Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Значение техники лоскутного шитья в образовании детей дошкольного возраста

Значение техники лоскутного шитья в образовании детей дошкольного возраста

« Назад

16.08.2016 09:14

Аннотация.
В данной статье автор рассматривает проблему
использования техники лоскутного шитья в образовательном процессе с детьми
дошкольного возраста. Отмечает недостаточную теоретическую
разработанность данной темы. Основное содержание статьи посвящено анализу
значения техники лоскутного шитья на разные области развития детей
дошкольного возраста.
Ключевые слова. Декоративно-прикладное искусство, техника
лоскутного шитья.
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее
терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и
приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь
обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными
образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник
эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как
вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута,
корни которого уходят в далекое прошлое.
Актуальность данного вида декоративно - прикладного творчества
состоит в том, что техника лоскутного шитья позволяет не только развивать
эстетические и художественные вкусы детей, но также мелкую моторику рук,
что благоприятно влияет на их умственное развитие.
В современных педагогических и психологических исследованиях
доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством, в томчисле декоративно-прикладным искусством для умственного, эстетического
развития детей дошкольного возраста. Востребованность декоративно-
прикладного искусства связана, прежде всего, с тем, что побуждающей
причиной и конечной целью творчества в этом виде искусства является
создание декоративно-художественных произведений и декоративно-
прикладных изделий, имеющих одновременно как декоративное, так и
прикладное (утилитарное) назначение в общественной и частной жизни людей
[3]. Произведения и изделия декоративно-прикладного творчества составляют
часть предметной среды, окружающей человека, эстетически ее обогащают и
этим преобразуют его быт - вплоть до одежды и самых необходимых предметов
обихода.
Анализ работ по дошкольному художественному воспитанию
свидетельствует о достаточном теоретическом опыте, накопленном в этой
сфере. Вместе с тем, возникают некоторые проблемы:
- между необходимостью эстетического и художественного развития
дошкольников и недостаточной разработанностью методики в данной области;
- между развивающим характером занятий декоративно-прикладным
творчеством с детьми дошкольного возраста и необходимостью разработки
специализированных заданий с целью развития умственных способностей и
мелкой моторики рук ребёнка.
Исследование техники лоскутного шитья, создание творческой
композиции представляет собой одну из наиболее актуальных и интересных
проблем в изучении декоративно-прикладного искусства.
Изучение и освоение популярного в наши дни женского рукоделия –
шитья из лоскута – в тесной связи с национальными традициями. Ведь, так или
иначе, а современное лоскутное шитье очень тесно переплетается с народными
традициями. Богатейший опыт народных мастериц – русских крестьянок –
лежит в основе творчества многих современных мастеров лоскутного шитья и
служит источником выработки новых техник и приемов создания
орнаментальных композиций [1].В процессе обучения технике лоскутного шитья дети смогут
познакомиться с историей зарождения и развития мирового шитья из лоскута,
узнают о национальных традициях лоскутного шитья Русского Севера,
знакомиться с русским народным костюмом и народной куклой из ткани.
Изучение традиций приобщает детей к художественному творчеству, позволяет
ощутить связь времен, обогащает их внутренний мир.
Заниматься лоскутным шитьем детям доступно, интересно и очень
увлекательно. Лоскутное творчество подобно волшебству, так как из различных
маленьких кусочков тканей можно создать что – то совершенно новое, цельное,
обладающее сильным эмоциональным воздействием.
Процесс сборки лоскутных орнаментов способствует развитию
воображения, фантазии, совершенствует глазомер, прививает аккуратность и
бережливость, учит терпению, тренирует способность к такой работе. Всё это
является важным фактором в развитии и воспитании детей.
Нельзя не отметить, что в лоскутной технике наравне с новыми тканями
используются отходы швейного производства (выпады кроя) и ткань морально
устаревшей одежды. Это дает возможность изготовления простых и красивых
вещей минимальными на это затратами, к тому же вторичная переработка
материалов является одним из важных путей экономичности в современном
мире.
В процессе обучения детей лоскутной технике можно осуществлять
знакомство обучающихся с современными направлениями лоскутной техники,
использованием декоративных лоскутных изделий в быту и интерьере. В
процессе работы воспитанники изучают различные приемы художественной
обработки лоскута, осваивают основные техники шитья и стежков, изучают
элементы конструирования и традиционные лоскутные узоры. Обучающиеся
приобретают навыки в подборе тканей по фактуре и цвету, учатся оформлению
и декорированию изделий, овладевают практически всеми этапами лоскутной
работы [2].Результат такой деятельности – оригинальные изделия, способные
украсить жизнь современного человека.
Не менее важна и психологическая сторона такого занятия. Лоскутная
техника – один из самых доступных способов художественного
самовыражения. Использование лоскута при изготовлении утилитарных
изделий превращает труд в увлекательное занятие. Создание любого даже
очень маленького лоскутного полотна, например, одного блока сопряжено с
активизацией творческой мысли, с постоянным поиском наилучшего результата
как в цветовом, таки в орнаментальном отношении.
Чтобы воспитанники добивались положительных результатов,
необходимо ознакомить их с художественно – теоретическими основами
декоративно – прикладного искусства. Поэтому уже на начальных этапах
обучения детей необходимо знакомить с цветовой грамотой и основными
законами построения орнаментов. Знания в этой области расширяются на
протяжении всего учебного года.
Работая с лоскутками, как с элементами мозаики, складывая из них
различные цветовые узоры, воспитанники приобщаются к гармонии цвета,
рисунка, формы.
Как мы видим что использование техники лоскутного шитья очень
актуально и эффективно в работе с детьми, особенного дошкольного возраста,
так как работа с детьми в области художественного шитья из лоскута сводиться
к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить понимать и любить
красоту, формирует эстетический вкус и эстетическое суждение, тем самым
закладывается серьезная основа для их дальнейшей деятельности в самых
разных жизненных сферах.

Литература
1. История лоскутной техники
http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html
2. Огнева О.Е. Лоскутное творчество и лоскутная пластика. // Дошкольная
педагогика (ноябрь-декабрь) 2005, с.29
3. Черокова А.В., Рощина М.В. Техника лоскутного шитья как
умственное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста:
http://www.rae.ru/forum2011/58/916 (дата обращения: 20.03.2015)



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить