Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Анализ лирических произведений (из опыта работы)

Анализ лирических произведений (из опыта работы)

« Назад

28.08.2015 02:09

Целостный анализ лирического стихотворения относится к одной из
самых сложных тем в преподавании литературы. Казалось бы, до мелочей
разработано и разъяснено учителю, как анализировать и в плане социально –
историческом и историко-литературном и в связи с биографией поэта и его
идейной позицией и т.д. Но как добиться сопереживания, эмоциональной
отзывчивости, как открыть ученикам глубину стихотворения, как приблизить
их к состоянию, пережитому поэтом. Это самое настоящее искусство, где все
важно: вдохновение, интонация голоса, темп речи, жест. Чуть малейший сбой,
даже резко заданный вопрос, неискренняя интонация могут погасить урок.
«Нужен ли анализ стихотворения? Ведь каждый воспринимает его
интуитивно?» - задал мне вопрос однажды ученик 7-го класса. Если разбор
стихотворения превращается в перечень изобразительно – выразительных
средств или, попросту говоря, в «препарирование» стиха, то такой анализ,
конечно, не нужен. Но если анализ помогает уловить в известном
стихотворении такие оттенки мысли, такую красоту чувства и выражающего
его слова, которых мы раньше не замечали, то такой анализ необходим.
Как же должен быть построен анализ?
Есть замечательный межвузовский сборник под названием «Анализ
одного стихотворения» - издательство Ленинградского университета. В нем в
качестве общего принципа предлагается анализ композиции, не тематики, не
жанра, стиля. Почему? Потому что вопросы композиции наиболее трудны, во-
вторых, композиция тесно связана с его темой и подчинена задаче раскрытия
художественной идеи. В свою очередь, анализ композиции захватывает анализ
стиля и стиха. Рассматриваются разные типы композиции, которые в сочетании
друг с другом могут воплощаться в разнообразных вариациях. Также в этом
сборнике дается целостный анализ некоторых стихотворных произведений
Державина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока. Все это2
хорошо. Но как соединить углубленный разбор частей и строк с
эмоциональным восприятием, еще и привить интерес к поэзии? Поддерживать
интерес к произведению в течение 40 минут. Однозначного ответа нет. У
каждого учителя свои приемы, свои методы.
Как воспримет ученик стихотворение, затронет ли оно его душу или
оставит равнодушным. Во многом это зависит от слова учителя, от
вступительной части. В 5-ом классе это может быть эмоциональный рассказ:
- Есть такое выражение «магия слова». Что оно означает? В древности
люди верили в колдовскую власть слова, верили, что слово может творить
чудеса. Поэты считались святыми, а стихи – гимнами. Как же появились первые
стихи? Может быть, тогда, когда человек оторвал свой взор от земли и
вгляделся в таинственное мерцание звезд, поразился их сверкающей бездне, и
тогда из его груди излились первые стихи? А может быть, поэзия возникла из
колыбельной. Отсюда в ней и мелодичность, и нежность, и возвышенность.
Если мы изучаем «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева, то в начале
урока включается романс «Утро туманное». Спрашиваю ребят: «Каким
настроением проникнуто это стихотворение?»
- Это грустные мысли о былом, что давно прошло, позабыто. Трудно
представить, что автору было тогда всего 23 года. Свой творческий путь
Тургенев начинает как поэт. Прошло много лет…
Содержание вступительной части зависит и от особенности
стихотворения и от степени знакомства с поэтом.
Следующий этап – знакомство со стихотворением. Излишне говорить о
том, каким должно быть чтение.
После чтения нужна пауза, а как же ребята восприняли стихотворение.
И вот теперь самое трудное, самое ответственное: первый вопрос: какое
впечатление произвело на вас это стихотворение?
- Что вам показалось необычным?
- Что вы услышали?
- Что увидели? Что вы ощущаете в себе?3
- Какие краски подействовали на вас более всего? (к стихотворению
Бунина «Раскрылось небо голубое») Какая картина близка стихотворению?
Перед чтением стихотворения Бунина «Раскрылось небо голубое»
представьте себя в апрельском лесу, который еще не разбужен весной. Голые,
скучные деревья, сухая трава. Пасмурно, неуютно. Напряжем немного слух,
зрение. Солнышко неожиданно выглянуло из-за облаков. Поднимите голову.
Видите, какое чистое, голубое, нежное небо скрывалось за серой пеленой? И
теплее в душе стало от этой голубизны. И если вы почувствовали перемены в
своем настроении, вбираем теперь все краски, все звуки из стихотворения
«Раскрылось небо голубое».
И вот дальше самый ответственный этап – анализ. М. Н. Лебедева (
доктор филологических наук МГПИ им.Н.К. Крупской) в своих лекциях по
анализу лирических стихотворении неоднократно повторяла, что «в каждом
стихотворении надо находить изюминку», т.е. это постижение поэтического
слова и образа. Так в стихотворении А. Фета «Осенняя роза» на вопрос: «Какие
строчки показались вам необычными, неожиданными?» дети называют
строчки: «дохнул сентябрь», «георгины дыханьем ночи обожгло», «злоба
гаснущего дня». Почему поэт выбрал слово «обожгло» (кончики лепестков
почернели, как будто обгорели).
Работа над словом идет совместно с анализом композиции. Так в
стихотворении И.С.Тургенева "Как хороши, как свежи были розы" выявляем
особенности построения, сопоставляем два временных пласта: прошлое и
настоящее. Приходим к выводу: оно построено на антитезе. Ребята приводят
примеры: жизнь и приближение смерти, зима и летний вечер, молодые голоса и
старческий шепот. Выявляем, какие особенности построения( и лексические, и
стилистические, и синтаксические) еще есть. Каждый абзац завершается
строкой стихотворения И. Мятлева. Сравниваем абзацы, продолжительность
фраз, морфологию. Обращаю внимание на изобразительно-выразительные
средства. Какое настроение они создают? Что означают многоточия? Как автор
передает звуки жизни? ( это счастливое прошлое, времена молодости, жизни,4
счастья, все кружится в ритме вальса и вдруг резко обрывается, интонация
задыхающегося человека. Звуки жизни сменяются болезненными звуками.
Много многоточий, затрудненность дыхания, голос завершается... завершается
и жизнь...
К концу анализа можно обратиться к определению идеи стихотворения
как выражению чувств, переживаний поэта. (Как неразрывны эти понятия:
жизнь и смерть, молодость и старость. Миг жизни осознается только в ее конце.
Что остается в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только
несколько счастливых воспоминаний. Только ощущение промелькнувшей
жизни... Миг...
Работу над (каждым) стихотворением заканчиваю просьбой: пусть
каждый прочитает строки, которые больше понравились. Чтобы выбрать,
нужно перечитать стихотворение не механически, а активно. И еще раз звучат
строчки, и это не наскучит, каждому интересен выбор товарища. И за эти
считанные минуты многие успевают запомнить большую часть стихотворения.
Не всех стихи заставляю учить наизусть, а желающих. Остальные готовят
выразительное чтение. Если урок удался, то учат все. К выразительному
чтению предъявляю самые строгие требования, я уверена, что это одно из
обязательных условий воспитания в учениках культуры чувств.
В заключение хочу сказать, что нет какого-то ключа, особого приема, при
помощи которого можно легко, не задумываясь, анализировать любое
лирическое стихотворение. Каждое – особый мир, и учитель должен подобрать
к нему ключ, спрятанный в нем самом.5
Список литературы:
1. Анализ одного стихотворения: межвузовский сб./ЛГУ им.
А.А.Жданова, Л. 1985.
2. Доронина Т.В. Анализ стихотворения: уч.пособие по литературе для
уч.10-11 кл. и абитуриентов. Изд: Экзамен, 2007.
3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Изд: Просвещение.
4. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирических стихотворений:
уч.пособие для студентов филол. факультета высших уч.завед. - М.: Изд: Центр
Академия, 2004.
5. Рез З.Я. Изучение лирического произведения. М., 1986.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить