Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Сценарий тематического музыкального развлечения "У самовара не скучаем"

Сценарий тематического музыкального развлечения "У самовара не скучаем"

« Назад

09.11.2014 05:29

 

Цель: расширение представлений детей о национальных традициях и обычаях.
Задачи: формирование интереса к русской культуре посредством фольклора, активизация творческих проявлений детей, обогащение эмоциональной сферы новыми музыкальными впечатлениями.
Оборудование: музыкальный центр, фонограммы, русские народные костюмы для участников, шумовые детские музыкальные инструменты, самовар, предметы быта.

Ход развлечения:
Музыкальный зал оформлен как русская горница: печь, кухонная утварь, столы, накрытые красивыми скатертями, лавками. На столах чашки с блюдцами, самовары, ва-зы с выпечкой, конфетами. Звучит русская народная мелодия (фонограмма). Дети сво-бодно заходят в зал. Входит Хозяйка – ведущая в народном костюме. У нее в руках под-нос с караваем.
Хозяйка: Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!
В гости всех к себе зовем,
И чайку скорей нальем.
Сверху пар и снизу пар,
Вот он, русский самовар!
Песня: «К нам гости пришли»
Хозяйка: В старые времена был на Руси такой обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на посиделках. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей поглядеть, да себя показать. А какие же посиделки без чайку самоварного, горя-чего, бодрящего! Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией. Без него не обходи-лись ни одни посиделки!
Вот и мы собрались сегодня на веселые, «чайные» посиделки!
Милости просим на чашечку чая!
Рады мы всех пригласить,
Чаем вволю напоить!
Ребенок: Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара
С сухарями, с сушками,
Со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
Ребенок: Чая с вареньем и с лимоном,
С кренделями и с поклоном.
Завари, и крепкий чай
Добрым молодцам подай!
Ребенок: И внакладку, и вприкуску,
Пейте чай, друзья, по-русски!
Напился чаю от души,
Веселись тогда, пляши!
Ребенок: Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем,
Если надо, то станцуем,
Если надо, то споем!
Ребенок: Мы за чаем не скучаем,
Мы частушки сочиняем.
Частушки не случайные,
Частушки тоже «чайные»!
Ребенок: Сейчас частушки пропоем,
Потом еще чайку попьем!
«Частушки»
1. На столе у нас пирог,
Сладкие ватрушки,
Пропоем мы под чаек,
«Чайные» частушки!
Ишь ты, поди ж ты,
Что говоришь ты!
2. Мы на чайных посиделках
Очень рады побывать.
Только вы не забывайте
Чай нам чаще подливать!
Ишь ты, поди ж ты,
Что говоришь ты!
3. Не надо чая много петь,
Милые подружки,
А то от чая в животе
Заквакают лягушки!
Ишь ты, поди ж ты,
Что говоришь ты!
4. Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит,
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Ишь ты, поди ж ты,
Что говоришь ты!
5. Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
Ишь ты, поди ж ты,
Что говоришь ты!
6. Самовар блестит, кипя,
И чаек в нем пенится.
Поглядите на себя –
Ну и отраженьице!
Ишь ты, поди ж ты,
Что говоришь ты!
7. В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чае есть чаинки,
Значит письма пишут нам!
Ишь ты, поди ж ты,
Что говоришь ты!
8. Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай!
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
Ишь ты, поди ж ты,
Что ты говоришь ты!
9. Много чая я пила –
Самоварничала,
Всю посуду перебила –
Накухарничала!
Ишь ты, поди ж ты,
Что говоришь ты!
Хозяйка: Хорошо частушки пели,
Милые ребятки.
Отгадать теперь прошу вас
Все мои загадки.
1. Был листок зеленым,
Черным стал, томленым.
Был листочек зубчатым –
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине –
Стал он в магазине. (чай)
2. Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал –
Там и пропал (сахар)
3. Четыре ноги,
Два уха,
Один нос, да брюхо. (самовар)
4. Как начнет
Говорить – разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать. (чайник)
Хозяйка: Ай, да молодцы, ребятки,
Разгадали все загадки!
А теперь пора сплясать,
Свою удаль показать!
Ребенок: Мы танцев русских много знаем,
Их мы любим танцевать,
Но на «чайных» посиделках
Сударушку хотим сплясать!
Ребенок: Эй, друзья, идите в круг,
Смело, без опаски.
Нам сегодня лучший друг –
Тот, кто любит пляски!
Танец: «Сударушка»
Хозяйка: А знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар? Хотите расскажу? Изобрели и изготовили самовар в городе Туле очень давно. Делали самовары из серебра, меди, железа. Чтобы самовар был красивым, его ножки и ручки делали в виде рыб, петухов и других животных.. У многих людей есть самовары и сегодня. Правда, пользуются сей-час в основном электрическими самоварами. Ребята, у кого из вас есть дома самовар? Вам нравится пить из него чай? Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто чаепитие, а особый ритуал, который объединяет людей за неспешным разговором.
Мы за чаем не скучаем –
Разговор ведем за чаем,
Самовар на стол несем,
Говорим о том, о сем…
Хозяйка: Обычно к чаю подавались сушки, сухарики, бублики, варенье ароматное, уди-вительно приятное, мед, сахар. Чай наши предки любили пить не из стаканов и чашек, как мы с вами, а наливали его в блюдце, которое держали за донце, вот так. (показывает)
Хозяйка: А кто из вас, ребята, знает, как надо правильно чай заваривать?
Дети отвечают
1.Сначала надо сполоснуть заварной чайник кипятком.
2.Потом положить несколько ложечек сухой заварки.
3.Залить заварку крутым кипятком и накрыть чайничек специальной куклой-барышней.
4.А если нет такой куклы, можно накрыть просто полотенцем.
5.Чай должен постоять некоторое время, чтобы хорошо настояться.
Хозяйка: Все-то вы знаете! А вот какой бывает чай?
Дети отвечают.
1.Чай бывает черным и зеленым.
2.Он бывает гранулированным и листовым.
3.Листочки в чае могут быть средними и крупными.
4.А еще чай есть в пакетиках.
5.Из полезных растений тоже заваривают чай.
Хозяйка: Правильно! С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать тра-вяной чай. Для этого использовали особенно душистые, целебные травы.
Чай из трав – бальзам от всех болезней,
И напитка нет, друзья, полезней.
Кто здоровым хочет быть,
Должен чай из травок пить!
Кто из вас, ребята, знает, из каких растений можно приготовить полезный, бодрящий, целительный напиток?
Дети отвечают.
1.Из цветков липы заваривают чай от простуды и уашля.
2.Из мяты – успокаивающий чай и чай, помогающий при головной боли.
3.Ароматный чай получается из донника, душицы, мелиссы.
4.Чай из листьев и побегов малины – прекрасное средство от простуды, снижает темпе-ратуру у больного.
5.Чай из плодов шиповника и боярышника полезен при болезнях сердца.
6.Из шалфея и малины получается чай от ангины.
Хозяйка: Милый друг, не позабудь:
Коль беда случится,
Вполне можно вкусным чаем
С травами лечится!
Хозяйка: Вот сейчас мы и проверим, кто быстрее чая напьется.
Игра: «Кто быстрее выпьет чай»
Хозяйка: Да, чай из трав, несомненно, очень полезный и вкусный напиток. Но многие предпочитают настоящий чай, выращенный и собранный на чайных плантациях. Роди-ной чая считают Индию и Китай. А у нас, в России чай впервые появился, когда его привезли в подарок русскому царю. И мы до сих пор любим чайком побаловаться. Чай – это вечнозеленое растение. Он растет на кустах и небольших деревьях. Собирают чай вручную.
Ребенок: Хорошо чайку попить,
О пользе чая говорить.
А теперь пора сплясать,
Свою удаль показать!
Танец с ложками «Коробейники»
Хозяйка: Русский народ про чай сложил поговорки. Вы их знаете?
Ребенок: Чай пить – не дрова рубить.
И вспотеешь, не устанешь.
Ребенок: Что-то гости заскучали,
Праздник надо продолжать.
Чтоб народ поразвлекать,
Не пора ли поиграть?
Ребенок: Эй, народ, не зевай,
Вместе с нами поиграй!
Кто в веселый наш оркестр?
Поспеши, не хватит мест!
Оркестр:«Играем в оркестр»
Хозяйка: А теперь, детвора,
Нас ждет веселая игра!
Игра: «Кто быстрее накроет стол для чая»
Хозяйка: А теперь, друзья, внимание!
Командное соревнование:
Кто тут сильный? Кто тут ловкий?
Покажи свою сноровку!
Игра: «Поварята»
Хозяйка: Молодцы! Все быстро и аккуратно сделали. Настоящие поварята!
Хозяйка: Есть последняя загадка,
Отгадаете, ребятки?
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (самовар)
Хозяйка: Выходите танцевать,
Свою удаль показать!
Танец: «Самовар»
Хозяйка: Пели мы и танцевали,
Очень весело играли.
О чае многое узнали,
Но, по-моему, устали.
Хозяйка: Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорю вам: «До свиданья!
До приятных, новых встреч!»

 

 

Список литературы:
1. Антропова С.Ю. «Праздники для дошкольников», «Учитель», Волгоград, 2008.
2. Арстанова Л.Г. «Занятия и развлечения со старшими дошкольниками», «Учитель», Волгоград, 2009.
3. .Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду» . т/ц «Сфера». М..2006.
4. Липатникова Т.Н. «Мы совсем уже большие», «Академия развития», Ярославль, 2006.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить