Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности - «Мэбетако»

Программа спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности - «Мэбетако»

« Назад

20.12.2014 08:18

Здоровье населения – высшая национальная ценность, и возрождение наций
должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Изучение проблем
детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в
будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения
своего здоровья это, прежде всего процесс социализации – воспитания. Это
сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства
на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о
законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными
факторами.
Игры – один из главных компонентов двигательного режима школьников во
внеурочное время. Если школьники систематически занимаются играми и
другими физическими упражнениями в течение дня, они более
дисциплинированы и внимательны на уроках, чем дети, которые пассивны в
двигательном отношении.
Практика воспитания подрастающего поколения показывает, что основной
деятельностью, в которой ребёнок удовлетворяет свои жизненно важные
потребности в движениях, в активности и в общении со сверстниками, является
игра. В коллективных играх каждый ребёнок имеет возможность проявлять свои
самые лучшие качества, свою индивидуальность. В игре создаются
исключительные условия для развития у детей коллективных отношений, чувства
товарищества, взаимопомощи, гуманизма.
Дети приучаются к соблюдению правил, умению контролировать своё поведение
и оценивать поступки своих сверстников.Национальные игры Ямало-Ненецкого автономного округа – это ступенька к
возрождению своих традиций духовной культуры и физического совершенства.
Коренные жители испокон веков передавали своим детям традиционное северное
ремесло: охота, рыбная ловля, оленеводческое ремесло. В таком направлении и
зарождались национальные игры, которые давали людям не только заряд
бодрости, физического совершенства, но и профессионального мастерства в
народном быту северян.
Такие игры, как «Мюсева» (каслание), «Мя» (чум), «Рыбаки и рыбки», «Ловля
оленей» и другие вырабатывают у детей профессиональную закалку,
перенимаются традиции своих родителей и соответственно традиции развития
физического воспитания и, в частности, национальных видов спорта Северного
многоборья.
Актуальность программы
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной
профилактики в укреплении здоровья населения через изменения
стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний
в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон,
связанных с жизненными ситуациями. Таким образом, под здоровым образом
жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной
жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные
возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих
социальных и профессиональных функций независимо от политических,
экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает
ориентированность деятельности личности в направлении формирования,
сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста,
воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание
того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Данная программа внесет неоценимый вклад в работу по профилактике
заболеваний у воспитанников; воспитает у детей чувства ответственности за своёздоровье; поможет решить одну из важнейших задач (обязанностей) школы –
обучение школьников умению беречь и укреплять здоровье.
Практическое значение
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят
следующие составляющие: - отказ от вредных пристрастий (курение,
употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); - оптимальный
двигательный режим; - рациональное питание; - закаливание; - личная гигиена; -
положительные эмоции.
Предметом обучения физической культуре с младшими детьми является
двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе
овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются
физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно
развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Игры на свежем воздухе
оказывают большое оздоровительное воздействие, улучшают деятельность всего
организма и используются как средство активного отдыха. Во время игр дети
всегда активны и инициативны. В то же время условия и правила игр вынуждают
их к сдержанности.
В играх дети отличаются большой непосредственностью. Они полностью
раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет
большое значение для лучшего изучения детей. Игры отличаются большой
эмоциональностью. При правильной организации и проведении они доставляют
детям удовольствие, создают хорошее настроение. Детей в играх привлекают
широкие возможности для проявления личных качеств, активности, инициативы.
В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут
выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют
их индивидуальные особенности.
Воспитать ребёнка физически здоровым, способным жить и продуктивно
трудиться в суровых природных условиях - одна из важнейших задач народной
педагогики коренного населения Крайнего Севера.
Значительная роль в этом принадлежит национальным играм и состязаниям.Национальные игры способствуют развитию у детей ловкости, силы,
выносливости, меткости, сообразительности, находчивости и инициативности,
учат их подчинять свои желания интересам коллектива, помогать друг другу.
Использование этих игр в школах-интернатах народностей Крайнего Севера ведёт
к повышению эффективности спортивной и другой внеклассовой работы.
С учётом этих особенностей целью моей программы «Мэбетако» является
формирование у воспитанников основ здорового образа жизни, развитие
творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач
(переход на ФГОС НОО):
- укреплять здоровье воспитанников;
совершенствовать жизненно важные навыки и умения посредством обучения
подвижным играм;
- формировать общие представления о физической культуре, её значении в жизни
человека, укреплении здоровья;
- развить интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучать простейшим способам контроля над физической нагрузкой.
Реализация программы внеурочной деятельности «Мэбетако» спланирована с
учетом возраста и психических особенностей воспитанников интерната. Состоит
из двух блоков.
В процессе работы по данной программе осуществляется индивидуальный
подход к каждому ребенку, который основан на принципах педагогики
сотрудничества и личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.
Подборка материала данной программы позволит воспитанникам заглянуть
«внутрь» собственного тела и задуматься о том, хорошо ли они заботятся о своём
здоровье; поможет сформировать бережное отношение к здоровью, как главной
ценности человека; научит, как быть здоровым и сохранить здоровье на долгие
годы.Важность и актуальность программы «Мэбетако» очень велика, так как она
является звеном в общей системе здоровьесберегающего образовательного
пространства и способствует формированию основ здорового образа жизни.
В данной программе рассматриваются условия необходимые для защиты
сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника, определяются задачи
формирования представлений о здоровом образе жизни ребенка. Перечисляются
возможные воспитательные и образовательные мероприятия, неправленые на
обеспечение детей приемам и навыками, значимыми для их безопасной
жизнедеятельности и воспитания положительного отношения к своему здоровью.
Уровень результатов работы по программе:
Результатом работы будет расширение осведомленности воспитанниками о
здоровом образе жизни, углубление знаний о культуре здоровья, уменьшение
количества детей, склонных к вредным привычкам.
- умение детей соблюдать правила личной гигиены, охраны осанки, зрения,
слуха;
-внедрение оптимального режима учебного труда и активного отдыха;
повышение уровня физического, психического и социального здоровья
обучающихся;
- уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья;
- осознанное отношение детей к состоянию здоровья как основному фактору
успеха на последующих этапах жизни.
В реализации программы принимают участие:
- воспитанники школы-интерната;
- члены педагогического коллектива;
- медицинские работники;
- родители и воспитатели групп.
Методическое обеспечение программы
Реализация программы предусматривает организацию различных форм работы с
детьми. Приоритетное значение отдается специально организованным занятиям,
которые могут проходить в форме досуговой деятельности детей, классные часы,уроки здоровья, праздники, экскурсии, прогулки, беседы, дидактические и
подвижные игры.
Материально технические средства
-спортивный инвентарь;
- дидактические и подвижные игры.
Тематическое планирование

№ занятия                             Наименование разделов и тем Кол-во часов
Всего Т П
1 Вводное занятие. Знакомство с историей возникновения народных игр.  1   1
2 Воспитательный час «Остров безопасности». 1   1
3  Экскурсия в тундру. Наблюдение за сезонными явлениями в природе.  1   1
 4  Дидактические подвижные игры  «Правила игры», «Комплименты». 1   1
 5   Игра – соревнование «Один за всех и все за одного». 1   1
 6  Национальные игры народов Севера. 1   1
 7   Спортивный праздник «На воздухе полезны всегда бег, движенья, игры,ходьба». 1   1
 8  Игры с бегом состязание «Стой», «Живая цель». 1   1
 9   «Тыранийко» - игра в палочки, «Путко» - кулачок 1   1
 10  «Для всех без исключения есть правила движения» - беседа. 1 1  
 11   «Ныхыдырма» - состязание в силе 1   1
 12 Игры с мячом «Мяч среднему», «Попади в мяч». 1   1
 13  Спортивные подвижные игры «Скакуны», «Бой петухов». 1   1

14 Игры с прыжками «Прыжки по кочкам», «Прыгающие воробушки». 1   1
 15 Игры, развивающие метательные способности «Попади в цель».  1   1
 16 Игры с прыжками «Лягушата и цапля», «Котлы». 1   1
 17 Как самостоятельно организовать проведение игр. Игры с прыжками.   1   1
 18 Игры «Ручейки и озера». 1   1
 19  Национальные ненецкие игры «Стой, олень», «Рыбаки и рыбки»    1   1
 20 Игры, развивающие метательные способности «Снежки». 1   1
 21 Воспитательный час  «Не шути с огнем».                1   1
 22 «Малая спартакиада национальных игр». 1   1
 23 «Твой внешний вид» - беседа. 1 1  
 24  Подвижные игры – «Салки», «Метание шишек». 1   1
 25 Игры для развития боксерских навыков «Увернись от мяча». 1   1
 26 Игры для занятий – тренировок «Меткий футболист». 1   1
 27  ЗОЖ «Опасные и безопасные ситуации» 1   1
 28 Игры с элементами футбола «Слепой футболист», «Скользкая цель». 1   1
 29 Игры для общефизической подготовки «Светофор»,«Переправа». 1   1
 30 Физкультурный праздник  «Мой веселый звонкий мяч». 1   1
 31  «Пуксэл» (Игра с мячом), «Охота на куропаток». 1   1
 32 Народные игры как средство физической культуры. «Цепи - кованы», «Ловишки». 1   1
 33 Игра «Слепой футболист», «Скользкая цель». Игра  «Охотник». 1   1
34 Итоговое занятие.  Проведение конкурса рисунков «За здоровый образ жизни». 1   1
                                                                                                   всего 34    

                                          2 блок  

№ занятия                              Наименование разделов и тем Кол-во часов
Всего Т П
 1   Вводное занятие - совет «Как научиться соблюдать режим дня».  1   1
 2  Воспитательский час «Твое здоровье - в твоих руках».  1   1
 3  Спортивный марафон  «На старт, внимание, марш!».  1   1
 4  Час здоровья «На воздухе полезны всегда бег, движенья, игры, ходьба».  1   1
 5   «День здоровья» - обще интернатское мероприятие  1   1
 6   «Зов тундры» - спортивно-конкурсная игра  1   1
 7  Час здоровья «На открытом воздухе нам весело играть».  1   1
 8  «Талрава» - охота на зверей способом загона    1   1
 9   «Ёртя няби халя» (рыбаки и рыбки)  1   1
 10  Национальные игры – «Канях янтэх» (Прятки), «Кусан юх» (Игра с кольцами).  1   1
 11   Малая спартакиада ненецких игр  1   1
  12  « Точ няморпава» (ловля оленей)  1   1

 13  Воспитательный час «Чистота дома и в школе».  1   1
 14  «Ярколава» - ловим оленей  1   1
 15 Игры с прыжками «Лягушата и цапля», «Котлы».  1   1
 16 Как самостоятельно организовать проведение игр. Игры с прыжками «Удочка».  1   1
 17  «Ядэсумбава» - прогулка    1   1
 18  «Няхорамдэй ни тара» («Третий лишний»)  1   1
 19  Воспитательный час «Бытовой и уличный травматизм».  1   1
 20 Игры, развивающие метательные способности.  1   1
 21 Час здоровья «Нам час здоровья нужен в мороз и зимней стужей».  1   1
 22  «Игры и забавы народов Севера»  1   1
 23 Ролевая игры   «Как сказать «Нет» вредным привычкам».  1   1
 24  Воспитательный час «Курить – здоровью вредить».  1   1
 25  Урок здоровья «В гостях у гигиены».   1   1
 25  «Скороходы-снегоступы», «Отбивка оленей» - подвижные игры   1   1
 27 Игры с элементами футбола «Меткий футболист».   1   1
 28 Игры -  «Преодолей ров», «Свободное место».   1   1
 29  Спортивный праздник  «В здоровом теле – здоровый дух».   1   1
 30 Народные игры как средство физической культуры. «Талчана вано» («липкие пеньки»), «Хаёр» (солнце)   1   1
 31   «Кто быстрее», «Охотники и утки» - национальные игры   1   1
 32   Экскурсия в тундру. Наблюдения за сезонными изменениями в природе.    1   1
 33   «Волокуша», «Загони в озеро» - подвижные игры   1   1
 34   Итоговое занятие «Как оценить количество и качество своего здоровья».   1   1
                                                                                                  всего   34    


Литература для педагога:
1. Л.И. Гайдина, А.В. Кочерина. Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарий
мероприятий:3-4 классы - М.: ВАКО, 20011.-368 с. (Мастерская учителя).
2. Л.И. Гайдина, А.В. Кочерина. Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарий
мероприятий: 1-2 классы - М.: ВАКО,20011.-272 с. (Мастерская учителя).
3. П.Н.Богун. Игра как основа национальных видов спорта. Пособие для учителей: Санкт-
Петербург,2004.
4. Т.Н. Захарова. Формирование здорового образа жизни у младших школьников.
классные часы, тематические мероприятия, игры - Волгоград: Учитель, 2007.
5. Н.М. Гончарова и др. Внеклассные мероприятия в коррекционных классах-
Волгоград:Учитель,2007
6. Е.Л. Гордияш и др. Физическое воспитание в школе - Волгоград:Учитель,2008.
7. Т.И. Могомедова и др. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы.-
Волгоград: Учитель,2007.
8. С.А. Брагина и др. Классные часы5-11 классы. Диалоги о здоровье: мастерские, тренинги,
деловые игры, беседы. - Волгоград: Учитель, 2009.
9. Е.Н.Окотэтто. «Ненецкие подвижные игры».Санкт-Петербург:-2002.
Литература для детей:
1. Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2000
2. Что такое. Кто такой: в 3 томах - М.: “Педагогика-Пресс”, 19993. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. Детское справочное бюро. М.:
“Педагогика-Пресс”, 1993
4. Как живёт человек. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
5. Познай себя. Серия “Твоя первая энциклопедия” - М.: “Ниола-Пресс”, 1998
6. Большая книга правил для воспитанных детей Ротенберг Р.
7. Расти здоровым: детская энциклопедия здоровь



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить