Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Рабочая программа по хореографии для воспитанников детского дома «Остров надежды» (2-9 класс) танцевального коллектива «Фотография на память»

Рабочая программа по хореографии для воспитанников детского дома «Остров надежды» (2-9 класс) танцевального коллектива «Фотография на память»

« Назад

10.09.2015 07:41

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с концепцией дополнительного образования, принятой 4
сентября 2014 года, каждый человек имеет право на развитие и свободный
выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и
профессиональное самоопределение детей и подростков. Поэтому во многих
учреждениях образования стало актуальным создавать кружки
дополнительного образования, например: кружок по вокалу, кружок по
хореографии и т.д.
Музыкально-хореографические занятия играют значительную роль в
развитии личности ребенка, создавая важнейшие условия для проявления и
развития творческой индивидуальности, самореализации воспитанников
детского дома. Включение детей в танцевальную деятельность способствуют
проявлению и своевременному развитию музыкально-ритмических умений и
навыков. Кроме того, музыкально-ритмические занятия способствуют:
1. художественно-эстетическому развитию:
 эстетическому вкусу, эмоциям и чувствам;
 музыкальных способностей;
 певческих и музыкально-ритмических умений и навыков (культура
движений);
2. развитию психических процессов (памяти, внимания, воображения,
мышления);
3. умению действовать сообща (в коллективе);
4. физическому развитию:
 совершенствование основных видов движений;
 совершенствование качества исполнения движений, пластичности;
 совершенствование осанки.
Групповые занятия позволяют детям успешно социализироваться, а
индивидуальный подход дает возможность полноценно выразить себя, как
личность.
Приобщение к миру танца, знакомство с различными направлениями,
историей и географией танца, прослушивание ритмичной танцевальной музыки
развивают и внутренне обогащают детей, прививают умение через танец
выражать различные мысли, чувства, переживания человека, его
взаимодействие с окружающими людьми и миром.
Танец мы определяем, как вид искусства, в котором художественные
образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и
непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец
неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой,
находит свое воплощение в хореографической композиции, движениях,
фигурах. Танцевальная деятельность – это особый вид творческой
деятельности, в котором содержание музыки, ее образы передаются
посредством движения.
Специфика танцевального искусства состоит в том, что мысли, чувства,
переживания человека передаются без помощи речи, а средствами движения имимики. Поэтому выделим следующие основные выразительные средства
танца:
 гармонические движения и позы;
 пластическая выразительность и мимика;
 динамика, темп, ритм;
 пространственный рисунок;
 композиция;
 костюм и театральный реквизит.
Структура танца выражается в следующих основных понятиях:
1. танец организован в пространстве и во времени;
2. главный элемент основы танца – это телоположение;
3. простейшая форма движения – это темп. Темп складывается в ПА,
которые образуют различные танцы, сочетания;
4. организация танца во времени подчинена законам музыкальной
системы. Танец измеряется теми же длительностями, что и музыка;
5. сочинение любого танца требует специалиста-профессионала, то
есть балетмейстера.
Наиболее популярной в работе хореографов является следующая
классификация танцев:
 классический танец;
 народно-сценический танец;
 эстрадный танец;
 спортивный танец;
 танец модерн;
 историко-бытовой танец;
 бальный танец.
Данная программа включает различные по своим направлениям виды
танцев. Для танцевального коллектива детского дома «Остров надежды»
«Фотография на память» основным направлением является эстрадный танец.
Эстрадный танец - это самый разнонаправленный вид танца, элементы которого
просты в усвоении. Но это не означает, что остальные виды танцев остаются в
стороне. Элементы других танцев также осваиваются с воспитанниками
детского дома. Изученные элементы могут использоваться в постановках или
быть основой для выполнения сложных эстрадных элементов. Так, например,
выворотность ног достигается путем изучения классических позиций ног, а
вращения изучаются при знакомстве с народным танцем.
Развитие ребенка в танцевальной деятельности может осуществляться по
двум параллельным направлениям:
1. развитие умений, необходимых для любого вида музыкального
исполнительства, - адекватно реагировать на характер музыки; понимать
(декодировать) музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное
отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в
разных видах художественной и игровой деятельности;
2. развитие специальных (технических) умений, необходимых для
осуществления танцевальной деятельности. Специальные танцевально-ритмические умения ребенка составляют особые группы двигательных и
музыкальных умений.
Первая группа двигательных умений — это умения выполнять под
музыку основные и гимнастические движения, а также перестроения.
Вторая группа двигательных умений — танцевальные умения.
Третья группа двигательных умений — имитационные умения. Это
умения передать в движении походку, повадки, характер различных животных,
игровых персонажей.
Музыкально-ритмические упражнения, помогают ребенку научиться
владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с
движениями других детей, учат пространственной ориентировке, закрепляют
основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев,
игр, углубляют навыки обращения с различными предметами. Разучивая танец,
мы проводим работу над движениями рук, ног, корпуса, головы, следя за
соблюдением гармонии движения. Когда основные движения, позы, рисунок
разучены, происходит соединение в танцевальную комбинацию; комбинации
разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации строятся в фигуры танца, а
фигуры в целый танец. Фигуры танца и танец целиком многократно
повторяются учащимися в целях запоминания и достижения грамотного и
выразительного исполнения.
Работа с воспитанниками детских домов предполагает использование
личностно-ориентированного подхода при обучении детей танцевальным
движениям на занятиях хореографией. В связи с тем, что дети остались без
попечения родителей, они начинают испытывать различные виды депривации
(утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные
потребности) – материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную и
другие. В своем развитии дети имеют ряд особенностей: у них наблюдается
снижение познавательной активности, ограниченность кругозора,
ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным
окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение,
отсутствие целеустремлённости. Дети не умеют фантазировать, мечтать, их
желания ограничены сиюминутными потребностями. При этом отмечается
целый набор негативных черт характера: замкнутость, зависть, недоверие к
людям и миру, болезненное честолюбие, упрямство, эгоизм, агрессивность.
Таким детям малознаком язык жестов и мимики, изменчивых интонаций. Они
редко проявляют сочувствие, сопереживание в отношениях с окружающими
людьми.
Данные проблемы в развитии необходимо корректировать, и занятия
танцами во многом могут помочь детям развиваться в соответствии с
возрастными нормами развития детей. Танец – особый вид искусства, который
помогает развивать не только физические данные человека, но и помогают в
развитии психических процессов. На занятиях танцами у детей развивается
познавательный интерес – стремление научиться чему-то новому, дети учатся
самостоятельно придумывать танцевальные комбинации, движения, таким
образом, развивается и воображение детей, также, воспитанники детского домастремятся сделать лучше, чем одноклассники. Во время танцевальных занятий
дети становятся более раскованными и свободными в поведении, они могут
показать свои внутренние переживания путем танца, выполнения движений под
музыку. По некоторым детям особенно хорошо видно, когда ему нравится или
нет то или иное упражнение, та или иная музыка, если упражнение и музыка
ему нравятся – то он старается выполнение это упражнение правильно, так,
чтобы его похвалил. Дети психоэмоционально освобождаются от негативных
эмоций через движение под музыку.
Занятия хореографией для воспитанников детских домов помогают
содействовать полноценному физическому, эстетическому, нравственному
развитию. Танцевальные движения, разучиваемые на занятиях хореографией,
позволяют развивать произвольность действий, улучшать концентрацию
внимания, контролировать свое поведение во время групповых занятий при
выполнении тех или иных действий. Занятия способствуют развитию высших
психических функций, таких как: воображение, память, эмоционально-волевая
сфера. Занятия хореографией раскрепощают детей, позволяют им выразить
свои эмоции, переживания через движения под музыку. Обучение танцам
способствует развитию координации, моторной памяти, выработке здоровой
осанки.
Необходимо учитывать особенности развития детей и, во-первых,
увеличивать физическую нагрузку очень осторожно, а во-вторых – укреплять и
развивать мышцы, формировать устойчивые навыки правильной осанки и
совершенствовать основные танцевальные движения постепенно. Не следует на
одном занятии долго отрабатывать одно и то же движение; повторяя его из
урока в урок, ребенок постепенно научится выполнять это движение правильно
и красиво.
Для воспитанников детского дома был организован танцевальный
коллектив «Фотография на память», в котором дети обучаются хореографии на
специально организованных занятиях. Занятия проводятся с учетом всех
психических, физических и возрастных особенностей детей, воспитывающихся
в детском доме. Основной идей таких занятий можно назвать – содействие
творческому, эмоциональному, физическому раскрепощению воспитанников и
самореализации посредством танцевальной деятельности.
Всех воспитанников детского дома «Остров надежды» можно условно
разделить на три возрастные группы: младшая (1-3 класс), средняя (4-5 класс) и
старшая (6-9 класс). Данная классификация соответствует возрастным
особенностям детей, их возможностям и также группам, в которых дети
пребывают в детском доме. Воспитанники 1 класса проходят адаптацию к
условиям жизни в детском доме, к учебе в школе, поэтому не посещают
кружок. Поэтому нами были определены следующие группы: младшая (2-3
класс), средняя (4-5 класс), старшая (6-9 класс). Занятия в каждой группе
проходит 3 раза в неделю. 2 раза в неделю проводятся общеразвивающие
занятия, занятия по изучению новых элементов и знакомство с различными
направлениями танцев, а 1 раз в неделю проводится постановочная работа. Для
некоторых детей проводятся индивидуальные занятия, отбор дляиндивидуальных занятий проводится не только детей, у которых появляются
сложности, но с детьми, у которых есть способности и одаренность, для работы
над сольными элементами.
На уроке по обучению танцам следует закреплять все навыки,
выработанные раньше, повторять пройденные движения и фигуры, уточнять
освоенное не до конца.
При разучивании танцев мы определяем следующий порядок работы:
 вводное слово педагога (перед разучиванием танца педагог
сообщает некоторые сведения об истории его возникновения, стиле исполнения
в эпоху возникновения, истории костюма и подобное);
 прослушивание и анализ музыки (определить характер, темп,
ритмический рисунок);
 разучивание элементов танца, танцевальных движений, рисунка
танца (педагог объясняет и сам показывает движения, затем ученики
повторяют);
 соединение движений в целостную танцевальную композицию,
работа над выразительностью движений.
Обучение танцевальной деятельности происходит преимущественно
внутри занятий по музыке и занятий по ритмике или хореографии.
Основная цель программы – личностное развитие детей, стремление к
саморазвитию и познанию социокультурных ценностей человечества путем
приобщения детей к танцевальному искусству, развитие их художественно-
творческих способностей средствами ритмики и танца с учетом их
индивидуальных способностей.
Основные задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать
музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытие
творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и
художественного вкуса.
Коррекционная: способствовать коррекции особенностей в развитии
воспитанников детского дома.
В соответствии с выделенными блоками задач, можно поставить
конкретные задачи в работе с воспитанниками детского дома на занятиях
танцами:
 дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку,
выявить их склонности и способности;
 способствовать эстетическому развитию и самоопределению
ребёнка;
 прививать интерес к занятиям, любовь к танцам;
 гармоническое развивать танцевальные и музыкальные
способности, память и внимание;
 дать представление о танцевальном образе; развивать выразительность и осмысленность исполнения
танцевальных движений;
 воспитывать культуру поведения и общения;
 развивать творческие способности;
 воспитывать умение работать в коллективе;
 развивать психические познавательные процессы — память,
внимание, мышление, воображение;
 учить организовывать здоровый и содержательный досуг.
Занятия должны быть разнообразными по содержанию (ритмические
упражнения, задания на ориентировку, упражнения тренировочного характера,
разучивание и повторение танцев) и по методам работы. Эффективны такие
методы, как беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание и разбор музыки,
показ педагогом движений, постоянное повторение пройденного, музыкальные
игры и импровизации.
Для достижения эффективного результата при постановке нового номера
с детьми прослушивается музыкальная композиция. Дальше проводится беседа
по прослушанному музыкальному материалу и рассказ педагога о том, какой
танец будет разучиваться, объясняется его смысл, дети могут задать вопросы на
понимание постановки. Этот этап в постановке можно назвать, как вводная
беседа по теме танца.
В дальнейшем проводится разучивание танцевальных элементов сначала
проводится разучивание под счет, а затем закрепление изученного материала
под музыку. Этот этап можно назвать разучивание танцевальных элементов.
Когда танцевальные элементы разучены, начинается построение
танцевальной композиции: танцевальные элементы и движения соединяются в
композицию, выстраивается последовательность выполнения композиций,
разучивается рисунок танца, возможные перестроения в ходе танца – в итоге
складывается целый танец. Этот этап можно назвать построение
танцевальной композиции.
В ходе разучивания танцевальных движений и комбинаций существует
несколько практических методов, выбор метода зависит от сложности и
структуры комбинации.
1. Традиционный метод.
Учащиеся повторяют движения вместе с объяснением и показом
педагога, а затем ученики исполняют движение самостоятельно.
2. Метод разучивания по частям.
В данном методе движение делится по частям на простые части и
разучивают каждую часть отдельно, соединяя в дальнейшем в единую
комбинацию или движение.
3. Целостный метод.
Данный метод заключается в разучивании движения целиком в
замедленном темпе. Данный метод актуален при разучивании простых
движений.
4. Метод временного упрощения.Данный метод применяется для разучивания особенно сложных
движений. Движения сводятся к простой структуре и разучиваются в таком
виде, затем движение постепенно усложняется.
Для каждой возрастной группы выдвигаются свои цели, задачи и
требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретаемые учащимися на
уроках хореографии.
Воспитанники младшей возрастной по окончанию курса обучения
хореографии должны уметь:
 определять на слух ритмический рисунок танца;
 двигаться в соответствии с темпом и ритмом музыкального
произведения;
 определять основные ориентиры в зале;
 контролировать положение рук, ног и корпуса при исполнении
подготовительных движений;
 владеть танцевальной лексикой в рамках изученных танцев;
 расстановке «друг за другом», «в шахматном порядке»,
 правильно занимать заданное положение в танце.
Воспитанники средней возрастной группы по окончанию курса
обучения хореографии должны уметь:
 правильно выполнять движения в соответствии с музыкой;
 свободно владеть понятиями расстановки в зале «по кругу», «на
середине», «по диагонали», «в шахматном порядке», «друг за другом»;
 исполнять сложные комбинированные движения, с правильным
удержанием позы корпуса, рук, позиции ног;
 свободно владеть лексикой в рамках изученных танцев.
Воспитанники старшей возрастной группы по окончанию курса
обучения хореографии должны уметь:
 различать быстрые и медленные доли такта со сложным ритмом;
 различать на слух эстрадную, народную, классическую музыку;
 различать различные комбинации по нескольким движениям;
 применять основные формы построения в танцевальной
композиции;
 определять все ориентиры в зале;
 выражать свои эмоции через танцевальную композицию;
 приобретут навык самостоятельной творческой работы при
составлении танцевальных элементов.
Данная программа ориентирована на формирование социально
адаптивной, самодостаточной и развитой личности, мотивированной к
познанию социокультурного наследия человечества и приобщению к
культурным ценностям людей, поэтому ко всем выше перечисленным
ожидаемым результатам можно отнести еще и такие личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания,
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями,
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижениицелей. Достижение этих личностных результатов – это основная задача,
которую мы пытаемся решить на протяжении всех лет обучения хореографии.
Занятия по хореографии тесно взаимосвязаны с другими предметами.
Например, с музыкой имеется непосредственная связь на протяжении всего
курса обучения хореографией. Танец исполняется под музыку, движения
должны соответствовать темпу, ритму и характеру музыкального
сопровождения. Учащиеся усваивают понятия «ритм», «счет», «размер»,
узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз. Так же дети
должны различать музыкальное вступление и основную мелодию, уметь
вступать после проигрывания музыкального вступления.
Хореография и физкультура взаимосвязаны между собой. Например, в
разминке применяются физические упражнения, разогревающие
последовательно различные группы мышц, так же, выполняются упражнения на
натренировывание определенных групп мышц, что выдвигается в задачах
каждого урока. А в целом, занятия танцами, так же, как и занятия физкультурой
создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной
системы, укрепляют психику.
Изучение танцев различных народов помогают детям развивать свои
знания в географии. Начиная изучать тот или иной танец, педагог знакомит
детей с его историей, в какой стране он произошел, к какому народу относится.
При обучении танцевальным элементам, танцевальных рисункам дети
сталкиваются с математическими и физическими терминами: «угол поворота»,
«направление движения» (по ходу движения танца, по диагонали и тд),
«построение в колонну», «построение в шахматном порядке» и тд


СМОТРЕТЬ ПРОГРАММУ ПОЛНОСТЬЮ



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить