Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Проект на тему: Приобщение дошкольников к культуре казаков Южного Урала

Проект на тему: Приобщение дошкольников к культуре казаков Южного Урала

« Назад

17.05.2015 21:12

« Народ, который не знает
своей культуры и истории, -
презрен и легкомысленен.»
М.Н. Карамзин.
Актуальность темы и проблемы проекта
Во все времена любовь к Родине патриотизм в нашем государстве
были чертой национального характера.
Но, к сожалению традиции патриотического сознания, в последнее время
в обществе утрачиваются, поэтому актуальность проблемы воспитания
патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
Патриотизм сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание
многогранно, неопределимо несколькими словами, Это любовь к родным
и близким людям и к малой Родине, гордость за свой народ.
«Родной край, его история, - писал академик Д.С. Лихачёв,- основа на
которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего
общества».
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину,
необходимо с детства научить ребёнка любить свой край, свой посёлок,
где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с
культурными традициями своего народа, привить любовь к народному
творчеству.
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях.
Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем
занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы
домашнего обихода, какие существовали народные ремёсла.
Важным условием успешной педагогической деятельности в данном
направлении является взаимодействие с родителями детей посещающих
детский сад. Прикосновение к «живым» документам истории семьи
вызывает интерес, заставляет внимательно относиться к памяти
прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных
семейных связей. По словам А.С.Макаренко, именно в семье растётбудущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через педагогов
должно приходить к детям. В настоящее время подобная работа
актуальна и особенно трудна, требует большого терпения, так как в
современных семьях вопросы воспитания гражданственности,
патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь
недоумение.
Мы живём в посёлке Петропавловский.. Легендарный совхоз – гигант
был основан 1929году на свободных землях между казацкими
станицами Степной, Петропавловской, Кидыш, Бирюковской и
Сухтелинской.
Люди разных национальностей приехали отовсюду, прибыли на
новую стройку из близлежащих станиц и казаки со своими семьями.
Они образовали единый трудовой коллектив, который имел цель:
построить новое хозяйство.
В посёлке поселились люди, имеющие свои этнокультурные
традиции, устойчивые образцы, эталоны и нормы поведения, по
которым люди сознательно оценивают свои поступки, деятельность.
Обычаи - правила взаимоотношения в семье, в обществе, регулирующие
такие стороны жизни людей как национальная одежда, убранство
жилищ, способ приёма пищи, виды приветствий в быту и т.д.
Совместное проживание людей разных национальностей привело к
взаимному проникновению культур, частичной утраты элементов своей
национальной культуры.
Прошло больше восьмидесяти лет, после того как казаки поселились
на новом месте. В настоящее время старики, родившиеся, в советское
время не знают неписаные казачьи законы. Казак не может считать себя
казаком, если не знает, не соблюдает традиции и обычаи своих предков.
Возникает вопрос: знают ли наши дети историю и культуру
уральского казачества?
Анализ опроса детей показал, что они имеют низкий уровень
представлений о родном крае, у них не сформированы представления о
традициях и быте уральского казачества, дети не проявляли желания
узнать об особенностях жизни казаков, они не знают предметы
деревенского быта казаков, не имеют представления об обычаях,
обрядах, традициях уральских казаков.
Анализ результатов анкетирования родителей показал, они не
имеют представлений о традициях и быте уральского казачества.
Утеряна связь поколений, утеряны корни.
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, разработан
Проект «Приобщение дошкольников к культуре казаков Южного
Урала».
Поскольку дошкольный возраст, характеризуется интенсивным
вхождением в социальный мир, следует в этот период формировать у
детей начальные представления об этнической и национальной культуренародов Риск Проекта- дети, начиная с дошкольного возраста, страдают
дефицитом знаний о родном крае, особенностях местных традиций;
- для родителей вопросы воспитания патриотизма не считаются
важными и зачастую вызывают лишь недоумение;
Цель проекта: обоснование педагогических условий, при которых
процесс ознакомления дошкольников с малой Родиной будет
осуществляться эффективно.
Объект - педагогическая система, обеспечивающая нравственно-
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет проекта - процесс функционирования системы
ознакомления дошкольников с традициями и бытом уральского
казачества.
В соответствии с целью Проекта определены следующие з а д а ч и:
1.- определить уровень представлений детей о традициях и быте
уральского казачества.
2 - разработать и обосновать модель ознакомления детей с малой
Родиной.
3 – выявить условия эффективной реализации нравственно -
патриотического воспитания детей с учётом регионального
компонента.
4 - развитие и обогащение речи дошкольников, эрудиции и
интеллекта.
5 – организация работы с родителями по привлечению к
патриотическому воспитанию в семье.
Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели групп,
воспитанники ДОУ и их родители.
Проект, реализуемый в период с сентября по май предусматривает
проведение мероприятий в двух направлениях:
- совместная деятельность с детьми
-взаимодействие с детьми, социумом.
В ходе работы над проблемой Проекта была сформулирована
гипотеза, которая связана с предположением о том, что процесс
ознакомления дошкольников с малой Родиной будет протекать при
соблюдении следующих условий :
1. –наличие Программно - методического комплекса для
организаций, реализующих образовательные программы дошкольного
образования «Наш дом - Юный Урал», ред Е. Бабунова, включающий
доступное для дошкольников содержание знаний о малой Родине, с
учётом национально - регионального компонента;
2 - способствовать воспитанию и развитию детей на идеях
народной педагогики, обеспечивающей позиционную динамику
формирования представлений у детей о традициях и быте уральского
казачества, о фольклоре, народных играх.Ожидаемый результат:
- обновление содержания и технологии работы по ознакомлению
дошкольников с малой Родиной на основе учёта национально
-регионального компонента;
Формы и методы реализуемого проекта
Проект осуществлялся в несколько этапов:
1 - организационно -подготовительный.;
2 - основной (этап непосредственной реализации);
3 - итоговый. Мониторинг нравственно - патриотических
представлений дошкольников. Проверка системы
обеспечивающей успешность ознакомления детей с малой
Родиной оценка результатов проведённого исследования.
Обобщение и трансляция опыта работы.
Практический этап реализации Проекта
Приобщение дошкольников к культуре казаков Южного Урала

  Мероприятия,  проводимые  с педагогическими  работниками  ДО   ответственные
1.1 Консультация  на  тему: «Планирование работы  с  детьми  разных  возрастных  групп  по  вопросу  ознакомления  с  малой  Родиной» Старший  воспитатель 
1.2. Выставка  методической,  специальной,  художественной  литературы  пособий,  дидактических  игр  по  ознакомлению с малой Родиной Творческая  группа   
1.3. Круглый  стол  «Обряды  и  традиции  уральских  казаков» Зав.  д/ садом 
1.4. Оформление  картотеки-  фольклор уральских  казаков;-  казачьи  игры;-  словарь  « Семантика  слов» Старший  воспитатель
1.5. Сбор материалов  об  истории  и  современной  жизни  п.  Петропавловский Творческая группа
1.6. Самостоятельное  изучение  педагогами  опыта  работы других  ДОУ  по  проблеме  нравсвенно -   патриотического  воспитания  детей  (  анализ  методической,  периодической  литературы) Педагоги  ДОУ   
1.7. Разработка  методического  пособия  о  традициях  и  быте  казаков,  о  фольклоре  уральского  казачества Творческая  группа
1.8. Мастер  -  класс  «Культурные  традиции  уральских   казаков» Старший  воспитатель
1.9. Изготовление  макета  уральского  подворья   в  группе воспитатели 
1.10. Оформление  папки  -  передвижки  «История  развития  родного  края» Старший  воспитатель,творческая  группа 

 

                                                          2.  Мероприятия,  проводимые  с  детьми Ответственные  
2.1. Мониторинг  представлений  детей  дошкольного  возраста  о  традициях  и  быте уральского  казачества.  Изучение  исходного  состояния  проблемы  и  проведение  контрольных  срезов Воспитатели,  старший  воспитатель
2.2. Экскурсия  в  сельскую  библиотеку Воспитатели
2.3. Тематический  утренник  «Край  родной  -  земля  уральская»  Музыкальный  руководитель,Воспитатели 
2.4. Беседа  «Многонациональный  Урал»  Воспитатели
2.5. Беседа  «История  казачества  на  Южном  Урале» Воспитатели  
2.6. Развлечение  «Капустные  вечёрки» Музыкальный  руководитель,  воспитатели.
2.7. Беседа  « Что  нам  рассказали бабушки  и  дедушки» воспитатели
2.8. Беседа  «  Моя  семья  в  истории  посёлка»  Воспитатели 
2.9. «Посиделки»  развлечение Музыкальный  руководитель, воспитатели 
2.10. Экскурсия  в  музей  истории посёлка Воспитатели 
2.11. ООД  «Дом,  быт,  семья»  ( в  гостях  у  домовёнка) Воспитатели 
2.12. ООД   «  Казак  без  службы,     не  казак» Воспитатели 
2.13. « Преданья  старины  глубокой» (календарно –обрядовые  праздники)    -  «Покров»  - октябрь  -   «Масленица»  (комкоедица)-  март Музыкальный  руководитель, воспитатели   

 

                                                           .14. «  Нескучные  забавы»   ( народный  фольклор:  потешки,  пословицы, поговорки, колыбельные) Воспитатели, музыкальный  руководитель
2.15. «Игры  из  глубины  веков»  (подвижные  игры  уральских  казаков) Воспитатели  
2.16. «Ярмарка» Музыкальный  руководитель,  воспитатели

 

         Мероприятия,  проводимые            с  родителями Ответственные  
3.1. Консультация  на  тему: «Воспитание  любви  к  малой  Родине,  как  условие  формирования  патриотических  чувств  у  ребёнка  дошкольного  возраста»  воспитатели
3.2. Оформление  фотовыставки  « Мы  любим  и  знаем  свой  посёлок»   Родители (законные  представители),  воспитатели
3.3. Совместная  деятельность  детей  и  родителей  (законных  представителей)   Изготовление  поделок    « Мой  край  родной»  Родители  (законные  представители)
3.4. Сбор   наглядно информационных  материалов  об  истории и  современной  жизни  п.  Петропавловский  Родители  (законные  представители)  
3.5. Оформление  дерева  жизни  «История  моей  семьи» Родители  (законные  представители) 
3.6. Участие  в  развлечениях и  ООД  организованной  для  детей Родители (законные  представители) 
3.7. «День  открытых  дверей»                                          Зав. д/  садом, ст. восп.воспитатели  

 

ЗаключениеВ  заключении  можно  сказать:Что  соприкосновение  с  народным  искусством  и  традициями  уральского  казачества,  участие  в народных  праздниках  духовно  обогащает ребёнка, воспитывает  гордость  за  свой  народ, поддерживает  интерес  к  его  истории  и  культуре.Педагоги  ДОУ  сумели  сформировать  у  детей  интерес  к  фольклорному  творчеству,  зажгли  искорку  любви  и  интереса  к  жизни  народа  в  разное  историческое  время,  к  природе  родного  края.  Создали   предметно – развивающую  среду,  способствующую  формированию  начал  национальной  культуры,  возможности  каждому  ребёнку  проявить  себя,  реализовать  свои  лучшие  качества.Подобная  работа  активизировала  потребность  воспитателей  в  приобретении  новых  знаний  и  умений.  Она привела  к  положительным  сдвигам   в  целом  ряде  областей: -  интеграция  детской  деятельности;     -  расширение  их  кругозора;     -  овладение  детьми  общественно  -  исторического  опыта  предыдущих поколений  через знакомство  с  историей  вещей,  предметов  быта;     -активизация  деятельности детей;      - увеличение  числа  форм  и  методов  педагогической  деятельностиРабота  сопровождалась  повышением  квалификации  педагогов  на семинарах, консультациях.Подбор  содержания  образования  основывается  на  опыте  народной  педагогики,  учитывающей:  -  возрастные  и  индивидуальные  возможности  детей;  -  возможности  различных  жанров  и  конкретных  произведений  фольклора  в  обучении  культуре  казачества;  -  связь  музыкального  фольклора  с  народным  календарём,  чередой  праздников  и  будней,  семейными  событиями  и т.д.Проведенная  работа  позволяет  сформировать  следующие  выводы: разработанные  и  созданные  в  процессе  работы  педагогические  условия  приобщения  детей  к  народной  культуре  позволили  объединить   музыкально– фольклорные,  духовные  и  познавательного  компоненты,   осуществился  комплексный  подход  к  освоению  музыкального  фольклора  народов  Южного  Урала.  Реализовалась атмосфера  сотворчества  детей  и  взрослых.
Литература:  Программно – методический  комплекс  для  организаций,  реализующих  образовательную  программу   ДО  «Наш дом –Южный  Урал»



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить