Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей»

«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей»

« Назад

15.09.2015 03:25

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у
истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания,
такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между
семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что
многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что
детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на
работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с
родителями по этой причине. Семья и детский сад – два воспитательных
феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но
только в сочетании они создают оптимальные условия для вхождения
маленького человека в большой мир.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС
ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является
«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка»,
а также «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
(ФГОС ДО п.3.2.5.п.п.5.). Он обязывает работников дошкольного
образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так
как система образования должна быть ориентирована не только на задания со
стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на
реальные запросы потребителей образовательных услуг. Педагоги и
родители должны стать не только равноправными, но и
равноответственными участниками образовательного процесса.
Цель моей деятельности:
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей,
установление доверительных отношений между детьми, родителями,
воспитателями, объединение их в одну команду, способность делиться друг с
другом своими потребностями и совместно их решать.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:Задачи
1.Просвещение родителей в вопросах воспитания, детских возрастных
особенностей.
2. Выработка общих тенденций и направлений процесса становления и
развития ребёнка.
Необходимо раскрыть понятия «компетентность» и «компетенция».
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей
компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и
предмету деятельности.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств
личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности),
задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и
процессов и необходимых для качественной продуктивной
деятельности по отношению к ним.
Существую признаки компетентности и критерии педагогической
компетентности родителей.
Признаки компетентности:
- уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений)
-диапазон и широта знаний и умений
-способность выполнять специальные задания
-способность рационально организовывать и планировать свою работу
-способность использования знания в нестандартных ситуациях (быстро
адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий
труда)
Критерии педагогической компетентности родителей:
- открытость и доверительное отношение с детьми
- контроль и координирование в развитии ребёнка
- гуманность и милосердие к растущему человеку
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных
участников- последовательность в своих требованиях к детям (не требовать не
возможное)
- оптимистичность взаимоотношений в семье
Взаимодействие с родителями я осуществляю через разнообразные формы
работы:
родительские собрания,
дни открытых дверей,
взаимное консультирование,
совместные проекты,
памятки, анкетирование,
сайт МБДОУ (страничка педагога-психолога)
Для повышения педагогической компетенции родителей в МБДОУ мною
организовано информационное пространство, которое представлено в
различных формах.
Информационные технологии.
Благодаря данной форме просвещения я оказываю теоретическую помощь,
ведь не всегда у родителей есть время для беседы с воспитателем группы.
При оформлении стендов я учитывают следующие требования: материал
должен быть эстетически оформленным, содержание регулярно обновляется,
иначе интерес родителей быстро пропадет, содержание предполагаемого
материала для родителей должно быть актуальным и необходимым.
В интересной и интерактивной форме родители знакомятся с содержанием
информационных стендов. Мною используются разнообразные приемы
активизации: «мозговой штурм», «создание проблемных ситуаций» и т.д.
Результаты опроса показали, что большинство из родителей охотно
обращаются к информации на стендах, считают ее полезной для воспитания
ребенка. Проводимые опросы помогают выяснить наиболее интересные
родителям темы, которые учитываются при подготовке новой информации.
Ежегодно проводятся дни открытых дверей с посещением разных режимных
моментов и открытых мероприятий совместной образовательной
деятельности с детьми, участие родителей в проектной деятельности.Благодаря посещению дней открытых дверей родители ближе знакомятся с
учреждением, условиями содержания, образования и развития детей.
Наиболее актуально это мероприятие для родителей детей, поступающих в
детский сад, ведь период адаптации начинается задолго до того, как ребенок
переступит порог дошкольного учреждения. Знакомство с родителями
малышей происходит как на групповых, так и на индивидуальных
консультациях всеми специалистами ДОУ. Мною проводится анкетирование
родителей, целью проведения которого является определение уровня
готовности ребенка к поступлению в детский сад. На первом же
родительском собрании родители малышей, получают необходимые
рекомендации , как пройти данный этап жизни ребенка более комфортно,
безболезненно.
По актуальным проблемам воспитания проводятся регулярные групповые
консультации родителей во всех возрастных группах.
В моем пристальном внимании находятся все возрастные группы ДОУ.
Так, по запросу родителей и воспитателей, индивидуальную консультацию и
квалифицированную помощь педагога-психолога может получить каждый
родитель. На регулярных родительских собраниях я знакомлю родителей с
возрастными особенностями того или иного периода развития ребенка.
Обязательно знакомлю родителей с кризисными моментами развития, с тем,
как контактировать с ребенком в данный момент.
Особое внимание уделяется коррекционным логопедическим группам. Здесь
моя работа проходит в тесной связи, как с учителем-логопедом, так и с
родителями. По результатам диагностики, индивидуальных и групповых
занятий, мною проводятся индивидуальные и групповые консультации с
родителями, на которых мы совместно отслеживаем динамику развития
ребенка, ставим новые цели, задачи.
Так же отслеживается динамика развития детей подготовительной группы.
Уже в начале учебного года я настраиваю родителей на плодотворную
совместную работу, результатом которой должен стать подготовленный к
школе ребенок. Для меня, как для педагога-психолога, очень важна
психологическая, эмоциональная готовность, как детей, так и родителей к
новому этапу в их жизни. По результатам диагностики на готовность к
школьному обучению, мною проводятся индивидуальные и групповые
консультации, на которых, родители получают информацию, насколько их
ребенок готов к обучению в школе, и над чем еще надо поработать.Не упускаются из вида и дети, не охваченные дошкольным образованием. На
консультации педагога-психолога они получают рекомендации, тем самым
повышают свою компетенцию по актуальным вопросам.
Такая форма работы, безусловно, способствует повышение педагогической
компетенции родителей.
Таким образом, у родителей сформированы представления о сфере
деятельности детского сада:
о нормативно – правовой базе системы дошкольного образования:
о возрастных и психологических особенностях развития ребенка
дошкольного возраста;
о педагогической деятельности в целом;
об особенностях образовательного процесса в детском саду;
о предполагаемых и реальных результатах развития детей дошкольного
возраста.
Наиболее эффективной информационно - просветительской формой работы я
считаю создание сайта дошкольного учреждения. Наличие у детского сада
своего сайта, в сети Интернет, а на нем индивидуальной странички педагога-
психолога, предоставляет родителям возможность оперативного получения
информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни
детского сада, о проводимых мероприятиях.

Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного
учреждения и семьи – установление доверительных отношений между
детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду,
способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их
решать.
Сотрудничество в совместной деятельности педагогов и родителей
осуществляется в основном через:
•открытость детского сада для семьи;
•сотрудничество воспитателей и родителей в воспитании детей;•создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
развитию личности в семье и детском коллективе;
•диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Подводя итог, можно утверждать, что, в основе сотрудничества
дошкольного учреждения и семьи лежит совместная деятельность, то есть
совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил,
средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями
каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а
затем и прогнозирование новых целей, задач и результато



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить