Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников

Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников

« Назад

17.06.2015 23:07

Всем известно, что проблема природоохранного просвещения и формирования
экологического сознания человека актуальна не только в нашей стране, но и во
всем мире. Дошкольный возраст является базой для формирования основ
мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического
воспитания. Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром
природы, тем раньше пробудится в нем чувство прекрасного, тем больше в его
душе будет посеяно доброты, а значит и сильнее будет желание оберегать
окружающую природу. Комплексно реализовать вопросы взаимодействия
ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых,
самодеятельность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в
педагогическом процессе, мне помогает метод проектов.
Метод проектов особенно эффективен в экологическом воспитании
дошкольников. Он является методом практического целенаправленного действия,
открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и
главное, он идет от детских потребностей и интересов
В процессе работы над проектом добиваюсь, чтобы каждый ребенок умел
высказать свою точку зрения и учился искать и находить решение проблемы,
применять свои знания на практике, видеть необычное в нашем ежедневном
окружении, ставлю ребенка в поисковую ситуацию, чтобы он активно,
творчески, самостоятельно приобретал опыт и осваивал окружающий мир.
Проект позволяет ребенку почувствовать себя исследователем, а так же,
объединяет детей, родителей и воспитателей в совместную деятельность.Наш детский сад расположен на окраине поселка в сосновом лесу и на
территории ДОУ имеется естественный лесной массив, что положительно
сказывается на здоровье детей и позволяет нам глубже знакомить детей с
особенностями природы родного края. На участке проложена экологическая
тропа, где имеются видовые точки - это различные виды деревьев и кустарников,
разнообразные растения, цветочные клумбы, альпинарий, водоем, уголок луга,
тайги, метеостанция. Разработан экологический паспорт ДОУ и паспорт
экологической тропы.
Важным компонентом экологического воспитания детей дошкольного возраста
является самостоятельная экологическая деятельность, а возможность
самостоятельной организации детей в природе обусловлена созданием в
дошкольном учреждении экологически развивающей среды. Для этого есть все
условия: экологически чистая зона, естественный лесной массив на участке
детского сада, экологическая тропинка. Всем известно, что непосредственный
контакт дошкольников с объектами природы, наблюдения и практическая
деятельность гораздо эффективнее, чем познание природы через книги, сказки,
картины. Дети любят играть с песком, с камешками и, зная это, я предложила
детям все интересные камешки принести в группу и создать музей камней, в
работу подключился и коллектив, и родители. Эта работа проводилась в зимнее
время и включала в себя различные беседы, подвижные и дидактические игры,
сочинения рассказов и сказок, работу с камнями, с ящиком ощущений. Была
создана модель «Горный ландшафт» и собрана коллекция камней. Родители с
детьми собрали богатый иллюстративный материал по горным ландшафтам
(иллюстрации, картинки, фотографии), и картинки для альбома « Для чего
нужны камни». Результат работы – создание мини – музея «Камни» и выставка«Самоцветы» (родители и работники ДОУ принесли украшения) с хозяйкой
медной горы. Проект заинтересовал всех и родителей, и детей, и коллектив. Было
очень приятно, что в работе над проектом участие приняли все родители.
Видя интерес детей к проекту, решила продолжить проект и создать на
участке альпийскую горку. Наши помощники – дети, родители, коллектив меня
поддержали. И у нас получился долгосрочный проект «Альпинарий» (по
которому мы продолжаем работать до сих пор).
Работа включает целый комплекс задач:
- Формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе, их
взаимосвязи;
- Воспитание у детей любви ко всему живому, желание беречь и защищать
природу.
- Знакомство со свойствами камней, почв.
- Формирование элементарных представлений об особенностях горных
ландшафтов;
- Развивать познавательный интерес, формировать навыки
экспериментирования.
- Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе;
-Воспитывать привычку повседневной физической активности.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность
с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Реализация проекта осуществляется через разные виды деятельности.Работа ведется по трем направлениям: «Горы (камни)» - « Почва» - «Растения».
Направление «Горы». В теплое время года для того, чтобы наглядного
рассмотреть строение горы и ее особенности вместе с ребятами в Альпинарии
соорудили «Макет горы» и
« Альпийские горки» - своеобразную модель горного ландшафта в уменьшенном
виде. Сочетание камней, почвы, растений придает горкам неповторимый
привлекательный вид.
Направление « Почва». (Проблема «Для чего нужна почва»)
Создали экспериментальную площадку. Где с детьми проводилось много опытов,
экспериментов: рассматривали, что в почве есть растения, влага, воздух, что
почва - это «живая земля». Наблюдали, на какой почве, какие растения лучше
растут.
Направление «Растения». Цель данного направления:
-познакомить детей с названиями садовых растений, с приемами ухода за ними;
-развитие познавательного интереса;
-любовь к родному краю.В ходе работы над проектом была проведена большая практическая
деятельность по созданию клумб, где цветы выращивали дети совместно с
воспитателем и родителями. С детьми проводились беседы, посев семян,
наблюдения за всходами, высадка растений и уход за ними. Данный проект
помог детям проявить свою творческую активность, испытать ощущения
эмоционального удовлетворения и самореализации, способствовал расширению
знаний детей о растениях (знают лекарственные, редкие растения), о значимости
цветов в жизни человека, воспитывает желание создавать эту красоту (значит, и
трудиться). Но самое главное, проект, сплотил всех: родителей, коллектив и
детей. Еще положительный момент: участок детского сада преобразился и стал
не только красивым, живописным, но и оригинальным. Альпинарий является
одним из маршрутов экологической тропы. Из камней на участке дети
конструируют различные поделки, расписывают их, играют, производят
математические действия, а это помогает им чувствовать специфику природного
материала, видеть палитру его красок, форм, развивает воображение, творчество.
Ребята с удовольствием наблюдают за растениями и прилетающими к ним
насекомыми, птицами, трогают, исследуют, рассматривают, экспериментируют,
трудятся, учатся не просто смотреть, а видеть то, что их окружает, рассказывать о
своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и в
пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь,
память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается
сострадание к природе, желание ее беречь и охранять.Работая над проектом в разные времена года, создаем для ребят разную среду,
добавляя или убирая объекты. Так появился водоем (для наблюдений и
ознакомления с водными обитателями и растениями) с водоплавающими
птицами. Изготовленные из глины малые архитектурные формы «Лебедь»,
«Цапля», «Утки» украшают участок и дают возможность для организации и
проведения всевозможных видов экологических игр.
Идеи проектов рождаются исходя из интересов детей, так, в ходе наблюдений
на экологической тропе ребенок младшего возраста спросил: -
« А кто живет под елкой?». Этот вопрос стал проблемой для создания проекта
«Кто, где живет». В рамках этого проекта дети узнали, какие животные живут в
различных климатических зонах. Итог работы – макеты различных зон
проживания животных в группе, а на участке, в уголке тайги – медведь, под
березкой – заяц, а в норе – лиса, террариум с крокодилом, черепахами. Пингвины
в Антарктиде, к ним можно приплыть на корабле.Как уже говорилось выше, работа по проекту стимулирует деятельность
всего коллектива ДОУ и родителей по благоустройству территории детского сада.
На участке создана содержательная и интересная среда не только для
ежедневного общения детей с природой, но и для всестороннего развития детей.
Коллектив неоднократно становился победителем окружных конкурсов.
Участвовал во Всероссийском конкурсе «Территория-2011» и среди детских
садов Иркутской области занял 3 место, в этом достижении есть и частица моего
труда.
В ходе реализации проектов я убедилась в том, что действительно
создается единое образовательное пространство, где участники воспитательно-
образовательного процесса (дети, родители, педагоги), учитывают интересы,
склонности и потребности, слабые и сильные стороны ребенка и опираются на
них; формируется субъективная позиция в различных видах деятельности. Дети
моей группы стали инициативными, самостоятельными деятелями. И им просто
безумно интересно познавать окружающий мир самостоятельно, вместе со мной,
другими детьми и взрослыми, достигать поставленной цели.
Внедрение метода проектов в воспитательно-образовательный процесс
помогло мне не на словах, а на деле реализовать деятельностный подход в
образовании и воспитании дошкольников, способствовал успешному
проявлению ключевых компетентностей у детей.
Реализация проекта способствует не только формированию основ
экологического мировоззрения, но и развитию ребенка как личности (его
мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, эстетическому
развитию), оказывает оздоровительное влияние, т.к. основная часть работыпроводится на открытом воздухе.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить