Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет «НАСЛЕДИЕ»

Программа дополнительного образования для детей 5-7 лет «НАСЛЕДИЕ»

« Назад

20.10.2014 01:18

Пояснительная  записка

 Программа «Наследие» направлена на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества и предназначена для дополнительных занятий с детьми старшего дошкольного  возраста (старшая группа – 5-6 лет). В программе раскрыто содержание работы по  ознакомлению с ближайшим и природным окружением, краеведению, формированию патриотических чувств, семейной и гражданской принадлежности.  
Данная программа разработана   в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и предполагает обучение детей, имеющих элементарные знания об окружающем мире (базовая программа - программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) и предусматривает проведение 48 занятий в год (24 занятия в детском саду и 24 экскурсии) с 1 сентября по 31 мая. 
Актуальность программы  состоит в создании и использовании в дошкольном образовательном учреждении новых форм и методов работы с детьми с использованием принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация» и «Художественное творчество».            
Новизна  заключается в том, что через организацию с дошкольникамиработы по духовно-нравственному воспитанию детей в тесном сотрудничестве детского сада и семьи, а так же расширение социальные связей формируются первые навыки бережного отношения к народной культуре, сохранения народных традиций, расширяется кругозор детей.

Принципы построения программы

§  Принцип системности и последовательности предполагает усвоение материала в определённой  системе, по всем направлениям.
§  Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач умственного, социально-нравственного  и физического воспитания.
§   Принцип интеграции - определяет взаимосвязь и взаимопроникновение разнообразной деятельности детей.
§  Принцип природосообразности - учитывает возрастные особенности и возможности обучающихся при включении их в разные виды  деятельности.
§  Принцип  гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить  работу на основе  личностно-ориентированного подхода, предоставление свободы выбора форм, средств и методов социально-личностного развития, принципа комфортности  в процессе организации занятий и экскурсий.
§  Принцип наглядности, который просматривается при проведении экскурсий и занятий, на основе сотрудничества с музеями города.Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации  мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.
§  Принцип культуросообразности - работа должна строиться в соответствии с народным календарём.
§  Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Цель и задачи программы «Наследие»

   Основной целью программы  является гармоничное развитие личности каждого воспитанника, формирование у него патриотических чувств, воспитание духовно-нравственной качеств через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к истокам  национальной (русской и марийской) культуры родного края.  

В программе предусматривается решение  программных образовательных  задач с использованием принципа интеграции образовательных областей:
§    формирование  патриотических чувств:  любви к родному краю («малой Родине»), гражданской принадлежности через знакомство с родной культурой (традиции, достопримечательности, известные земляки родного края, использование фольклора) - образовательная область «Социализация».
§    формирование элементарных представлений об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, легенды) и реконструкцию образа жизни  людей разных времен (одежда, утварь, традиции); развитие проектной деятельности исследовательского типа (знакомство с культурными явлениями - музей);  формирование целостной картины мира (представления о сферах человеческой деятельности), расширение кругозора детей -  образовательная область «Познание».
§    Развитие речи как средства общения, расширение представлений детей о многообразии окружающего мира – образовательная область «Коммуникация».
§    развитие интереса к художественной и познавательной литературе (внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать скороговорки, загадки) - образовательная область «Чтение художественной литературы».
§    знакомство с понятиями «народное искусство» - фольклор, музыка и художественные промыслы на основе региональных особенностей; развитие продуктивной деятельности детей (рисование, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному и музыкальному искусству (живопись, архитектура) - образовательная область «Художественное творчество».
§    закрепление умения называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон - образовательная область «Безопасность».       

Разработанная в программе «Наследие» система организации работы опирается на:
§   программу «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2010г.),
§   методические рекомендации «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников под редакцией Н.В. Микляевой,
§   методическое пособие «Наследие. И быль, и сказка… Соловьевой Е.В.,
§   методическое пособие «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» Зеленовой Н.Г, Осиповой Л.Е.
§   методическое пособие «Знакомим дошкольников с  народной культурой»  Бурлаковой Л.А.
§   методическое пособие «Народная культура и традиции» Косаревой В.Н.

Содержание направлений работы с семьей

по образовательным областям

  В программе «Наследие» предусмотрено тесное взаимодействие детского сада и семьи, отвечающее задачам по всем образовательным областям:  
§     Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения.
Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых (образовательная область «Социализация»):  родительское собрание в русском народном стиле «Воспитательная роль матери в семье», «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»; конкурс «Семейные традиции:  семейные праздники - как мы их справляем» (плакат, фотоальбом и другие формы); анкетирование «Старшее поколение»; информация в родительском  уголке  «Помню, в детстве мы играли», «Как устроить сюрприз для своей семьи», «Что значит быть отцом»; развлечение с участием пап «Богатырская наша сила», праздник   «Мамин день», праздники «Светлая Пасха» и «Белая береза».  
§    Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений. Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам. Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома (образовательная область «Познание»): совместные экскурсии в музеи города.  
§    Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству: ведению семейных календарей, подготовке концертных номеров для родительских собраний, досугов детей (образовательная область «Коммуникация»): оформление  «Семейного дерева».   §    Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, привлекать родителей к проектной деятельности, особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми (образовательная область «Чтение художественной литературы»): Рождественские чтения.  
§    Организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей. Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности: творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиям. Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи (образовательная область «Художественное творчество»): конкурс «Как я провел лето…», фотовыставка «Мама  милая моя», «Наши бабушки», конкурсы детских работ различного уровня.     

Связь с другими образовательными учреждениями

                С целью создания условий для успешного социального развития, нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников была создана рациональная и продуктивная структура взаимодействия МДОУ детский сад № 1 «Росинка» и: 
§ с МУ «Козьмодемьянский культурно - исторический музейный комплекс»;
§ художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева;
§ музей купеческого быта;
§ музей им. Игнатьева при библиотеке;
§ этнографический музей под открытым небом;
§ с воскресной школой в Свято-Троицкой церкви при Православном центре Горномарийского района г. Козьмодемьянска;
§ с библиотекой Православного центра;
§ клуб  «Паллада».

 

 

Методическое обеспечение программы

 Для организации занятий используется:
§   методические разработки экскурсий, конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений;
§   методическая и художественная литература;
§   фотоматериалы, слайды, видео -  и аудиокассеты, детские презентации;
§   настольные и дидактические игры;
§   иллюстрации и картинки, наборы открыток  и альбомы. 

Учебный план

    Наименование тем Количество часов
   
Всего Теория Экскурсия, прогулка
 1 Знакомство с проектом «Наследники  Кузьмы и Демьяна». 1 1 -
2 Моя семья
2.1 «Моя семья» 1 1 -
2.2 «Что в имени моем» 1 1 -
2.3 «Моя родословная» 1 1 -
2.4 «Семейные традиции» 1 1 -
2.5 «Все работы хороши, выбирай на вкус» 3 1 2
3 Мой дом
3.1 «Как жили древние люди» 2 1 1
3.2 «Дом, в котором я живу» 1 1 -
3.3 «Домашние помощники – бытовая техника» 1 1 -
4 Мой город
4.1 Наш детский сад. 2 1 1
4.2 «Город, в котором я живу» 2 1 1
4.3 «Легенды старого города» 2 1 1
4.4 Символика нашего города. 2 1 1
4.5 Символы других городов Поволжья 1 1 -
4.6. «Город и горожане» 2 - 2
4.7 «Тот герой, кто за Родину горой» 2 1 1
4.8 «Герои – земляки нашего района». 2 1 1
4.9 «Из далека - долга течет река Волга». 3 1 2
5 «Русь православная»
5.1 «Наш храм». Посещение Воскресной школы. 1 - 1
5.2 «Иконы – хранительницы мира в семье». 1 - 1
5.3 «Ангел – хранитель» 1 1 -
5.4 «Рождество Христово» 1 - 1
5.5 «Святочная неделя» 1 1 -
5.6 «Раз в крещенский вечерок» 1 - 1
5.7 Пасха – самый главный праздник 1 - 1
5.8 Белая береза – праздник Троицы. 1 1 -
6. Уроки этикета
6.1 «Её Величество Вежливость» 1 - 1
6.2 «Чайная церемония» 1 - 1
7. Народно-прикладное искусство, устное народное творчество
7.1 Русский, марийский национальный костюм 2 1 1
7.2 «Что за чудо эти сказки» 6 3 3
                                                                Итого за год 48 24 24

Тематический план

  1.   Знакомство с проектом «Наследники  Кузьмы и Демьяна».
Проблемная ситуация «Что мы знаем о своем городе?»  Кузьма и Демьян – это кто? Почему мы их наследники?      
Инструктаж по правилам поведения.
Правила поведения на прогулке, во время экскурсии, в общественных местах. Правила дорожного движения.  
Формы организации  детей – фронтально (в помещении и на улице), по подгруппам.   Методы и приемы организации детей – проведение бесед, инструктаж, рассматривание иллюстраций.  
Взаимодействие с родителями - родительское собрание.  
2.    Моя семья.
2.1.Моя семья        
Понятия -  семья, имя, отчество. Составление рассказа «Моя семья». История моей семьи.  Хт»* - «Любимое занятие моей семьи», «Букет для мамы». Оформление фотоальбома и панно «Моя семья».
2.2. «Что в имени моем»   Мое имя и его значение. Именины. Наша фамилия, что она обозначает. Оформление альбома «Наши имена», проведение досуга «День именинника».
2.3. «Моя родословная».         
Знакомство с родословной своей семьи и составление генеалогического древа.
2.4. «Семейные традиции».         Семейные традиции и праздники. Игры бабушек и дедушек. Фотовыставка «Наши семейные традиции», «Семейные праздники». 
2.5. «Все работы хороши, выбирай на вкус».           
Место работы родителей. Профессия. Важность труда для общества.  Оформление панно «Кем быть». «Чт» - «Чем пахнут ремесла»  
Формы организации  детей – фронтально (в помещении и на улице), по подгруппам, индивидуальная работа (оформление альбомов, панно).  
Методы и приемы организации детей – проведение бесед, наблюдений; экскурсии  - экскурсия на почту, в библиотеку; художественное слово (чтение стихов, загадок, поговорок, пословиц); дидактические игры; проведение досуга «День именинника».  
Взаимодействие с родителями –   оформление социального паспорта семьи, составление генеалогического древа семей воспитанников; анкетирование «Старшее поколение», информация в родительском  уголке «Помню, в детстве мы играли»; конкурсы «Как я провел лето…», «Семейные традиции:  семейные праздники - как мы их справляем» (плакат, фотоальбом и другие формы).       
3. Мой дом

3.1. «Как жили древние люди»          
Беседа о  возникновении жилища. Рассматривание макетов. «Хт» - «Дом древнего человека» 3.2. «Дом, в котором я живу»         
Мой дом. Домашний адрес. Правила безопасности в доме. «Хт» - «Мой дом».
3.3. «Домашние помощники – бытовая техника»        
Предметы, облегчающие труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра). Сравнение предметов. Дидактическая игра «Что было до…». «П», «Хт» - «Дом будущего».  
Формы организации  детей – фронтально (в помещении и на улице), по подгруппам, индивидуальная работа (изготовление макета).  
Методы и приемы организации детей – проведение бесед, наблюдений; - экскурсия в художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева, по детскому саду; художественное слово (использование стихов, загадок, поговорок, пословиц, песен); дидактические игры; рассматривание иллюстративного материала.   Взаимодействие с родителями  – прогулки выходного дня (по городу).       
4. Мой город
4.1. Наш детский сад. Название, адрес, внутренние помещения  и участки детского сада. Труд сотрудников детского сада. «Хт» - «Детский сад «Росинка».
4.2. «Город, в котором я живу»        
Улицы города, предприятия и учреждения. Общественный транспорт. Достопримечательности и памятные места. Известные люди. «Чт», «К» -чтение и заучивание стихов о городе Козьмодемьянске. «Хт» - «Город на реке», «Дома на нашей улице».
4.3. «Легенды старого города».          
Прошлое и настоящее города. Презентация «История Козьмодемьянска с его основания». «К» - рассказы детей «Почему я люблю свой город». «Хт» - «Старый город»
4.4. Символика нашего города.          
Герб, гимн, флаг. «Хт»  -  «Герб нашего города». «Хт»  - «Герб семьи».
4.5. Символы других городов Поволжья.          
Какие бывают гербы. Гербы  городов Нижний  Новгород, Чебоксары,  Йошкар-Ола, Москва. «Хт»  -  «Наш герб», «Хт»  - «Гербы других городов».
4.6. «Город и горожане».  Игра-путешествие и экскурсия по микрорайону. Мини-перепись (сосчитать членов семьи, включая всех родственников).
4.7. «Тот герой, кто за Родину горой».          
Беседа с рассматриванием плакатов, иллюстраций, библиографических справок  - герои нашего города. Экскурсия к Вечному огню.
4.8. «Герои – земляки нашего района».          
Экскурсия в музей им. Игнатьева. Почетная обязанность каждого человека - защищать Родину. Оформление альбома «Наша армия родная». Встреча с кадетами – экскурсия в школу.  Встреча с военными и ветеранами - экскурсия в военкомат.
4.9. «Из далека – долга, течет река Волга».         
Беседа «Из далека – долга, течет река Волга».  Экскурсия в порт, в клуб «Паллада». «Хт» -  «Волга-матушка».  «П» - Транспорт на реке.  
Формы организации детей – фронтально (в помещении и на улице), по подгруппам, индивидуальная работа (оформление альбома «Наша армия»).  
Методы и приемы организации детей – проведение бесед; художественное слово (использование стихов, загадок, песен); дидактические игры; рассматривание иллюстративного материала, экскурсии - в школу, военкомат, в порт,  в клуб «Паллада».   Взаимодействие с родителями –   Развлечение с участием пап «Богатырская наша сила», изготовление атрибутов, костюмов русских  воинов (богатырей), прогулки выходного дня, совместные экскурсии.  
5.       «Русь православная»
5.1. «Наш храм». Посещение Воскресной школы.         
Свято-Троицкая церковь г. Козьмодемьянска. Архитектурные особенности. Внутренне убранство храма. «П», «Хт»  - «Наш храм».
5.2. «Иконы – хранительницы мира в семье».        
Что такое икона? Иконы в нашем доме. Иконопись. Рассматривание икон в храме. «М»  - слушание музыки: П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви».
5.3. «Ангел – хранитель».        
Ангел-хранитель есть у каждого из нас. Их почитают на Руси. Рассматривание  иллюстраций. «Хт»  -  «Мой ангел».
5.4. «Рождество Христово».         
Мария и Иосиф. Рождение Иисуса Христа. Вифлеемская звезда. Рождественские подарки. «Чт» -  книга «Прикосновение» - основы православной культуры.
5.5.  «Святочная неделя».       
Домашние вечера. Игры, театры, были и небылицы. «М» - досуг «Святки».
5.6.  «Раз в крещенский вечерок».        
Развлекательная программа с гаданиями  - в музее.
5.7. Пасха – самый главный праздник.        
Светлое Христово Воскресение. Колокольный звон. Крестный ход. Пасхальные угощения. «Чт» - книга «Лето Господне», автор – Иван Шмелёв. «Хт» - роспись пасхальных яиц «Пасхальные орнаменты»
5.8. Белая береза – праздник Троицы.         
Почему наряжают березу?  Как отмечали этот праздник на Руси? Венки, хороводы. Из истории народного костюма (русский мужской и женский костюм). «Чт» - книга «Прикосновение» - основы православной культуры, «Хт» - Праздничный хоровод, НОД «Украсим сарафан, рубаху». «М» , «Фк»  - народные игры.  
Формы организации детей  – фронтально (в храме, в Воскресной школе), по подгруппам, индивидуальная работа.  
Методы и приемы организации детей – посещение Воскресной школы и Православной библиотеки; проведение бесед, наблюдений, экскурсий; художественное слово (использование стихов, загадок); дидактические игры.  
Взаимодействие с родителями – Родительское собрание «Родителям о воспитании девочек и мальчиков». Информация для родителей «Пасхальные рецепты». Конкурс ДПИ «Святая Пасха». Рождественские чтения. Проведение праздников Рождества, Пасхи и Троицы.     6. Уроки этикета.
6.1. «Её Величество Вежливость».      
Что такое этикет? Хорошо ли быть вежливым?  Правила вежливости.  «Игры с Несмеяной» – игровая программа.  
6.2. «Чайная церемония». Правила поведения в общественном месте, традиции русского чаепития. «Хт» - «Воскресный семейный обед».  
7.    Народно-прикладное искусство, устное народное творчество
7.1.Русский, марийский национальный костюм.       
Экскурсии в музей. Знакомство и рассматривание русских, марийских национальных костюмов. Вышивка на костюме – что она обозначает? Рассматривание художественных альбомов. «Хт»  – украшение сарафана, рубахи; «Бумажный хоровод».  
7.2. «Что за чудо эти сказки».        
Русские народные и авторские сказки, былины; «Чт» - «Илья Муромец»,  «Аленький цветочек»,  «Крупеничка». «Чт» -  колыбельные, потешки, заклички. «Хт» - «Котик-коток».  «Хт» - «В музее», «Русские богатыри», «Преданья старины глубокой»         Марийские народные сказки, легенды. «Чт» -«Сереброзубая Пампалче». «Хт» - «Марийские богатыри Акпарс и Онар».  
Формы организации детей  – фронтально, по подгруппам, индивидуальная работа.  
Методы и приемы организации детей – посещение музеев г. Козьмодемьянска; проведение бесед, наблюдений, экскурсий; художественное слово (использование стихов, загадок); дидактические игры.  
Взаимодействие с родителями – Изготовление костюмов к праздникам (сарафаны, рубашки, плетение венков). Викторина «Родная старина».  

 Планируемые результаты освоения

программы «Наследие»

  К концу года ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе, социализироваться в окружающем мире.
У детей должны сформироваться:
§  целостная картина мира - формирование элементарных представлений об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, легенды) и реконструкцию образа жизни  людей разных времен (одежда, утварь, традиции); развитие проектной деятельности исследовательского типа (знакомство с культурными явлениями - музей);  расширение кругозора детей;
§  патриотические чувства: интерес к изучению своей малой родины, к ближайшей окружающей среде (к детскому саду и др.);
§  гражданская принадлежность - через знакомство с родной культурой (традиции, достопримечательности, известные земляки родного края, использование фольклора)  
§  умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности - интерес к исследовательской деятельности,
§  дети должны быть научены правилам поведения в детском саду, общественных местах, правилам дорожного движения.
§  понятие «народное искусство» - фольклор, музыка и художественные промыслы на основе региональных особенностей; развитие продуктивной деятельности детей (рисование, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному и музыкальному искусству (живопись, архитектура). 

К концу года воспитанники должны знать:

 § правила поведения в детском саду и в общественных местах;
§ знает название своего города, страны, ее столицу;
§ имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
§ имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы;
§ ближайшее окружение своего населенного пункта;
§ свой домашний адрес и адрес детского сада;
§ свое имя и фамилию;
§ фамилию, имена и отчества  родителей и место их работы;
§ семейные, государственные и православные праздники. 

 К концу года воспитанники должны уметь:

 § Использовать различные источники информации, способствующие обогащению опыта (экскурсии, литература, фильмы и др.);
§ Уметь делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылаясь на различные источники информации;
§ рассказать о своем доме и семье; о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет;
§ отражать в рисунках свои впечатления от экскурсий, прогулок. 

 

Диагностика планируемых результатов освоения

программы «Наследие»

             Диагностическое обследование детей состоит из 3 частей (в качестве основы использована диагностическая карта экспертной оценки общего уровня патриотической воспитанности детей по Л.А. Кодрыкинской): 

Содержательный компонент Баллы
Овладение доступным возрасту детей объемом представлений и понятий об окружающем мире: Знания о своей семье, домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей. Знание правил поведения в общественных местах, правила дорожного движения и техники безопасности.Знания о флаге, гербе и гимне России и Марий Эл.  
Овладение знаниями об истории города: иметь представления о родном городе, его достопримечательностях.  
Овладение знаниями о культуре, традициях народа  
Овладение знаниями о природе родного края  
ИТОГО:
Эмоционально-побудительный компонент  
Переживание положительного эмоционального отношения к усвоенным знаниям, потребность расширить свой кругозор  
Переживание положительного эмоционального отношения к окружающему миру (любви к родному городу, краю, стране)  
Уважение к историческому прошлому родной страны  
Восхищение подвигами людей, защищающих свою страну, и их боевыми успехами  
Восхищение народным творчеством  
ИТОГО:  
Деятельный компонент  
Бережное отношение к изделиям народных мастеров, вещам, общественному имуществу  
Умение отразить полученные знания в творческой деятельности  
Бережное отношение к родной природе  
Наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему и проявление патриотизма  
ИТОГО:  
Общий балл:  
Средний балл:  

  Оценка уровня развития предполагает:
3 балла – ребенок самостоятельно выполняет задания, ответы полные.
2 балла – ребенок выполняет задание с помощью воспитателя, требует                     дополнительных инструкций, ответы недостаточно развернутые.
1 балл – ребенок испытывает затруднения в выполнении задания, ответы не полные, допускает большое количество ошибок.        
Уровни развития детей оценивались по следующим критериям:

1,0 - 1,6 – низкий уровень;
1,7 - 2,4 – средний уровень;
2,5 - 3,0 – высокий уровень.  
Основными методами педагогического обследования являются наблюдение, беседа, выполнение тестовых заданий, анкетирование.  
Примерные  вопросы для беседы с детьми:  
1.    Назовите, пожалуйста, свои фамилии, имена, отчества:
2.    А как фамилия, имя, отчество ваших родителей?
3.    Вы хотите быть похожими на них?
4.    Запишите только самые характерные и интересные ответы детей группы. Что такое семья? Когда так говорят? Продолжите предложения: - Я люблю свою семью, потому что … - Я люблю свою семью, но… - Я люблю свою семью, поэтому…
5.    Вы сами себя любите? Себе нравитесь?
6.    За что вас любят дома и в детском саду?
7.    Кем вы будете, когда вырастите? Почему? Какими вы хотите стать?
8.    Как называется страна, в которой вы живете? Вы бы хотели уехать жить в другую страну? Почему?
9.    Почему так говорят: «Россия – наша Родина»
10.Ответьте на вопросы (коллективное обсуждение):  - Что такое Родина? Что такое – «малая Родина»? - Чем знаменит наш город? Что в нем особенного? - Каких знаменитых людей нашего города вы знаете? - Какие сказки и книги о нашем крае, городе вы знаете? 11.Запишите только самые характерные и интересные ответы детей группы Продолжите предложения: - Я люблю свою Родину, потому что… - Я люблю свою Родину, но… - Я люблю свою Родину, поэтому…      
12.  Расскажите и нарисуйте, как вы любите свою Родину (запишите, пожалуйста, рассказы детей на оборотах их рисунков).

Список художественной литературы для детей:

  1.    Библия для детей. Ветхий и Новый завет/под ред. Н.В. Астрахановой.- М., 2004 -185 с. 2.    Круглый год/ Сост. А.Ф. Некрылова. - М.: Изд-во «Правда», 1989.
3.    Пекпаев А.А. Мы изучаем природу. - Й-Ола, Мар. книжн. изд-во, 1995.
4.    Полная хрестоматия для дошкольников/ Сост. С.Д. Томилова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
5.    Полная хрестоматия по чтению для начальной школы. – СПБ: Изд-во Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
6.    Родная природа. Словарь в картинках/ Под ред. Т. Деревянко. - Тверь, ООО «Аст-пресс книга», 2005.
7.    Стихи о временах года и игры/ Сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина        и др. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
8.    Читаем детям/ Сост. З.С. Сахитова, А.Ш. Асадуллин и др. - М.: Просвещение, 1991.      

Список использованной литературы:

  1.    Бурлакова, Л.А. Знакомим дошкольников с  народной культурой/ Л.А. Бурлакова.- М.: ТЦ Сфера, 2011. - 72с.
2.    Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е.  Мы живём в России / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова.-  М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.
3.    Золотарева, А.В., Терещук, М.Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ/ А.В. Золотарева, М.Н. Терещук. -  М.: АРКТИ, 2008. -  120 с.
4.    Косарева, В.Н. Народная культура и традиции / В.Н. Косарева.- Волгоград: Учитель,2012. - 122с.
5.    Лямина, Л.А. Народные игры в детском саду/ Л.А. Лямина. - М.:ТЦ Сфера,2008. – 72с. 6.    Марий Эл. Край Марийский: Книга-альбом/ Сост. Е.В. Суслов.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2000. – 248с.
7.    Меджитова, Э.Д. Марийское народное искусство. Марий калык искусство/ Альбом. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1985. – 270с.
8.    Микляева, Н.В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки и описания/ Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2011.- 128с.
9.     Натарова, В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств /В.И. Натарова. -  Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. – 128с.
10. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2013.- 144с.
11.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 304с.
12.  Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников/ под ред. О.В. Дыбиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.- 64с.
13. Петракова, Т.И "Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова.- М., «Просвещение», 1997.- 96с.
14. Пугачёва, Н.В. Календарные обрядовые праздники для дошкольников / Н.В. Пугачева, Н.А. Есаулова, Н.Н. Потапова. - М.: Педагогическое общество России,2007. – 144с.
15. «Прикосновение». Домашние задания для детей 4-5лет. Тетрадь 1. – Чебоксары, 2007. - 60с.
16. Соловьева, Е.В. Наследие. И быль, и сказка…/  Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко – М.: Обруч, 2011. -144с. 17.Софронова, Т.И., Шабалкина, В.А. В мир национального искусства/ Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2007. – 112с.    



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить