Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Развитие речи учащихся в 1 классе в подготовительный период к обучению грамоте. ( первое полугодие)

Развитие речи учащихся в 1 классе в подготовительный период к обучению грамоте. ( первое полугодие)

« Назад

21.01.2015 09:35

Вся работа по русскому языку в школе должна быть построена так ,
чтобы она обеспечивала прочное , осознанное знание русского языка ,
обогащение и расширение словаря учащихся , умение правильно ,
грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В прессе
изучения русского языка учащиеся должны получить представление о
том , что язык – важнейшее средство человеческого общения.
Каждому учителю ясно , какое огромное значение имеет в обучении
русскому языку развитие речи , обогащение словарного запаса детей.
Начинать эту работу необходимо с первых шагов поступления
ребёнка в школу.
Требования к речи учащихся 1 класса
Чтобы выразить свои мысли и довести их до понимания слушателя ,
ученик должен обладать достаточным запасом слов. Бедность словаря
делает речь бесцветной , однообразной , а иногда и мало понятной для
слушателя. Конечно , семилетний ребёнок приходит в школу с довольно
скромным запасом слов , и дело учителя , школы – обогатить , пополнить
словарь начинающего школьника , уточнить многие речевые понятия его.
Работа со словарём ребёнка – дело первостепенной важности. Перед
школой поставлена задача – сделать речь ребёнка правильной как в
грамматическом отношении , так и в отношении произношения : нельзя
допускать таких выражений : «у маме» , «моя платья» , «шешнадцать» и
т.п. С первых шагов учитель приучает ребёнка выражаться точно , ясно ,
произносить слова с правильным ударением , в меру громким голосом ,
интонируя повествовательную , вопросительную или восклицательную
форму.
Перечень этих требований составляет основу программы по развитию
речи в начальной школе и может быть осуществлён последовательно на
протяжении всего периода обучения.
Развитая речь ученика – результат общей работы над языком. Каждый
урок русского языка учитель обязан использовать в целях развития
речи : чтение художественного произведения , беседа по прочитанному ,
занятия по письму , - всё , кроме прямого назначения , служит учителю
также и для развития речи ребёнка.Учитель должен весьма требовательно относиться и к собственной
речи , помня о том , что его слушают дети , для которых речь учителя
является образцом.
План работы по развитию речи учащихся
1.Выявление круга представлений и степени развития речи детей ,
пришедших в школу.
а) запас слов;
б) умение отвечать на вопросы;
в) умение рассказать о своей жизни дома , об играх , труде и т. П.;
г) умение рассказать сказку , прочитать стихотворение ;
д) выявление дефектов речи детей (шепелявость , картавость , сюсюканье).
2. Упражнение в громком , ясном и чётком произношении
предложений и слов ( работа над дикцией и правильностью речи ):
деление предложений на слова , слов – на слоги , выделение звуков.
3.Заучивание стихотворений со слов учителя.
4.Рассказывание народных сказок : «Репка» , «Колобок» .
5. Словарная работа :
а) уточнение и расширение запаса слов , имеющихся у ребёнка ;
б) классификация предметов: домашняя и классная мебель ; игрушки и
учебные вещи; овощи;
в) знакомство с цветом предметов и их формой ;
г) расширение и уточнение словаря детей на занятиях трудом дома и в
школе , на пришкольном участке и в живом уголке;
д) расширение и уточнение словаря детей на материале стихотворений
,загадок , сказок ;
е) название игр , организуемых учителем при проведении перемен : слова ,
употребляемые в играх , ориентировка во времени и пространстве.
ж) словарная работа в процессе обучения грамоте , письму и счёту (
составление задач по картинкам , правильное название чисел до 10).6. Работа над предложением.
а)упражнение в делении короткого , доступного пониманию детей
рассказа или стихотворения на отдельные предложения ; подведение
учащихся к пониманию детей рассказа или стихотворения на отдельные
предложения ; подведение учащихся к пониманию того , что предложение
есть единица связной речи.
б) уменье ответить на вопросы полным предложением ;
в) составление предложений по картинке и личным наблюдениям
предметов.
Виды и приёмы работ по развитию устной речи в
подготовительный период
Изучение класса
Развитие речи у детей 1 класса связано со всеми школьными
занятиями : чтением , письмом , математикой , окружающим миром ,
изобразительным искусством.
Дети 7 лет приходят в школу с запасом 3-4 тысячи слов , но речь их
по структуре и по правильности заставляет желать очень многого.
Учитель должен терпеливо и с большим вниманием выслушивать
каждого ученика не только на уроке , но и в разговоре с ним вне урока
, осторожно исправлять неправильность его речи. Разумеется , учитель
должен делать эти исправления с педагогическим тактом.
Постоянной работой учителя должна быть борьба и с вульгаризмами ,
засоряющими речь ребёнка : «тама» (там) , «здеся» (здесь) , «етот» (этот) ,
«кажный» (каждый) и др.
Разговор
Для развития речи ребёнка необходимо проводить упражнения в
разговоре. Каждый учитель должен найти время для индивидуального
разговора с детьми в классе и для встречи с ним на дому. Это
поможет педагогу осуществить индивидуальный подход к детям.
Знание бытовых условий ребёнка поможет учителю понять
особенности его поведения и речи ( замкнутость , молчаливость ,
застенчивость , скромность , излишняя развязность , болтливость , хорошее
и слабое развитие и т.д.)Некоторые дети говорят неясно , приглушённо , а иногда предпочитают
не отвечать.
С первых бесед учитель учит детей говорить. Он требует громких и
правильных ответов и отчётливого произношения.
В разговоре заложены в зачатке все формы живого слова :
а) ответы на вопросы , поставленные учителем;
б) вопросы , предлагаемые детьми;
в) краткие рассказы о каком-нибудь происшествии , поразившем ребёнка;
г) описание вещи , которую он сделал.
Беседа
Прекрасным средством развития речи учащихся являются беседы на
определённую тему , в которые втягивается весь класс. Такие беседы
помогают выявить круг детских представлений и узнать , как учащиеся
владеют своей речью.
В результате беседы улучшается:
1) лексика учащихся
2) морфология и синтаксис
3) логика детей
В подготовительный период основной формой работы с детьми
является беседа:
1) в беседе учитель сообщает детям первые правила поведения
ученика ;
2) в беседе выявляется накопленный опыт детей по данному
предмету ;
3) сообщаются первоначальные знания по предмету.
К проведению беседы учитель должен тщательно готовиться:
1)продумать план беседы;
2)подобрать материал для её беседы ;
3) тщательно продумать систему вопросов беседы ;
4)продумать и записать формулировку выводов , к которым
должны прийти дети.
Рассказывание сказокУчитель должен помнить , что народная сказка рассказывается
ритмично , в медленном темпе. Речь его должна быть образцом
для детей – ясная , точная , выразительная.
Непонятные слова и выражения сказки можно объяснить перед
чтением сказки , или дети усваивают народные выражения в
процессе слушания , когда эти выражения читаются с особой
интонацией («тянут - потянут» , «большая-пребольшая») , путём
протяжного произнесения.
Желательно иллюстрировать сказку показом фильма. Тогда
действующие лица сказки оживают и детям легче уяснить
последовательный ход событий.
Заучивание стихотворений
Огромное значение для развития речи и памяти учащихся имеет
заучивание наизусть стихотворений.
При заучивании наизусть дети должны хорошо понять и
представить то , что они собираются заучить.
Примерный порядок работы :
1.Подготовительная беседа , подводящая детей к восприятию
образов стихотворения.
2.Выразительное чтение стихотворения учителем
3.Вопросы по содержанию.
4.Чтение и разбор стихотворения по частям с раскрытием
образных выражений и непонятных детям слов.
5.Обобщающие вопросы по содержанию в целом.
6.Устанавливаются тон , темп , ритм чтения.
7.Заключительное чтение (индивидуальное , хоровое , коллективная
декламация).
8.Заучивание вслух по частям и в целом.
Звуковые упражнения
Обучение грамоте в школах проводится по аналитико-
синтетическому звуковому методу. Этот метод строится на базе
фонетики – науки , изучающей звуки речи и их сочетания в
словах. Звуки изучаются не изолировано от слов , а в целом слове
, которое выделяется из предложения ; поэтому в
подготовительный к обучению период проводятся звуковые
упражнения , развивающие фонетический слух и технику речи
учащихся. Образование навыков правильного , чёткого и ясного
произношения слов зависит от правильной постановки звуковыхупражнений , систематически проводимых на всех уроках
обучения чтению и письму , начиная с добукварного периода.
Нужно развивать у детей уменье слушать и вслушиваться в
такой мере , чтобы в маленьком рассказе учащиеся научились
различать отдельные предложения , а в предложении – слова , в
которых учились бы выделять слоги и слышать отдельные звуки
слова.
Словарная работа
В 1 классе проводится исключительно большая работа над
словом. Она начинается с момента прихода детей в школу и
продолжается до конца учебного года.
Основные задачи словарной работы в 1 классе следующие :
1) изучение и уточнение учителем словаря ребёнка ;
2) обогащение словаря ученика и активизация имеющегося у него
запаса слов ;
3) забота учителя о правильном произношении и понимании
детьми слов ; за каждым словом у ребёнка должно быть
конкретное представление , точное понятие ;
4) борьба за чистоту и культуру речи учащихся.
Словарная работа при планомерном проведении её обогащает
лексический состав речи учащихся , уточняет значение слова ,
способствует выработке у них литературного языка.
Анализ речи приводит учащихся к уменью делить предложения на
слова и к пониманию того , что наша речь состоит из слов.
Логические упражнения
Словарная работа тесно связана с развитием логического мышления
учащихся. Развивая мышление детей , учитель в то же время обогащает
речь учащихся новыми словами и оборотами речи , необходимыми для
точного и ясного обозначения новых представлений и понятий.
В 1 классе применяется самый простой вид логических упражнений –
это классификация слов , обозначающих предметы по признаку
принадлежности их к какой-либо определённой группе предметов.
В добукварный период для группировки берутся предметы , которые
дети видят вокруг себя : предметы мебели школьной и домашней ;
учебные вещи и игрушки ; овощи.Развитие речи детей при знакомстве с цветом предметов. Большинство
детей 7-8 лет умеет определять только основные цвета , но многие из
них плохо различают оттенки различных цветов.
Задача учителя – научить детей различать цвета и правильно называть
их при определении цвета предметов. Эту работу удобно проводить при
ознакомлении учащихся с формой предметов.
Знания и навыки , полученные детьми в добукварный период.
В результате работы в подготовительный период дети должны
получить следующие навыки:
1. В итоге ряда бесед об организации детей на работу учащиеся
приобрели элементарные навыки правильного поведения в школе.
2. Под руководством учителя дети уточнили ряд ориентировочных
понятий и научились пользоваться ими в процессе работы: слева –
справа , вверху – внизу, больше – меньше ит.п.
3. В процессе бесед , рассказов учителя , вопросов и ответов дети
приобрели навыки уменья слушать учителя и товарищей и
организованно отвечать.
4. Речь детей развивалась и обогащалась новыми словами при
заучивании стихотворений.
5. В результате ежедневных систематически проводимых звуковых
упражнений дети научились выделять по слуху предложения из
связного рассказа , составлять предложения о разных предметах по
картинке и натуре.
6. В процессе вышеуказанной работы по развитию речи дети
научились произносить слова громко , правильно и отчётливо ,
сказки и стихотворения рассказывать выразительно.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить