Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Методические рекомендации "Правописание безударных гласных, проверяемые ударением, в корне слова"

Методические рекомендации "Правописание безударных гласных, проверяемые ударением, в корне слова"

« Назад

13.10.2015 01:50

Всем известно, что правило правописания безударных гласных в корне слова
является одним из самых сложных в русской орфографии. Формально выучить его
не трудно, но практическое его применение достаточно высокого уровня речевого
развития, позволяющего быстро и правильно подбирать проверочные слова.
Систематически наблюдая те трудности, с которыми связан для детей поиск
проверочных слов, пришли к утверждению, что изученные правила на правописание
безударных гласных следует начинать «с другого конца».
Нужно не мучить учащихся поисками проверочных слов, а сразу дать им
основные корневые слова, в которых «ускользающий» гласный находится под
ударением и правописание которых не вызывает сомнений. В дальнейшем нужно
упражнять детей в подборе к этим словам возможно большого количества
родственных слов, написание которых не составит уже особых трудностей и будет
ими прочно и осознано усвоено.
Например, если учащийся в качестве исходного будет писать слово ЛЕС, то
необходимость написания через Е слов лесовик, лесной, лесник, лесничий, лесок
будет для него гораздо более очевидна, чем после перебора целого ряда не всегда
удачных или даже совсем не подходящих по смыслу проверочных слов.
Исходное же слово ЛИС повлечёт за собой совершенно другой ряд слов – лиса,
лисица, лисёнок, лисичка, лисонька, в котором вряд ли всплывёт что-либо
относящееся к ЛЕСУ. То же самое со словом ЛИСТ, к которому будем подбирать
слова типа листик, листок, листва, лиственный с учётом их смысловой связи с
исходным словом. И уже можно надеяться, что дети не допустят написание типа
лЕсток и лЕства.
Для облегчения задачи подобрать к каждому исходному слову возможно большего
числа однокоренных слов важно дать какие-то общие ориентиры, общую программу
поиска. Нужно научить подбирать слова таким образом, чтобы они охватывали, по
возможности, все части речи.2
ПИСАТЬ
Им. сущ: письмо, письмецо, письменность, записка, выписка, расписка, запись,
переписка, перепись
Им. прилаг.: письменный, записной, расписной
Глагол: писать, списать, переписать, расписать, выписать, подписать, вписать.
Наречие: письменно.
Подбор к каждому исходному слову возможно большего числа родственных слов
важен по следующим причинам:
1. Ребёнок овладевает правильным написанием одного только «проверяемого» в
данный момент слова, а сразу большой группы родственных слов.
2. Он приучается отталкиваясь непосредственно от корневого слова, мгновенно
«просматривать весь ряд, что обеспечивать правила а процессе письма.
3. Усваиваются разные оттенки значений однокоренных слов, что позволяет
ученику разобраться в тонкостях их употребления в речи (присмотреть за
ребёнком, просмотреть (бегло) книгу, рассказ, рассмотреть рисунок).
Всё это будет способствовать развитию у учащихся «чувства языка», поэтому
на прочтение и обдумывание ряда однокоренных слов не нужно жалеть
времени. А лучше всего неоднократно возвращаться к этому занятию. Хорошо
подумать над приведенными «гнёздами» слов, ребенок сможет и в
дальнейшем перенести приобретенное умение и на другие аналогичные
случаи на первые встретившиеся слова. Ведь вся беда в том, что дети не видят
связи между словами, а поэтому и не умеют оперировать словами.
Ориентировка на исходное корневое слово не исключает необходимости
поиска проверочных слов, она лишь ускоряет и облегчает этот поиск. Но здесь
сплывает еще одна сложность, которая состоит в неумении определять
ударный слог, отличать его от всех остальных слогов. Именно поэтому дети
часто подбирают слова, в котором проверяемая гласная тоже находится в3
безударном положении (водичка – вода). Нужно объяснить, что ударный слог
произноситься продолжительнее и громче других.
Вот один приём: пусть ребенок подальше отойдет и прокричит слово (вода).
Ударный слог будет выделяться отчётливее. Использование этого приёма
помогает понять «суть проблемы».
Можно использовать стихотворение.
Что значит ударный слог?
Быть может его ударили?
Он громче звучит дружок,
И длины в нем немного прибавили.
Когда неизвестно тебе,
Какие буквы писать,
Поставь ударенье везде –
И сможешь точно узнать.
В словах лесной и листок
Нам слышится гласный И,
Но сделай ударный слог –
И ясно всё: лес и лист!
Для понимания правила можно выполнения задания.
ЗАДАНИЯ 1. Оно рассчитано не понимание различия в значения близких по
смыслу слов, что важно для выработки умения определять их «родство». После
предварительного прочтения словосочетаний ребенок подбирает каждому
произнесенному вами слову наиболее подходящее по смыслу, например:
Посмотреть (в сторонку, на человека)
Присмотреть (за ребенком)
Просмотреть (книгу)
Высмотреть (знакомого человека)4
Рассмотреть (рисунок, картину)
Всмотреться (в схему)
Засмотреться ( на море)
Усмотреть (опасность)
ЗАДАНИЕ 2. Подобрать как можно больше слов (однокоренных) к словам: чёрный,
ночь, пила, вечер. Записать слова, подчеркнув сомнительную гласную.
ЗАДАНИЕ 3. Определить ударное и безударное положение гласной в каждом слове.
Поставить ударения
а) в..да, в..дичка, в..дный, в…дянистый.
б) г..ра, г..рка, г..рный, г..ристый, приг..рок, г..рушка, наг..рный.
ЗАДАНИЕ 4. Подобрать к каждому данному слову с ударным положением
выделенного гласной, такое родственное слово, в котором эта же самая гласная
находится в безударном положении.
а) грОм, звОн, дОждь, пОле, мОре, вОлк, нОрка, кОврик.
б) дЕрево, лИс, лЕс, вЕтер, олЕнь, пЕчка, дИво, дИкий.
ЗАДАНИЕ 5. Подобрать к данным словам родственные слова для проверки
безударных гласных. Вставить пропущенные буквы
Е или И, А или О
а) в..твистый, л..нивый, прол..вной, з..мляной, ш..рокий.
б) л..зать, л..жать, ч..тать, м..шать, л..пить, оп..шить.
в) м..сты, г..ра, в..да.
ЗАДАНИЕ 6. Вставить слова пропущенные буквы после подбора проверочных слов.
Обратите внимание ребенка на то, что для нескольких однокоренных слов
достаточно лишь одного проверочного слова.5
х…дить, вых..дить, зах..дить;
б..жать, б..гун, б..готня, б..глец, б..гущий.
ЗАДАНИЕ 7. Вставить в слова пропущенные буквы после подбора проверочных
слов. (это задание сложнее предыдущее т.к. слова с безударными гласными здесь
даны в разбивку).
Скл..нение, затм..ние, перех..дить, рассм..треть, накл..няться, зв..нить,
л..пить, ч..стокол, выч..стить, ож..вление, выб..гать, т..мнота, т..шина, св..ча.
ЗАДАНИЕ 8, вставить в слова пропущенные буквы Е или И после проверки при
помощи проверочных слов. Это задание сложнее, т.к. даны слова, не разбирающиеся
ранее.
Перех..трить, ух..триться, исх..триться,
Л..докол, л..дянной, л..дышка, зал..денеть;
В..сна, в..сенний, в..снушка.
ЗАДАНИЕ 9. Записать данные предложения в виде репродуктивного диктанта.
СИделка сИдела около больного.
Земляные орехи растут на зЕмле.
В стОловой много стОлов.
Суп мы свАрили, а чай завАрили.
ЗАДАНИЕ 10. Записать предложения в виде контрольной диктовки (без
предварительного разбора).
Солнышко освЕтило зЕлёную лужайку.
Летом и в нОчное время бывает свЕтло.
Весной рЕка вышла из свОих бЕрЕгов.6
Даже при условии безошибочного написания всех встретившихся в диктанте слов с
безударными гласными работу над усвоением данного грамматического правила
необходимо продолжать в течении достаточно длительного времени.
Слова для запоминания.
К этой группе слов принято относить все слова с безударными гласными в
корне слова, которые нельзя проверить при помощи постановки их под
ударение. Правописание этих слов полностью подчинено традиционному
принципу. Единственный путь овладения их правильным написанием – это
ежедневная запись в рабочую тетрадь или в словарик. При написании этих
слов дети допускают бесчисленное количество ошибок.
Дети не понимают цели. Они направляют свои усилия на то, чтобы
запомнить самим слова, а не на то. Как следует писать. Пользы от этого нет.
Здля заучивания написания таких слов есть несколько советов.
1. В процессе заучивания все слова необходимо произносить так, как оно
пишутся, а не так как произносятся. Это нужно делать на всех уроках
(русском языке, литературе, окружающему миру) рЯбина, Олени, вОкруг,
зАяц.
2. С целью улучшения запоминания слов лучше всего постараться найти
какие-то свои приёмы. Вот такой, например: выделить названия овощей и
записать их в два столбика.
О А
Огурец картофель
Помидор кабачок
Морковь капуста
Горох баклажан
Облегчает заучивание слов второго столбика и то, что первые три слова
начинается на К.
3. Слова с сочетаниями ОРО и ОЛО, где звуки Р и Л находятся между двумя
гласными О. этот случай подходит к исконно русским словам. В7
заимствованных словах можно писать не только ОРО, ОЛО, но и АЛА,
АРА, поэтому лучше писать их в два столбика
-ОЛО-, -ОРО- -АЛА-, АРА-
Соловей карандаш
Молоко барабан
Дорога сарай
Корова парад
….. гараж
Здесь тоже может помочь знание, в ударном слоге пишется А (гараж,
парад), то в безударном слоге О (корова, горох).
Если ребенок поймет эту закономерность, то прочно запомнит написание
гласной и не сделает ошибок.
4. Отдельно можно написать слова, где три одинаковых буквы О,А
О А
Молоко карандаш
Молоток таракан
потолок барабан
…… …….
под ударением под ударением
без ударения без ударения
при заучивании таких слов необходимо к каждому из них подбирать возможно
сольное число родственных слов. Это важно по таким причинам:
1) Ребенку принято узнать, что запоминание только одного «трудного» слова
избавляет его от ошибочного написания и многих других (родственных) слов,
запомнив написание слова барабан он одновременно овладевает и написанием
слов барабанщик, барабанить, барабанный.
2) Такое «обыгрывание» каждого слова значительно повышает быстроту и
точность его запоминания.8
3) Это способствует развитию, чувства языка и, в частности, совершенствованию
навыка подбора однокоренных слов.
5. Необходимым условием для усвоения словарных слов является проведение
предупредительных диктантов, которые позволяют не допускать ошибок в
этих словах и дает возможность «приучать руку» ребенка к их правильному
написанию.
Исправление же уже сделанных ошибок имеет меньший эффект. После
исчезновения ошибок в предупредительных диктантах можно переходить к
контрольным диктантам, которые уже не предусматривают
предварительного разбора подлежащих записи слов.
6.слова, написание которых уже прочно усвоено ребенком, постепенно
исключается из работы с тем, чтобы можно было больше внимания уделять
новым или более трудным для него словам. И писать снова слова, если
появились ошибки. И делать это немедленно, чтобы исправить положение с
наименьшей затратой времени и усилий. Достигая цели безошибочного
написания безударной гласной в корне слова используем различные
методы, приёмы, виды работ.
1) работа с разными карточками, где нужно поставить пропущенную
гласную или вставить гласную и подписать проверочное слово.
2) написать слово (под диктовку, списать) и подобрать проверочные,
причем не одно, а несколько.
3) подписать однокоренные слова к слову….., подчеркнуть слово с ударной
гласной, т,е. проверочное.
4) диктанты предупредительные письменные и устные. Если учитель
диктует, а дети показывают гласную букву, которую нужно писать. Или
дети читают слово, которое показывает учитель, про себя и сигналом молча
показывают нужную букву.
Полное исключение случаев ошибочного написания слов за счёт
предупреждения ошибок – единственный верный и надёжный путь
обеспечения правильного письма.9
Литература:
1. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы
обучения русского языка в начальных классах// Под ред. М.С.
Соловейчик. – М.: Просвещение. 209 г.
2. Ибрагимова, А.И. Развитие орфографической зоркости учащихся
младших классов/ - Н. Челны, 2006 г.
3. Разумовская, Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. Для
учителя. – М.: Просвещение, 2000г.
4. Тоцкий, П.С. Орфография без правил. – М., 2001 г.
5. Сайт «Начальная школа» http://n-shkola.ru/



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить