Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Сценарий экскурсии по экологической тропе «В гостях у леса» национального парка «Припышминские боры»

Сценарий экскурсии по экологической тропе «В гостях у леса» национального парка «Припышминские боры»

« Назад

18.04.2015 04:19

Цели экскурсии:
-расширить знания о природе своей местности;
-развивать у детей интерес к изучению местного природного окружения;
-воспитывать уважительное отношение к красоте и природе малой родины;
- формировать навыки сознательной заботы о природе родного края.
Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются во
время мероприятий, проводимых на тропе, ориентированы на развитие у детей
и взрослых экологической культуры и экологического сознания..
Паспорт учебной экологической тропы.
Расположение: Свердловская область, Талицкий район, ФГБУ
Национальный парк «Припышминские боры».
Значение экологической тропы: просвещение, обучение, воспитание по
вопросам окружающей среды.
Краткое описание границ маршрута.
Маршрут экологической тропы находится на территории ФГБУ
Национального парка «Припышминские боры» и имеет протяженность в 2
километра 600 метров. Проезд до начала тропы на школьном автобусе, далее
пешком по грунтовой дороге, тропинкам.
Начинается тропа около санатория «Сосновый бор» (окрестности г.Талица
, у подножья г.Петруниха, и заканчивается на станции «Ургинский кордон» на
берегу Ургинского пруда, где в 200-300 метрах от пруда расположена остановка
городского транспорта, где учащихся будет ожидать школьный автобус.
Проходит маршрут в типичных, характерных для территории парка местах.
Интересным объектом является граничный ров(общая протяженность 30 км.),
вырытый военнопленными в период Первой мировой войны. Интересные
формы рельефа: овраги, луга. Существует возможность наблюдения диких
животных: бобр, косуля. Категория- пеший маршрут, протяженность 6километров. Данный маршрут предназначен для детей среднего и старшего
школьного возраста.
1. Станция «У подножья г.Петруниха».
Станция расположена у подножья горы Петруниха, на территории
санатория «Сосновый бор». Педагог рассказывает краткую историю создания
национального парка «Припышминские боры». Объясняет правила поведения
на территории парка и технику безопасности.
Педагог: Уважаемые и ребята! Вы находитесь в национальнальном парке
«Припышминские боры» Сегодня нам предстоит совершить путешествие в
царство природы по наиболее характерным и живописным участкам парка.
Пройдя пешком по лесной тропинке, мы поближе познакомимся с
достопримечательностями Припышминских боров, узнаем много нового и
интересного о нашей природе, мы подышим свежим воздухом соснового леса,
познакомимся с историей нашего края и деятельностью сотрудников
национального парка.
Для начала нашего путешествия вы должны ознакомиться с правилами
поведения в национальном парке, а так же должны соблюдать технику
безопасности на природе. Во время нашей увлекательной экскурсии мы
должны провести два пересчета.
Техника безопасности:
· Нельзя пить воду из рек, незнакомых родников и небольших водоемов, а
также пробовать неизвестные вам ягоды, плоды, грибы и растения
· Нежелательно подходить близко к краю обрыва, заходить за ограждениена тропе
· При движении по обрывистому берегу водоема не толкаться, дистанция
между экскурсантами на расстоянии вытянутой руки;
· При движении по склонам не бежать, дистанция между экскурсантами 1
метр;
· Если на маршруте вам встретится дикий зверь, не подходите близко к
нему - это опасно для вас, они могут оказаться агрессивными. И не делайте
попыток кормить диких животных - это опасно для них.
· Не рекомендуется без сопровождения самостоятельно осуществлять
передвижение по маршруту, отставать от группы и уходить от нее в сторону за
пределы предусмотренного маршрута.
Правила поведения:
- Ни в коем случае не сходить с тропы. Не мешать жить обитателям тропы
- проходите без лишнего шума.
- Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.
- С тропы нельзя выносить сувениры природы: камни, ветки, коряги и.т.д.
- С тропы можно выносить только знания, впечатления, фотоснимки,
творческий подъем и вдохновение.
- На тропе разрешена охота только на комаров и клещей.
- Не сорите на тропе - вы на ней не последние посетители.
- Понадобятся в путешествиях знания о природе, внимание и
наблюдательность, а так же хорошее настроение.
Территория парка является охраняемой природной зоной, поэтому, если вы
хотите посетить наш парк, необходимо следовать установленным правилам и
не наносить вред окружающей вас природе.
Итак, наша экскурсия начинается!
Национальный парк - территория ,на которой мы находимся, где
охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника
отличается допуском посетителей для отдыха. Парк был создан в 1993г. Общая
площадь парка 49000 гектаров.Расположен в Талицком и Тугулымскомрайонах Свердловской области.
2. Станция – «Обрыв».
Станция расположена у основания обрыва с четко выраженными
почвенными горизонтами. Ученики выполняют следующие задания:
- назвать почвенные горизонты;
- определить тип почвы;
- определить механический состав почвы.
3. Станция – «Муравейник».
Станция расположена в лесу возле муравейника.
Обучающиеся отвечают на следующие вопросы:
- назвать жителей муравейника;
- какого типа ротовой аппарат у муравья?;
- где у муравья находится жало?;
- где зимуют муравьи?;
- какую пользу и вред приносят муравьи?4.Станция – «Животный мир».
Педагог: Фауна нашего парка типична для южной тайги и насчитывает 46
видов млекопитающих, 173 вида птиц, по 5 видов земноводных и
пресмыкающихся, 17 видов рыб. Особенность фауны - соседство таёжных
видов и лесостепных – бурый медведь и большой суслик, кедровка и серая
куропатка. На территории парка высокая численность копытных – лося, косули
и кабана, тетеревиных птиц – глухаря, рябчика и белой куропатки,
многочисленны бобр, барсук, куница и др. животные.
Обучающиеся определяют названия животных и птиц, обитающих в
нашей местности по фотографиям (Бурый медведь, лось, кабан, бобр ,барсук,
сорока, синица, чечётка, свиристель, щегол, сова).
Учащиеся наблюдают за птицами, пением, поведением, гнездованием,
наблюдения за пресмыкающимися.
5. Станция – «Растения вокруг нас».
По фотографиям, по растущим вокруг растениям назвать растения нашего
края. (Раздаточный материал: Донник; Купавка; Папоротник; Мать-и-мачеха;
Бодяк; Пастернак; Лилия кудрявая; Папоротник мужской; Волчье лыко;
Клевер.)
6. Станция – «Луг».
Станция расположена на пойменном лугу. Цветной разметкой выделяется
участок размером 1м2 с характерной луговой растительностью. Участки
команды получают 1 балл за каждые пять правильно названных растений.7.«Австрийская канава». - Это ров по границе государственных и
крестьянских лесов, вырытый в период первой мировой войны
военнопленными австрийцами и немцами.
Педагог рассказывает ребятам о прошлом историческом нашего края.
Краткие сведения о первой мировой войне, о том ,как к нам в наш край были
сосланы военнопленные. Они тоже принимали участие в строительстве
хозяйственных объектов края.
8. Станция – «Хвойные породы деревьев».
Станция расположена в лесу, у хвойного дерева. Кроме этого,
приготовлены веточки недостающих хвойных пород (кедр, лиственница, ель,
пихта). Команда определяют породу хвойного дерева по веточкам.
На этой же станции расположена молодая, 10-15-летняя, сосна. Ребята
выполняют следующие задания:
Главное богатство национального.парка- это сосновые леса, ониотличаются высоким показателем продуктивности. Посмотрите этой сосне 180
лет, 1 кольцо -1 год. Если сравнивать с другими районами, например взять
северные или южные то там уже таких крупных сосен не встретится. это
говорит о том, что климат на территории национального парка благоприятен.
- определить возраст сосны;
- определить стороны горизонта.
9. Станция – «Грибы».
Необходимо определить съедобные и ядовитые грибы и дать их названия
по карточкам с изображением шляпочных грибов.(Ядовитые грибы: Бледная
поганка; Галерина окаймленная; Желчный гриб; Красный мухомор; Перечный
гриб. Не ядовитые грибы: Волнушка; Грузди; Маслята; Опята; Подгруздок;
Подосиновик; Рыжики; Сыроежки.)
10.Станция – «Целебная кладовая» .
Педагог проводит знакомство с лекарственными растениями, правилами
сбора, охраной редких растений.
Сосна. Это одно из ценнейших хвойных деревьев. Воздух соснового леса
очень полезен для больных туберкулезом, так как хвоя сосны выделяет
фитонциды, которые, попадая в легкие, убивают микробы. Лечебные свойства
имеют все части растения. Сосновые почки применяют как отхаркивающее,
мочегонное, дезинфицирующее средство для ингаляций, а хвою применяют как
сырье, содержащее витамин С и каротин.
Сосна поистине лечебное дерево — она обеззараживает воздух, рассеивая
в нем фитонцидные летучие вещества. Не случайно санатории, дома отдыха,
пионерские лагеря стремятся размещать в сосновых борах. Эфирные масла
сосны, окисляясь кислородом воздуха, выделяют в окружающую атмосферу
озон (трёхатомный кислород), который оздоровляет организм человека.
Особенно целебен он для больных туберкулезом. Благоприятное действие
кислорода и озона сочетается с летучими выделениями сосны, облачающими
сильными антимикробными свойствами.Можжевельник – это дерево, либо кустарник семейства кипарисовых,
вечнозеленое растение, которое широко распространено практически по всей
Земле в великом разнообразии своих видов. Можжевельник, лечебные свойства
которого используются как в народной, так и в официальной медицине,
причисляют еще и к декоративным растениям. Его бактерицидные лечебные
свойства известны с древних времен: аромат благотворно влияет на состояние
нервной системы, увеличивая жизненные силы человека.
11Станция- «Ургинский кордон».
В завершении экологического маршрута посетителей встречает «Ургинский
кордон»
Живописные берега пруда и оформленные места отдыха завершают
экскурсионную картину
Экскурсия заканчивается в 200-300 метрах от Ургинского пруда , где
расположена остановка городского транспорта, там учащихся будет ожидать
школьный автобус.
Литература:
1. .Захлебный А.Н. На экологической тропе опыт экологического
воспитания)- М. : Знание, 1986.
2. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников
во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.
3. Растения и грибы национального парки «Припышминские боры» ̸
Научное издание. Ответственный за выпуск Н.А. Локтинова. Отпечатанов типографии ИПЦ «Издательство Уральского университета»
Екатеринбург 2003г.
4. Материалы ФГБУ Национальный парк «Припышминские боры»
5. География Свердловской области: Учебное пособие для основной и
средней школы ̸Под ред. В.Г.Капустина и И.Н.Корнева- Екатеринбург:
Издательство «Сократ», 200



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить