Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

« Назад

13.10.2015 02:08

Проблемой развития речи детей дошкольного возраста с помощью сказки
занимались такие педагоги, как В. П. Аникин, Н. Я. Большунова, И. В. Вачков,
В.М. Водовозова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. А. Кабачек, С.С. Ушакова, О.А.
Шорохова и другие. Н.М. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют
словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие
связной монологической речи.
По мнению ученых, при использовании сказкотерапии в развитии речи
создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания
ребенка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств
языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и
выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает
взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на
занятиях создается благоприятная психологическая атмосфера, обогащение
эмоционально – чувственной сферы ребенка, а также приобщение детей к
народному творчеству.
У детей от трех до шести лет умственное развитие характеризуется
формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах,
сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает
формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее
описание. Делает он это с помощью сказки. Возраст 4-5 лет является вершиной
сказочного мышления. С помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую
действительность.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет
наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей
и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными,
легко перевоплощаются в них, копируют их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок соотносит себя преимущественно с человеческими
персонажами: принцами, царевнами, богатырями. Чем старше становится
ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях,
потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Основным принципом подбора сказок является направленность проблемной
ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает
сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.
Сказка помогает ребенку активизировать различные стороны мыслительных
процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения
умения узнавать и пересказывать сказку, определять ее героев и отношения
между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно
устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения,
связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. У детей
совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов,
расширяется словарный запас.
Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся в
сказкотерапии:
1. Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета,
отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных
чувств. Примеры: «Курочка Ряба», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-
Лебеди», «Колобок», «Маша и медведь» и другие.
2. Авторские: сказки Ганса Кристиана Андерсона, Шарля Перро, Александра
Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других
писателей-сказочников.
3. Психотерапевтические: их характерной особенностью является
счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребенка
определенный вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.
4. Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям
новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для
ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.
5. Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребенку для
ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.6. Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у
ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели
взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми.
Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в
их сюжете отрицательных героев и конфликтов.
7. Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у
ребенка, а также особенности его характера.
Русские народные сказки способствуют развитию монологической речи,
дают образцы русского литературного языка. По мнению Е.А. Флериной,
литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные
характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами
художественного слова еще до усвоения грамматических правил школьной
программы, маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы
языка в единстве с его лексикой.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь
обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям
излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры,
эпитеты и другие средства образной выразительности.
Сказка выполняет важные речевые и коммуникативные функции:
- лексико-образную, так как формирует языковую культуру личности;
- активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка;
- при пересказе, драматизации — становление речевой культуры;
- развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный
компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию,
диалогу);
- развивающе - терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект.
Возможности сказкотерапии уникальны в развитии монологической речи
дошкольников, так как никакой иной вид деятельности не может обеспечить
такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой
активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного,
эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения
уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей,
развивает их индивидуальные способности.
Работая со сказкой, педагог оказывает на ребенка определенное
воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у детей не
возникает ощущения давления. Педагог как будто просто рассказывает сказки,
использует “сказочные” занятия, но, как показывает практика и исследования
специалистов, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное
воздействие, поэтому очень важно создать такие условия для психологической и
педагогической работы, в которых эта способность проявляется, усиливается и
помогает ребенку преодолевать трудности в развитии речи



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить