Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Сценарий музыкального развлечения по теме: «Воспитание детей средствами национальной культуры» «Веселый автобус по городу катил» для подготовительной группы

Сценарий музыкального развлечения по теме: «Воспитание детей средствами национальной культуры» «Веселый автобус по городу катил» для подготовительной группы

« Назад

17.10.2014 02:45

Цель: расширение представлений детей о достопримечательностях, культурных ценностях родного города, края и народов, его населяющих.
Задачи:  Приобщение детей к  татарской национальной культуре и культуре других народов, населяющих Республику Татарстан. Формирование  гражданской принадлежности, патриотических чувств. Воспитание личности, способной стать представителем и носителем национальной культуры. Обогащение эмоциональной сферы ребенка новыми музыкальными впечатлениями.
Оборудование: Мультимедийный проектор, СД с записями песен Л.А. Хисматуллиной, слайды, костюмы персонажей к сказке «Болтливая утка», татарские народные костюмы, музыкальные инструменты, предметы быта, листья к танцу «Кыелган яфраклар вальсы».

Программа:
1. Песни:    
«Моя Казань» муз. Л. Хисматуллиной; «Автобус» муз. М. Еремеевой; «Кунаклар» муз. С. Сабировой (индивидуальная); «Сказка, приходи» муз.  Р. Михайлова.
2. Танцы:   
«Парлы Бию» т.н.м.; «Кыелган Яфраклар вальсы» муз. Ф. Шаймардановой; Татарский танец «Чак-чак» т.н.м. «Энисэ».
3. Игры:     
«Шурале» т.н.м.; «Сирилер» (« Расходитесь») чувашская народная игра;
4. Эстафеты:      
  «Кто первый» (прыжки на больших мячах; «Эстафета парами».

Выступление оркестра
«Светит месяц» р.н.м.; инсценирование сказки: «Болтливая утка» А. Алиша    

СЦЕНАРИЙ   «Веселый автобус по городу катил»    
Дети под музыку «Вальса» С. Сайдашева забегают в зал, танцуют, после танца останавливаются полукругом.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Рады видеть Вас в нашем уютном зале. Я очень люблю свой родной город Казань и предлагаю  сегодня всем вместе отправиться на экскурсию по нашему чудесному городу, полюбоваться памятниками, театрами, фонтанами. Ведущий:
Моя Казань – ты город мой родной!
Люблю тебя в любое время года:
И осенью, и летом, и весной,
И в ясный день, и в дождь, и в непогоду.
Люблю соборный звон колоколов
И сладкий запах лип, цветущих летом.
Люблю красу фонтанов и садов,
И полумесяц строгих минаретов.
Моя Казань – ты город мой родной
И где б мне в жизни не пришлось скитаться -
Я воздухом одним дышу с тобой
И не могу никак им надышаться!
Ребенок:
Казан - бэхэт Казан – бэхэт каласы,
Гел яктыга барасы.
Анда цыр, мон, анда уeн,
Казан – яшьлек каласы
Песня «Моя Казань» Л. Хисматуллиной
Ведущий: 
Ну что, ребята, отправляемся в путь?
В автобус двухэтажный мы сядем поскорей
И повезёт по городу он радостных детей.
Шофер: Скорее занимайте места! Дети едут в автобусе. Песня «Автобус» муз. М. Еремеевой. Ребенок:
Ласковое солнышко светит надо мной,
Тихо просыпается город мой родной
В сребристых капельках мокрая трава,
Шелестит приветливо яркая листва
Улыбнулись поздние, робкие цветы,
Дождиком умытые улицы, мосты.
(На экране появляется с  изображением Национального музея Республики Татарстан) Ведущий: Приехали, ребята, пора нам выходить. Музей наш исторический хотите посетить? Дети: Да!
Ведущий: Тогда выходите поскорей! Мы отправляемся в Национальный музей. Сегодня здесь проходит выставка татарской национальной одежды и музыкальных инструментов.
Дети выходят из автобуса, подходят к разложенным на столах экспонатам:
на первом  столе элементы татарского национального костюма, калфаки, каляпуши, ичиги, коврики для намаза, предметы обихода: вышитое полотенце, самовар, пиалы и т.д.;
на втором  столе разложены музыкальные инструменты: курай, гармошки, кубыз.

Детей встречает Экскурсовод
Экскурсовод  - Исэнмесез, балалар! Здравствуйте дети! Я хочу Вам показать много замечательных вещей, которые были  в обиходе нашего народа: одежду, предметы быта, музыкальные инструменты.
Экскурсовод показывает экспонаты,  дети повторяют их названия.
Экскурсовод:  
В Татарстане так ведётся,
Что талантливый народ сам себе и жнец, и певец, и на курае игрец.
Сам коня подкуёт, дом добротный возведёт.
Утварь всю по дому справит – чашей полной дом тот станет.
1. Ребенок:   Мы гордимся стариною, стала нам она родною Вечно радует кого-то наших прадедов работа
2. Ребенок: Здесь мужчины мастера, Ловко правят все дела. 
3. Ребенок:
Живут у нас в Казани Татары и чуваши,
Удмурты и марийцы,
И русские друзья.
Работают все вместе,
И вместе отдыхают
И в садик вместе ходят
Дети: Мы все одна семья!
Ведущий: А как праздник настаёт – весь народ гулять идёт.
Дети берут музыкальные инструменты. Выступление оркестра «Светит месяц» р.н.м. Чувашская народная игра «Сирилер» (Расходитесь).
1. Ребенок:         
Э без арымадык эле, буген безнен тантана.
Гамунчылар керегез, бию уйнан бирегез.
Безнен матур бэйрэмендэ, ут  чыгарын бинбез
2. Ребенок:         
Гармун алыйк эле, дускай,
Гармун уйнатыйк эле.
Яшь чактыгы кой – монцарны
Кабат уятыйк эле.
«Парлы бию» т.х.к. После пляски дети садятся в автобус.
Ведущий: Экскурсия продолжается. Наш автобус отправляется. Скорее занимайте места.
Дети «едут» под песню. (На экране  - здание Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля) Ведущий: Посмотрите, ребята. Мы приехали на площадь Свободы. Знакомо ли Вам это здание? (Ответы детей)
Ведущий: Правильно. Это здание Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля.
Ребенок:
Театр я этот знаю, я в нём недавно был,
«Щелкунчик» вместе с мамою сюда смотреть ходил.
Ведущий:
У нас театров много, но знает весь народ -
В красивом этом здании Музыка живет.
Ребята, давайте побываем на спектакле в этом чудесном театре  и посмотрим  Адажио из балета «Су анасы» талантливого татарского композитора Фарида Яруллина. Этот балет написан по одноименной сказке Г. Тукая.
На экране сцена из балета «Су анасы».  Адажио водяной.
Ведущий: Прекрасная  музыка, не правда ли, ребята? А ещё, какой замечательный балет есть у композитора Ф. Яруллина, тоже написанный по сказкам Габдуллы Тукая. (Ответы детей) Ведущий: Да, совершенно верно. Это балет «Шурале». А сейчас предлагаю Вам поиграть в игру «Шурале». Игра «Шурале». (Раздаётся гудок автобуса)
Ведущий: Нас снова ждёт автобус, Спешите, детвора! В театр Кукол «Экият» Отправиться пора. Дети «едут» под музыку
Ведущий: Вот и улица Петербургская, на которой находится наш театр. (На экране -  здание театра Кукол «Экият») Детей встречает  Фея Сказки, здоровается с детьми.
Фея:        Здравствуйте, ребята Проходите в наш театр, располагайтесь по удобнее.
В мире много сказок, грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем просто -                           
Дети: Заходи! Песня «Сказка, приходи» муз. Михайлова.
Фея:      
Чтобы в сказку нам попасть -
Загадки нужно отгадать. Ф
ея загадывает загадки.
1. Живёт во дворце, смерть его в яйце,
Над  златом чахнет, не любит,
Когда русским духом пахнет.  (Кащей)
2. Живёт в избушке  дряхлая старушка.
В ступе летает, след метлой заметает.
Кто это?  (Баба Яга). А как называют Бабу Ягу в татарских сказках?   (Убыр).
3. Не зверь, не человек, в лесу живёт,
Людям покоя не даёт –
Щекоткой до смерти доведёт   (Шурале).
4. По лесу гуляет, о своих делах всем болтает,
Хозяина потеряла, всем об этом разболтала. (Болтливая утка)
Фея:       Молодцы! А сейчас слушаем сказку. Инсценирование сказки    А. Алиша «Болтливая утка».
Фея:         Пришла пора прощаться Всегда Вам рада Я. В театр наш приходите, Мы будем ждать, друзья! Дети спешат в автобус. (На экране сменяются осенние городские пейзажи) Ведущий:   Полюбуйтесь, как прекрасен город наш родной, Не увидите нигде красоты такой. 1. Ребенок:     Осень тихо, незаметно в город наш вошла, Красками волшебными красить начала. В сонной речке расплескала неба синеву Закружила в старом парке пеструю листву. 2. Ребёнок:         
Көз килде  дэ бөтен жирне Сары төскэ буяды,
Яшелгэ дэ буяр иде юктыр, ахры буявы Яратам мин Сары төсне.
Бөтен дөнья алтын төсле Менэ көз килде, салкинча жилле.
Агачларда яфраклар саргайган инде «Кыелган яфраклар вальсы» муз. Ф . Шаймардановой. (После танца дети занимают места в автобусе, «едут»)
Ведущий:   Посмотрите – показался новый стадион
                         К летней универсиаде был построен он.
Водитель: «Остановка- стадион «Казань – Арена»».
Игры эстафеты:   
1. Кто первый» (прыжки на больших мячах);
2. «Бег парами».
Ведущий: Хорошо провели мы время на стадионе: позанимались, посоревновались. А теперь в дорогу. Дети едут по Казанским улицам. (На экране -  виды улицы Баумана)
Ведущий: Куда же привёз нас автобус? Дети: Знаем, знаем это улица Баумана.
Ведущий:  Правильно, ребята, это пешеходная улица. Транспорт по ней не ходит. Улица Баумана -  одна из  самых старых улиц нашего города, ей почти 400 лет. Здесь находятся русский большой драматический театр им. Качалова, Дом печати, Колокольня богоявленского собора, памятник Ф. Шаляпину.
1. Ребенок: А ещё здесь много маленьких магазинчиков, в которых продают красивые казанские сувениры.
2. Ребенок: На улице Баумана есть старинная карета Екатерины II, которая была в Казани в 1767 году, фонтанчик «Лягушки» и «Водяная» из сказки «Су Анасы». (Они появляются на экране)
Ведущий: А вот изнаменитый Дом Татарской Кулинарии, где готовят вкусные татарские национальные блюда: чак–чак, губадию, перемяч, эчпочмак. (Появляется повар).
Повар:       Просим, просим, приглашаем, Заходи, честной народ, Вкусным чаем угощаем, Самовар горячий ждет. Все, кто любит крепкий чай Торопитесь, не зевай. Вам испек я баурсак, перемяч и эчпочмак. Проходите, угощайтесь, не стесняйтесь, не стесняйтесь. Песня «Кунаклар», муз. С. Сабировой. Татарский танец «Чак – чак» т.н.м.
Ведущий: Спасибо, Вам большое. Мы очень проголодались, но нам пора возвращаться в детский сад.
Повар:       Тогда угощения с собою забирайте И нас добрым словом всегда вспоминайте. Ведущий: Спасибо Вам большое. Биг зур рэхмэт! Мы с удовольствием попьём в детском саду чай с Вашим угощением. Повар отдаёт ведущему поднос с угощениями. Дети говорят «спасибо», «рэхмэт».
Ведущий:  Автобус двух этажный нас в садик отвезёт. Садитесь поскорее, шофёр уже нас ждет. Дети под музыку «едут» в автобусе. На экране  - здание детского сада.
Ведущий: Вот и закончилась наша экскурсия. Мы приехали в свой родной детский сад. Мы повеселились дружно Подкрепиться детям нужно. За столы скорей спешим Всех Вас чаем угостим!
На столы выставляются подносы с угощением.Праздник заканчивается чаепитием.

Литература.

1. Ибрагимова, З.Г. Шома бас: методическое пособие с аудио приложением по обучению детей дошкольного возраста татарским танцевальным движениям.-Компания»АКСУ» - Казань. 2012.-135 стр.
2. Надиров, И.Н.Татарское народное творчеств. Казань. 1975. -120 стр
3. Кенерман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР. - Москва: 'Просвещение', 1988 - с.239. 
4. Шаймарданова, Ф.М. Балалар бакчасында музыка. -М.:Просвещение, 1996.-160с.
5. Электронные ресурсы

  



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить