Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Разработка урока в 6 классе по теме "Цвет. Основы цветоведения"

Разработка урока в 6 классе по теме "Цвет. Основы цветоведения"

« Назад

09.11.2014 06:07

Предмет: изобразительное искусство
Автор:  Л. А. Неменская. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.  6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.

Технологическая карта проектного урока по изобразительному искусству.

Тема урока Цвет. Основы цветоведения.
Тематический блок учебного плана, содержащий урок Виды изобразительного искусства и основы образного языка  (программа  Б. М. Неменский «Изобразительное искусство»).
Тип урока Урок формирования умений и навыков с применением упражнений и творческого задания  на их усвоение  и закрепление.
Состав учащихся 6 класс
Цели и задачи обучения, развития и воспитания Цель: Сформировать представление детей о значении цвета в жизни человека, основных понятиях науки цветоведение. Задачи:- дать понятия ахроматических и хроматических цветов;  спектра; основных, составных, дополнительных цветах; цветовом тоне; светлоте;- учить ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета; - воспитывать художественный вкус; - развивать творческую фантазию.
Характеристика  видов деятельности учащихся Знать понятия и уметь объяснять  значения: основнойцвет, составной цвет, дополнительный цвет. Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком. Получать представление о воздействии цвета на человека. Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах. Объяснять значение понятий: цветовой круг, светотональная шкала, насыщенность цвета. Иметь навык сравнения цветовых пятен по тону, смещения красок, получения различных оттенков цвета. Расширять свой творческий опыт, экспериментируя с вариациями цвета при создании фантазийной цветовой композиции. Различать и называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета. Создавать образы, используя все выразительные возможности цвета.
Умения: стартовые, формируемые, развиваемые Развитие УУД: ставить цель и определять пути достижения, творчески подходить к решению поставленной самостоятельно задачи,  осуществлять поиск информации, оформлять и доносить до слушателей.
Мотивация деятельности Личностная мотивация включения учащихся в работу осуществляется за счет погружения в задание и возрастного соответствия.
Обеспечение Материально – техническое: мультимедийная установка, экран, магнитная доска.Учебно – методические пособия: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение,  учебник.
Продукт художественной деятельности Творческая работа.
Форма презентации результатов Выставка творческих работ.
Поощрение Балловая оценка.
Оценивание Самооценка, оценивание учителем.

                                                                                Ход урока.

Этапы урока (время) Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.  Организационный моментМотивация учебной деятельности.(7 минут) Создать благоприятный психологический настрой на работу. Активизировать коллектив учащихся. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.  Урок начинаем с чтения стихотворения В. Г. Абрамова. Прочитайте стихотворение выразительно.                                Скажи, скажи, художник,                                Какого цвета дождик,                                Какого цвета ветер,                                Какого цвета вечер?                                Скажи какого цвета                                Зима, весна и лето?                                Ромашку сделай белой,                                Гвоздику сделай красной,                                Лилию – оранжевой,                                Желтым – одуванчик.                                И мы увидим тоже:                                 Какого цвета дождик,                                 Какого цвета ветер,                                 Какого цвета вечер,                                 Поймем какого цвета                                 Огромная планета!     - Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?  (О цвете)     - Почему вы так решили?      - Какую роль играет в нашей жизни цвет, как он влияет на наше восприятие окружающего мира      -  Что вы можете рассказать о цвете?      - Почему же  именно художника просит автор стихотворения рассказать  о цветной   планете?  (Именно художник чувствует все краски жизни,     находит самые обыденные  сюжеты и пытается нам раскрыть их красоту).       - Как художник может нам рассказать обо всех красках жизни?                                 Включаются в деловой ритм урока.Отвечают на поставленные вопросы Оценивают уровень знаний по данной теме по шкале от «ничего не знаю» до «знаю все»  Личностные: самоопределение.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 
2.Формулирование темы урока, постановка  цели. (3 минуты) Обеспечение мотивации учения детьми через  принятие ими цели урока. Подводит к правильному формулированию темы и цели урока через наводящие вопросы:- на какой вопрос мы не можем ответить сегодня по данной темеПроблема: основные свойства цвета.  Формулируют тему и цель урокаЦель: знакомство с  основными  понятиями, свойствами цвета. Регулятивные: целеполагание.Коммуникативные: постановка вопросов.Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.
3. Изучение нового материала, закрепление через выполнение практических заданий(20 минут) Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания учащимися изучаемой  темы Объяснение значения цвета в жизни человека,  природы цвета, основных понятиях цветоведения.- Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо – белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни  значит цвет! (показ слайдов с изображением пейзажей).- Существует наука о цвете – цветоведение, изучающая многие вопросы о цвете, с которыми должен быть знаком любой художник.   Любой предмет имеет свой цвет. Некоторые объекты мы узнаем только благодаря цвету.    Цвет помогает нам узнать, поспели ли ягоды, или о том, что уже наступила осень.    Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, осознанное зрительное ощущение.- Что же такое цвет? Какова его природа? Почему разные предметы имеют разный цвет? Оказывается, цветность предметов мы воспринимаем только благодаря солнечным лучам, ведь в темноте мы этого не видим.Все зрительные ощущения цвета разделяют на две группы:1.    Ахроматические цвета: черный, белый и все серые. Это нейтральные цвета.2.    Хроматические цвета:  цвета спектра, которые располагаются всегда в одной и той же последовательности, это основа восприятия цвета через органы зрения  Упражнение 1. Сделайте упражнение по  «вливанию» цвета в цвет. Возьмите несколько красок и накладывайте мазки так, чтобы один цвет чуть – чуть заходил на другой, пока краски еще не высохли. Попробуйте получить интересные переходы цвета в цвет, используя бумагу, смоченную водой  - Из всех цветов спектра только три являются основными цветами. Какие? (красный, желтый и синий цвета).     Цвета, которые можно получить от смешения основных называют составными. Что это за цвета? (оранжевый, зеленый и фиолетовый).     Дополнительные цвета – это те, сочетание которых дает нам ощущение особенной яркости  цвета. - Следующее понятие цветовой тон. В нашем сознании он ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Трава – (зеленая), море – (синее), снег – (белый) и т. д.   - Любые цвета и оттенки можно сравнить по светлоте, определить, какой из них темнее, а какой светлее. Изменить светлоту цвета можно с помощью белил или воды. Светлота – это качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам, которые характеризуются только светлотой. Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом.   Упражнение 2.  Выполните упражнение по «растяжению» цвета.  Возьмите насыщенный раствор какой – нибудь краски и, постепенно добавляя воду, постарайтесь добиться плавного перехода от самого темного к самому светлому тону, направляя движение кисти слева направо или сверху вниз. Дополняют рассказ учителя (по желанию), участвуют в беседе.Нахождение в тексте учебника необходимой информации.              Выполняют практические задания. Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.Познавательные: самостоятельное выделение основных элементов учебного материала. 
4. Практическая работа. Игра «Цвет и чувства». (10  минут) Погружение в творческое задание. Художественная задача: Выберите из  предложенного столбца слово, соответствующее звучащей музыкальной композиции,  и нарисуйте картину, которая возникает в вашем воображении. Особое внимание обратите на цветовое решение вашего замысла, постарайтесь, чтобы цвет передавал чувства, соответствовал музыке и слову, которое вы выберете. Используйте по выбору акварель или гуашь. Работа под музыкальное сопровождение.  Регулятивные: выбор наиболее эффективных способов решения проблемы.Коммуникативные: управление поведением.
5. Подведение итогов урока.Рефлексия учебной деятельности.Информация о домашнем задании(5 минут) Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.Инициировать рефлексию детей. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.   - Ваши работы показывают, что несмотря на ограниченную цветовую палитру, вы сумели передать  в рисунке свое настроение, создать запоминающийся образ.  Я думаю, что при выполнении практической работы вы убедились, что достоинства произведения не обусловливаются обилием и яркостью красок, что без знаний законов цвета трудно рассчитывать на успех.Высказывание собственной оценки по работе всего класса и отдельных учащихся.- Оцените по шкале уровень понимания данной темы по окончании урока. Есть ли изменения   Объяснение домашнего задания:Принести репродукцию картины  любимого художника. Подумать, что художник хотел показать в своем произведении и,  как  благодаря  использованию цвета он  добился желаемого результата. Самоанализ и самооценка.     Оценивают уровень знаний по данной теме по шкале от «ничего не знаю» до «знаю все»  Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.      Фиксирование домашнего задания.

   Так же к данному уроку вы можете скачать презентацию



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить