Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках сольфеджио

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках сольфеджио

« Назад

18.04.2015 03:40

Методическое сопровождение к образовательной программе
«Мы играем, сочиняем и поем»
по предмету сольфеджио
(комментарии к учебно-методическим комплектам)

 

Для информационного сопровождения учебной программы «Мы
играем, сочиняем и поем» по предмету «Сольфеджио» потребовалось:
создание банка информации (накопление и систематизация цифровых
информационных ресурсов) и создание учебно-методических комплектов
(УМК), то есть полного набора рабочих файлов и их комплектация по
отдельным темам. Все комплекты входят в состав «Мультимедийной
хрестоматии».
Ряд представленных здесь примеров УМК структурирован тематически
и по этапам обучения:
УМК представляют собой разработки тематических комплектов,
выполненных в программе Power Point.
Проектирование презентативных
обучающих программ позволило
комплексно подойти к подаче учебного
материала. Каждая презентация
иллюстрирована нотным приложением
и позволяет прослушать музыкальное3
произведение целиком или его фрагмент. Нотные иллюстрации созданы в
нотном редакторе Final. Музыкальные иллюстрации и их фрагменты
«нарезаны» и скомпонованы в программе Adobe Audition. Такие
мультимедийные хрестоматии с нотным звучащим изобразительным
материалом и перечнем заданий представляют собой новый дидактический
жанр.
Сопровождают слайды
теоретические формулировки,
иллюстрации или графические
шаблоны, интересные факты, цитаты
и перечень заданий. Теоретический
конспект легкий, краткий,
компактный и концентрированный.
И если ранее много места на уроке
отводилось теории в ущерб слуховому запасу, знанию музыки, то такие
тематические комплекты постоянно опираются на звучание музыкальных
фрагментов. Таким образом, обеспечиваются межпредметные связи
сольфеджио с музыкальной литературой, хором и специальностью.
Огромную роль музыкальные цитаты играют в формировании
слуховых впечатлений. Простой аккорд, интервал запоминается из
окружающего, эмоционально-окрашенного смысла музыкально-речевой
интонации. Например, движение в мелодии по Б53 в «Песенке о капитане»
или по М53 в песне «Подмосковные вечера».4
Музыкальный материал представлен композициями, которые не входят
в существующие учебные пособия по сольфеджио, и основан на популярных
классических мелодиях, детских песнях, эстрадных мелодиях, включая песни
массового репертуара, так как путь к классике через популярные стили и
жанры не только возможен, но и весьма плодотворен.
Знакомство с различными жанрами в процессе изучения конкретных
теоретических тем может дополняться сравнением исполнительских
интерпретаций музыкальных произведений при прослушивании, в том числе
как вокальной, так и инструментальной версии. Например, Ф.Шуберт
«Серенада».
Возможность зрительно следить по нотному тексту обеспечивается с
помощью курсора воспроизведения в нотном редакторе Final. Нотные
иллюстрации и звуковые дорожки обеспечивают связь ощущений «вижу-
слышу-пою», выдвигаемую Г.Шатковским как основополагающую в
воспитании музыканта. Таким образом, обеспечивается максимальная5
наглядность в предъявлении новых знаний, закреплении или актуализации
изученного материала и усиление эмоционального компонента при
восприятии информации.
На дальнейшем этапе музыкальный материал анализируется и
разучивается. Представленные образцы могут быть исполнены вокально
(сольфеджио), в манере «караоке» в сопровождении настоящего оркестра или
в качестве ритмического сопровождения к оркестровому звучанию. Такое
исполнение нравится ребятам и приближает учебное выступление к
концертному, украшая и обогащая обычные уроки.
Перечень заданий включает пропевание и транспонирование мелодий,
анализ нотного текста, подбор аккомпанемента и другие творческие
компоненты. Домашняя работа предполагает проработку изученного
материала: выучивание мелодий наизусть, транспонирование, подбор
сопровождения к мелодиям, сочинение вариаций и др.6
В форме презентаций оформлен и иной ряд заданий: фотодиктанты и
ребусы.
Практическая ценность и
результаты применения учебно-методических комплектов в учебном
процессе:
1. усиление наглядности и эмоционального компонента на уроке;
2. накопление музыкальных впечатлений и интонационного багажа;
3. формирование и развитие слухо-зрительного-динамического
стереотипа «слышу-вижу-пою»;
4. практическая значимость в реализации творческих заданий;
5. возможность быстрого копирования, распечатки и применения в
домашней работе.
Значимость для преподавателей:
 экономия времени (комплекс: CD-подборка + видеоряд и перечень
конкретных заданий);
 удобство хранения информации и быстрота применения в ходе урока;7
 систематизация и структурирование методических ресурсов в
цифровом банке информации;
 возможность разработки дифференцированных заданий, с учетом
возрастных особенностей и индивидуальных потребностей учащихся.8
Список используемой литературы:
1. Азбука игры на фортепиано. / Джон С. Майлз. // ред. Дж. Тэтчел. –
Machaon, 2003. – 84 с.
2. Поташник, М. М. Как подготовить и провести открытый урок
(современная технология). Методическое пособие. /М. М. Поташник,
М.В. Левитин. Издание 2-е дополненное и переработанное.- М.:
Педагогическое общество России, 2007. - 144 с.
3. Поташник, М.М. Требования к современному уроку. Методическое
пособие. / М.М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования,
2007. - 272с.
4. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга
1: Стратегии и методики. – М.: Издательский дом «Классика – XXI»,
2007. – 128 с., ил., компакт-диск.
5. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга
2: Технология презентации. – М.: Издательский дом «Классика –
XXI», 2007. – 120 с., ил.
6. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга
3: Интерактивное тестирование. – М.: Издательский дом «Классика –
XXI», 2007. – 128 с., ил.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить