Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Раз словечко, два словечко...

Раз словечко, два словечко...

« Назад

18.08.2015 00:01

Авторская программа для детей с моторной алалией,
имеющих разные уровни общего недоразвития речи .
«Я познаю мир: Раз словечко, два словечко…»
Цели программы: понимание речи ,вызывание и
употребление слов в разных падежах, накопление словаря.
Я работаю логопедом в городской поликлинике в
педиатрическом отделении 8 лет. В первые годы своей
работы я испытывала некоторые трудности, потому что
столкнулась с проблемой отсутствия полноценной
программы для детей по развитию речи. Я буквально
собирала по крупинкам материал и обобщила свой опыт
работы с детьми. Может быть, эта программа поможет
молодым логопедам, которые работают с подрастающим
поколением.
Ко мне на прием с каждым годом приходит все больше
родителей, имеющих неговорящих детей. У них ко мнеодин вопрос: «Почему мой ребенок не говорит?» Конечно
же я объясняю, что это нарушение связано с
заболеваниями нервной системы и начинаю прием со
сбора анамнестических данных ,то есть с разговора с
родителями о том, как протекали беременность и роды,
как происходило раннее физическое и речевое развитие
ребенка. Затем я разговариваю с ребенком или только
пытаюсь это сделать. Как правило, ребенок не говорит, но
все понимает. Потом я осматриваю артикуляционный
аппарат подопечного.
Но о чем же тут говорить? Все течет, все изменяется.
Машины и компьютеры заменяют человеческое общение.
Современные дети уже не представ ляют свою жизнь без
них. И мне становится даже страшно за будущее нашего
мира. Кажется, что скоро вместо людей будут жить
роботы. Наряду с нарастающим количеством
неговорящих детей возрастает число ребят с общим
недоразвитием речи на фоне различных патологий. А чему
тут удивляться. Экология страдает, становится больше
пьющих и больных родителей. И что же мы хотим от
маленьких детей. Все понимают, что надо готовить
больше специалистов, которые будут заботиться о
подрастающем поколении. Тем более, что современное
поколение пишет с ошибками. А о речи и нечего
говорить. Мне еще непонятно, почему в старших классах
так мало внимания уделяется богатому русскому языку и
великой литературе. И мы еще хотим, чтобы наши
выпускники были грамотные и цивилизованные.Я думаю, что изменения нашей жизни ведут к тому, что
страдает подрастающее поколение. Для меня большая
радость увидеть и услышать ребенка с хорошей речью. В
нынешнее время это уж такая редкость!
Я предлагаю вашему вниманию программу-
перспективный план для работы с детьми, которые имеют
общее недоразвитие речи или задержку речевого развития.
В зависимости от сезона, опираясь на личный опыт
каждого ребенка, я ставлю перед собой и перед ребенком
определенные цели и задачи. Речевой материал я
подбираю с учетом возраста и уровня речевого развития
малыша.
Каждый блок включает в себя лексическую и
грамматическую темы, задания по развитию
фонематического слуха и пальцевой моторики.
В программу входят экологический, природоохранный и
региональный компоненты
Календарные сроки могут быть изменены или сдвинуты в
зависимости от сезонных праздников.
1 блок – «Унылая пора! Очей очарованье…»
Сентябрь 1 неделя
1.Моя семья. Любимые игрушки. Рисование любимой
игрушки. (1 час)
2.Сезонные изменения в природе. Согласование
существительных и прилагательных в роде и числе.
Распознавание звуков природы ( стук дождя, шорохлистьев и т. д.). Составление панно «Осень» из природных
материалов. ( 1 час)
Сентябрь 2 неделя
3.Деревья осенью. Образование прилагательных от
существительных( лист с клена-кленовый).Обводка по
трафарету листьев разных деревьев.(1 час)
4.Одежда и обувь осенью. Образование относительных
прилагательных: из чего сшито? Изготовление одежды для
осенней прогулки. (1 час)
Сентябрь 3 неделя
5.Осенний урожай. Овощи. Согласование слов в роде и
числе. Рисование овощей и штриховка. (1 час)
6.Фрукты и ягоды. Обводка по трафарету фруктов и ягод,
штриховка. (1 час)
Сентябрь 4 неделя
7.Посуда. Игра «Поварята» Образование прилагательных
от существительных :сок из яблок-яблочный. Игра «Чего
не хватает?» Рисование недостающих частей у посуды. (1
час)
8.Праздник осеннего урожая. Изготовление домашней
поделки из овощей и фруктов (совместная работа детей и
родителей). Представление своей работы. (1 час)
Октябрь 1 неделя9.Дикие животные. Составление рассказа-описания. Звуки
животных. Изготовление из кубиков животного по
образцу. (1 час)
10.Жилища диких животных. Образование
притяжательных прилагательных : нора (чья?) заячья.
Употребление предлога «в». (1 час)
Октябрь 2 неделя
11.Питание диких животных. (1 час)
12.Птицы осенью. Части птиц. Согласование
притяжательных прилагательных с существительным в
роде и числе (птичье перо, птичий хвост). (1 час)
Октябрь 3 неделя
13.Перелетные и зимующие птицы. Охрана птиц. Звуки
птиц. Построение из кубиков изображения птицы по
образцу и без него. (2 часа)
Октябрь 4 неделя
14.Сказка «Теремок» Игра в рифмы: лягушка-квакушка,
мышка-норушка. Изменение силы и тембра голоса: голоса
сказочных персонажей. Изготовление теремка. (1 час)
15.Исценирование сказки «Лиса и заяц» Употребление
слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Различение слов разной силы голоса. Построение домов
лисы и зайца из счетных палочек. (1 час)
Ноябрь 1 неделя16.Части дома. Различение предлогов «в», «из».
Различение слов-паронимов: крыса-крыша, ворона-ворота.
(1 час)
17.Мебель. В гостях у лилипута. Образование слов с
уменьшительно-ласкательным суффиксом –ик : столик,
шкафчик. Планировка своей комнаты (ориентация в
пространстве). (1 час)
Ноябрь 3 неделя
18.Все работы хороши…Профессии. Различение слов
разного рода: учитель-учительница. Существительные
общего рода: доктор. (1 час)
19.Инструменты. Звуки разных инструментов. (1 час)
Ноябрь 4 неделя
20.Закрепление и повторение пройденного. (2 часа)
2 блок- «Как на тоненький ледок выпал беленький
снежок»
Декабрь 1 неделя
21.Зимние изменения в природе. Согласование слов
разных частей речи. Зимние звуки в природе. Рисование
снежинок. (1 час)
22.Времена года. Игра «Что перепутал художник?» (1 час)
Декабрь 2 неделя
23.Одежда и обувь зимой. Относительные
прилагательные. (2 часа)
Декабрь 3 неделя24.Встречаем Новый год. Наряжаем новогоднюю елочку.
Образование однокоренных слов: елка- елочка- елочные.
Звуки музыкальных инструментов: барабана, бубна,
дудочки. Рисование новогодней елочки. (2 часа)
Январь 3 неделя
25.Зимние забавы. Однокоренные слова: снег-снежный-
снежок-снеговик. Аппликация «Снеговик» из трех кругов
разного размера. (2 часа)
Январь 4 неделя
26.Жизнь животных зимой. Следы на снегу. Голоса в
зимнем лесу. ( 2 часа)
Февраль 1 неделя
27.Птицы зимой. Охрана птиц. Изготовление совместно с
папами кормушек для птиц. Представление своей работы.
(2 часа)
Февраль 2 неделя
28.Сказка «Три медведя». Образование слов с
уменьшительно-ласкательным суффиксом. Изменение
высоты голоса. (1 час)
29.Исценирование сказки «Репка». Употребление и
значение предлога «за». Соблюдение правильной
последовательности действий. (1час)
Февраль 3 неделя
30.Сказка «Колобок». Описание каждого персонажа в
зависимости от его характера. (1час)31.Лисьи прятки. Практическое употребление предлогов.
(1час)
Февраль 4 неделя
32.Повторение пройденного материала. (1час)
3 блок - «Весна пришла! Весне - дорогу…»
Март 1 неделя
33.Весенние изменения в природе. Звуки весенней
природы. (1час)
34.Мамин праздник. Рассказ о своей маме.
Март 2 неделя
35.Одежда и обувь весной. Употребление в речи
относительных прилагательных :собираемся на прогулку.
(1час)
Март 3 неделя
36.Животные весной. Детеныши животных. Образование
однокоренных слов: медведь-медвежонок, лиса-лисенок и
т.п. Изменение слов во множественном числе и их
употребление в разных падежах: нет медвежат, с лисятами
и т.д. (2часа)
Март 4 неделя
37.Птицы возвращаются домой. Детеныши птиц.
Образование слов при помощи суффиксов –онок, -ёнок.
Рисование гнезда из веточек при помощи палочек. (2часа)
Апрель 1 неделя38.Насекомые весной. Части насекомых. Употребление
предлога «на», составление предложений :бабочка села на
цветок. Добавление слов в предложения : Красивая
бабочка села на яркий цветок.
39.Весенние забавы детей. Пускание корабликов в тазу с
водой. Выработка сильной воздушной струи.
Апрель 2 неделя
40.День космонавтики. Полет на луну. Приключения
лунтика. Сравнение планет по форме и по размеру. (2
часа)
Апрель 3 неделя
41.Машины. Части машин. Предназначение разных видов
машин. Конструирование из счетных палочек легкового
автомобиля и грузовика , их сравнение между собой.
42.Воздушный транспорт, виды, части и назначение. Звуки
разных видов транспорта. Собирание разрезной картинки
из частей.
Апрель 4 неделя
44.Сказочный транспорт. Изготовление своего транспорта
(развитие фантазии и воображения). (1час)
45.Повторение пройденного материала. (1час)
Май 3 неделя
46.День победы. Рассказ о бабушках и дедушках, которые
воевали. Рисование праздничного салюта. (1час)47.Сказка «Волк и Красная шапочка». Согласование слов
в предложении. Изменение высоты голоса в зависимости
от героя сказки. Штриховка шапочки. (1час)
Май 4 неделя
48.Сказка «Волк и семеро козлят». Управление и
согласование слов в предложении. Изменение высоты
голоса от роли в сказке. Выкладывание домика козлят из
мозаики. (1час)
49.Сказка «Соломинка, Пузырь и Лапоть». Соблюдение
последовательности действий при рассказывании сказки.
Игра «Мыльные пузыри». (1час)
Июнь 1 неделя
50.Летние изменения в природе. Составление рассказа-
описания про лето. Выкладывание солнышка из мозаики.
(1час)
51.Домашние животные летом. Поездка в деревню.
Рисование травки для животных из вертикальных палочек.
(1час)
Июнь 2 неделя
52.Дикие животные летом. Прогулка в лес. Употребление
предлогов. Развитие зрительного восприятия «Найди
животных». (1час)
53.Летние забавы детей. Сравнение мячей по размеру
(употребление наречий). Штриховка мячей. (1час)
Июнь 3 неделя54.День России. Составление устного рассказа про свою
страну, город. Разукрашивание воздушных шариков и
рисование от каждого шарика ниточки. (1 час)
55.Одежда и обувь летом. Одежда для мальчика и для
девочки. Конструирование из счетных палочек. (1час)
Июнь 4 неделя
56.Рыбы Амура, части тела рыб. Построение рыбы из
мозаики. (1час)
57.Экскурсия на берег Амура. Охрана рыб водоемов.
Подведение итога проведенной работы. (1час)
Используя вышеприведенную программу, я приведу
пример конспекта занятия для детей 4 лет, страдающих
моторной алалией, имеющих 1-2 уровень ОНР.
Тема занятия «Жилища диких животных» (октябрь 2
неделя).
1.Орг.момент. Сообщение темы и цели занятия.
Демонстрируются фигурки диких животных: лисы, зайца,
белки, волка и медведя.
Логопед: Ребята, вы знаете этих животных? Сегодня мы с
вами будем говорить об этих животных и узнаем, где они
живут.2.Образование ласковых слов. Логопед: Давайте назовем
этих животных ласково: лисичка, заинька, волчонок,
белочка, мишенька.
-А какие звуки они издают? Лиса: ф-ф-ф, заинька: л-л-л,
волк: у-у-у, белочка: щ-щ-щ, мишка: и-и-и.
-А как называют их в сказках? Лисичка-сестричка, зайка-
попрыгайка, волк-зубами щелк, мишка косолапый.
-Сравнение животных. Употребление понятий «большой»,
«маленький». Используются круги разных размеров и
фигурки животных.
Физ.минутка.
Логопед: У медведя дом большой, ой ,ой ,ой! (разводит
руки в стороны)
Дети (сердито) :Ой! Ой! Ой! (поднимают руки вверх)
Логопед: А у зайца – маленький, ай, ай, ай (жалобно).
Дети приседают, делают выдох, опускают голову,
охватывают колени руками.
Дети (жалобно) :Ай, ай, ай…
Логопед: Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку).
Дети (сердито): Ой, ой, ой.
Логопед: Да и крошка заинька.
Дети (прыгают на двух ногах): Ай, ай, ай.
-День рождения зайки. Логопед: Что подарили зайке
животные на день рождения?Дети: мишка- бочонок меда, белка- мешок орех, волк-
косточку, лиса-горшочек сметаны.
Логопед: Чем они лакомились?
Дети отвечают на этот вопрос, изменяя окончания слов в
творительном падеже.
-Логопед: После вкусного пира веселые и сытые звери
отправились домой. Куда они отправились? Где они
живут? Игра «Чей домик?»
Дети: Мишка-в берлоге, белка-в дупле, волк-в логове,
лиса-в норке.
3.Итог занятия. Эмоциональная и смысловая рефлексия.
-Чем занимались? Что понравилось?



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить