Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Из опыта работы.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Из опыта работы.

« Назад

30.09.2014 01:07

Изобразительная деятельность является важным средством всестороннего развития ребенка, развития у него разнообразных способностей, положительного отношения к миру, разнообразных умений, которые в основе своей наиболее мощно развиваются в продуктивной деятельности. Изобразительная деятельность создает особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности.
Формирование такой личности является результатом участия ребенка в творческом процессе, обеспечивающим ему постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний. А также развития его психических процессов и, что особенно ценно, воображения.
Воображение – это универсальная способность человека, позволяющая ему видеть мир во всём многообразии предметов и их качеств. Именно в продуктивной деятельности ребенок может выразить свое отношение к миру – личностное мироощущение. Ребенок дошкольного возраста на всех возрастных уровнях, с 2 до 7 лет, вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны - пробует себя в качестве художника-творца. Рисование – это язык внутреннего мира человека.    
УСЛОВИЯ

·       Для  развития у ребенка художественных способностей необходима особая творческая среда. Всё, что его окружает, - это стимул для исследования и создания креативного продукта. Зачастую это очень простые предметы, полифункциональные материалы, которые не предлагают готовое решение, а пробуждают творческую инициативу и заставляют мыслить.
·       Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, я активно использую методы образного восприятия мира, проживания образа, в том числе, через движения. Важно вовлечь детей в диалог, чтобы они не просто механически учились технике рисования, а эмоционально переживали ситуацию. Необходимо наполнение ребенка  яркими впечатлениями. Известно, развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе детей.  
·       Рассматривание. Восприятие. Необходимо дать отчетливое представление о предмете или явлении. Так как представления образуются в процессе восприятия. Рисунок может получиться лишь на основе чувственного знакомства с предметом, при внимательном его рассматривании.
·       Показ. Я в своей работе использую четкий, понятный показ действий с графическим и живописным материалом, восприняв который, дети могли бы воспроизвести.
·       Одним из условий развития детского творчества является использование различных традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, которые обогащают художественный опыт детей и позволяют им испытывать радость от результатов своего труда.
·       Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства.  
 ФОРМЫ         
  Решающую роль в развитии рисования играет обучение.
·      Занятия Занятия строятся так, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить себя, для чего необходимо:
·       внимание к естественным потребностям ребенка;
·       обеспечение условий для его творческой самореализации;
·       уважение к выбору ребенком способа решения художественных задач;
·       удовлетворение его потребности в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.
·      Индивидуальная работа Учитывая индивидуальные особенности детей, я более целенаправленно строю работу по формированию их творческих замыслов  (особенно с «эмоциональным» воображением), организую индивидуальную работу с детьми в момент реализации замысла, стимулируя чувство уверенности в себе, смелость.
·      Совместная, самостоятельная (стихийная) деятельность Обучение может осуществляться не только в организованных, но и в стихийных формах. Я, определённой системой требований, ожиданий и оценок, а также, прямым показом и руководством формирую изобразительную деятельность ребенка, придаю её развитию то направление, которое в конечном итоге ведет к усвоению изобразительной культуры.
·       Посещение выставок изобразительного искусства. Большое значение придаю посещению выставок городских художников и художников Пермского края. Выставки помогают увидеть красоту родных мест, получить эмоциональный отклик на произведения живописи и графики, узнать о творческих людях нашего города, края и их достижениях в области искусства. Выставки воспитывают чувство уважения и гордости за наш город, наших людей, наш край.
Программа «Развитие».               
  Я работаю по программе Л.А.Венгера «Развитие», которая предполагает научить ребенка продуктивно и творчески выражать свои эмоциональные состояния, настроения, передавать свои знания о мире и свое, подчас не выразимое словами, отношение к нему.        
   Ребенок в рамках предложенной  темы ищет, и находит интересные живописные и композиционные решения. Учится ставить самому себе вполне творческие художественные задачи: «Я хочу нарисовать…»          
При целенаправленном участии взрослого у ребенка складывается авторская позиция художника, подкреплённая неоспоримыми доказательствами – собственными произведениями.  
  Девочки и мальчики. Уже в дошкольном возрасте дети осознают свою половую принадлежность, что проявляется и в теме и замысле рисунков. Поглядите, какой грохочущий мотоцикл у Влада и как изобразила самокат Юля. У девочек рисунки ярче, богаче цветовая палитра, больше деталей в одежде, в интерьере, сюжет шире раскрыт. У мальчишек – всё сдержано, скупо.  
  Интересы, мечты, желания. В рисунках дети отражают  свои мечты, желания, порой нам взрослым даже не ведомы. Внутренний мир ребенка проходит в фантазиях, мечтах и играх. Можно даже сказать, что дети в основном живут в двух мирах. Включаясь в фантазии ребенка, можно не только лучше понять его, но и помочь ему.  
 Хорошо у нас в саду. Детский сад дорог каждому ребенку. В детском саду интересно, многому можно научиться (занятия в музыкальном, физкультурном зале, в изостудии, разные кружки). Дети изображают себя в той деятельности, которая им интересна и в которой они успешны. Карина стремится научиться делать шпагат, и свое стремление отразила в рисунке.     Городской пейзаж Чувственное восприятие мира захватывает малыша, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения. В  рисунке ребенок не только проявляет свой уровень познания мира, но и выражает эмоциональное отношение к окружающему. У Гоши работа выполнена в пастельных тонах, у Лизы  рисунок в ярких сочных красках, но везде чувствуется гармония.  
  Портреты мам, пап.           Традиционным в детском саду стали выставки портретов пап и мам. Дети отражают в своих рисунках не только портретное сходство (черты лица), но через цветовую палитру свое отношение, любовь к родным, близким.    
 Моя семья.
          Также традиционным стало изображение семьи. По рисункам очень хорошо видно, как значим для Маши Е. папа, Полине нравится обедать всей семьёй, у Маши Д. появился братик и она очень рада этому. А рисунок Ксюши Ехлаковой говорит сам за себя, гармония единство в семье.    
 Кружок «Волшебные краски»  
Приобщая детей к творческой деятельности в кружке способствую развитию у них качеств творческой личности: быстрой обучаемости, умственной активности, смекалки, изобретательности, стремления и способности добывать новые знания. Особое значение имеет формирование самостоятельности ребенка: это качество во многом определяет все сферы его жизни.        Манипулируя с разнообразным материалом, дети осмысленно находят новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. Таким образом, используя нетрадиционную технику и нетрадиционные материалы в создании творческой работы, ребенок выражает свой оригинальный взгляд на окружающую действительность, вкладывает внутренний смысл и своё видение художественного образа.  
 Изобразительное искусство занимает особое место в ряду других занятий ребенка. Это один из первых видов деятельности, где появляется вполне реальный творческий продукт: художественная живопись и пластика, предметная графика и сюжетная композиция. Это такой сплав, включающий эмоциональную и интеллектуальную сторону жизни ребенка, который дает необозримый простор для развития творческих способностей каждого.           Детские рисунки всегда востребованы, ими украшают комнаты, группы, фойе в детском саду, они участвуют в городских, краевых конкурсах. Дети гордятся собой, рассказывают об успехах. Понравившиеся работы дети отбирают для портфолио.          
Привить ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный     путь к самовыражению через творчество.      



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить