Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ ЛОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Назад

18.08.2015 00:09

Основной целью учебного предмета «Технология» является
формирование у учащихся общетрудовых и технико-технологических знаний,
умений и навыков, готовности к профессиональному самоопределению;
освоению ими в процессе обучения опыта хозяйственно-бытовой
деятельности, способствующей социализации личности учащихся и
подготовке к осознанному профессиональному выбору. Значит, одной из
основных задач на уроке труда является развитие технологической
грамотности.
В своей практической работе учителю важно учитывать, что одним из
основных компонентов обучения и развития является контроль качества
усвоения учащимися знаний и умений. Главное его назначение состоит в том,
чтобы установить степень достижения учащимися обязательного уровня
технологической подготовки, получить объективную информацию о характере
познавательной деятельности школьников, трудностях и типичных ошибках в
их работе, определить обусловившие их причины, выявить эффективность
организации, методов и средств обучения.
Внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ)
меняет традиционный взгляд на образование, помогает преодолеть
противоречие между активным использованием различных педагогических
технологий и недостаточным ростом эффективности обучения. ИКТ
направлены на интенсификацию образования, развитие логического
мышления, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования
форм и методов организации образовательного процесса, обеспечивающих2
переход от механического усвоения знаний к овладению умением
самостоятельно приобретать новые знания.
Основной целью использования информационных компьютерных
технологий является повышение эффективности урока. К достижению данной
цели мы идем через реализацию следующих задач:
- повышение мотивации обучения;
- развитие познавательной активности учащихся;
- стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
- повышение качества образования;
- совершенствование форм и методов организации учебного процесса;
Мультимедиа позволяет готовить к урокам разные продукты: тесты,
разноуровневые задания, проекты, исследования, рефераты, доклады,
небольшие сообщения, буклеты, презентации, электронные учебники.
Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведению
документации учителя (списки, планирование, конспекты занятий).
Компьютер на уроках используется как:
- средство для предоставления учебного материала учащимся с целью
передачи знаний;
- средство информационной поддержки учебного процесса;
- дополнительный источник информации;
- средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного
материала;
- универсальный тренажер для приобретения навыков практического
применения знаний.
Использование, например, мультимедийных уроков-презентаций,
выполненных, как правило, в программе Power Point, позволяет находить
более интересные формы и методы преподавания уроков по технологии.
Планируя такой (мультимедийный) урок необходимо разработать
последовательность технологических операций, формы и способы подачи3
информации на большой экран. Немаловажным в проведении урока является и
организация обратной связи с учащимися.
Поурочное планирование предмета подразумевает в каждом классе:
- подготовку презентации
- мультимедиа приложения для самостоятельной работы с теорией
- подготовка тестов обучающего и контролирующего характера, которые
позволяют оперативно определить уровень восприятия и понимания
изучаемого материала с использованием ИКТ.
Ребятам становится интересно проверить, что же они смогли освоить на
уроке, а что осталось для них «загадкой», которую предстоит решать. Это
своеобразная рефлексия урока.
Различные формы изложения (электронного) учебного материала
позволяют учитывать индивидуально-психологические характеристики
личности, что, в свою очередь, способствует лучшему восприятию,
интенсификации процесса обучения и повышению качественного уровня
знаний.
На уроке с использованием современных технологий как: Интернет,
презентация, демонстрация видеосюжетов из видеофильмов, учебное
электронное пособие – снимаются многие негативные моменты это: минимум
бумаг, минимум хождений по классу, четкость и наглядность хода урока.
Композиция урока наглядно отражена в сюжетах, предлагаемых на слайдах
презентации, что способствует лучшему представлению учебного материала.
Использование компьютерных технологий позволило вовлечь детей в
активную работу и подвигнуть их к стремлению овладеть необходимыми
знаниями.
У известного педагога В.М. Неменского есть выражение: «Каждый из
нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми своих
детей. Но можем ли мы их … научить счастью?». Дать возможность ребенку
испытать радость от творческого труда – задача современного учителя
технологии. Педагогическими целями использования компьютерных4
технологий в процессе изучения курса «технология трудового обучения»
является развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной
продуктивной деятельности в условиях информационного общества, развитие
творческих способностей при использовании современного программного
обеспечения, формирование операционного мышления направленного на
совершенствование навыков работы на компьютере; развитие
коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности;
обновление содержания предмета.
Доступность обращения, широкие возможности компьютера,
качественный подбор программного обеспечения по предмету позволяет
использовать персональный компьютер на уроках, активизируя учебный
процесс, помогая учащимся реализовать в той или иной мере свой скрытый
интеллект и творческий потенциал. Систематическое иcпользование
компьютерных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства
обучения, развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес
к изучаемому учебному материалу и предмету в целом. Грамотное,
обоснованное использование ИКТ способствует повышению эффективности
качества обучения и сформированности ключевых и предметных компетенций
школьников.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет
не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет
каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и
свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее
обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.
Повышение эффективности образования невозможно без создания
новых форм обучения. Использование информационно-компьютерных
технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего
предмета. Классические и интегрированные уроки в сопровождении
мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов
позволяет учащимся углубить знания, повысить результативность обучения,5
интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения,
самоорганизации, облегчить решение практических задач. Использование
информационно-коммуникативных технологий на уроке технологии
обеспечивает повышение эффективности образовательного процесса,
позволяет наиболее полно ознакомить учащихся с теоретическим материалом,
выполнить практические задания и уложиться в отведенное тематическим
планом время. Логико-психологическая основа использования компьютера
позволяет учащимся определять нормативно-содержательный аспект
организации учебной деятельности.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) создают широкие
возможности развития современного образования, прежде всего в
направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого
потенциала учителя и ученика. Образовательные средства ИКТ, включают в
себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для
решения определенных педагогических задач, имеющие предметное
содержание и ориентированные на взаимодействие с учащимися.
Таким образом, в сфере преподавания технологии использование ИКТ
открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией
материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те
явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными
способами.
Литература:
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю.
Основы профессионального мастерства, М, 2001.
2. Камышова Т.И. Формирование у школьников навыков рациональной
организации учебного труда в условиях модернизации образования,
Коломна, 2004.
3. Костряхов Н.В. Трудовая подготовка учащихся общеобразовательной
школы России. Киров, 2003.6
4. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания
технологии. Брянск, 2000.
5. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм
занятий. Специалист №2, 1992.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое
обучение. М, Просвещение, 2007.
7. Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и
школьника в процессе урока// Вопросы психологии,1990.
8. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация
учащихся. М, 2003.
9. http://festival.1september.ru/



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить