скульптура, программа для детских художественных школ и школ
искусств, Москва 1982 г. стр. 3-12.6. Малеев В.Ю. Скульптура в детских художественных школах, школах
искусств «Искусство и образование», 2010г №2 стр. 114-120
7. Малеев В.Ю. Развитие творческих способностей детей средствами
скульптуры «Изобразительное искусство в школе», 2009 г. №1 стр.68-75
8. Малеев В.Ю. Формирование и развитие творческих способностей
учащихся 7- 8 лет на занятиях скульптурой в программе дополнительного
образования. Малеев В.Ю. «Сборник научных трудов, вопросы теории и
методики преподавания изобразительного искусства» Курск 1998 г. стр.112-
115.
9. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. Москва
1986 г. стр. 3-15.
10. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в
детском кружке 1998 г. 47 стр.
11. Андрианов М.А. Философия для детей, Минск 2004 г. стр. 16-27.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить