Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Педагогические приемы, направленные на формирование УУД в правовом образовании(мастер-класс)

Педагогические приемы, направленные на формирование УУД в правовом образовании(мастер-класс)

« Назад

22.01.2015 10:31

Сегодня в России большое внимание уделяется правовому
воспитанию молодежи. Государственная программа предусматривает
создание необходимых условий для получения гражданами государства
правовых знаний и навыков в их применении, обеспечении доступа к
источникам правовой информации.
Современные требования к школе состоят в том, чтобы не столько
обучить учащихся научным фактам, набору готовых истин и штампов
поведения, сколько формировать научное, критическое мышление, умение
сопоставлять факты, анализировать их, аргументированно отстаивать свою
точку зрения, видеть многомерность явлений, их неоднозначность,
формировать толерантное, открытое гражданское сознание, критически
относиться к информации, развивать свои творческие возможности, учиться
понимать друг друга и сотрудничать с другими людьми. Задачи эти очень
трудные и далеко не всем традиционным педагогическим технологиям
удается справиться с ними.
Наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход
в обучении. При обучении дети должны иметь выбор, альтернативу – как
лучше (легче) усвоить данный материал.
В современной школе личностно-ориентированный подход в обучении
осуществляется через интерактивные методики.
В своей работе руководствуюсь принципами: доступность, логичность,
творчество.2
На каждом уроке создаю ситуацию успеха. Ребенок должен быть
убежден, что он сам усвоил, без вмешательства учителя:
– сам вычисляет тему
– сам ставит цели
– сам добывает знания
– сам выбирает форму выполнения
– сам выбирает задание на дом.
Рассмотрим, как я в своей практике использую интерактивные методы.
«Аквариум»
Этот метод деятельности на уроке помогает мне усовершенствовать
навыки работы учащихся в малых группах. Делю класс на 3–4 группы и
сообщаю необходимую информацию относительно темы урока. После этого
одна из групп располагается в центре класса и начинается обсуждение
предложенной ситуации. Остальные слушают, не вмешиваются, а затем
предлагают другим группам высказать свое мнение – согласны с
утверждениями первой группы или нет, какие аргументы были наиболее
убедительны. Затем в центр садится следующая группа и обсуждает другую
ситуацию.
Например, обобщая и систематизируя знания учащихся по теме
«Гражданско-правовая ответственность», учащимся предлагается обсудить
ситуации методом «Аквариум». Даю задания: 1) Определите, кто будет нести
ответственность в предложенных ситуациях? 2) Особенности ответственности
лиц различных возрастных групп. Создаю 4 группы. Предлагаю ситуации:
1). Двенадцатилетний Григорий одолжил у своего друга Анатолия
самокат и, катаясь, серьезно повредил его.
2). Пятнадцатилетняя Наталья, опаздывая в школу, для сокращения
пути перелезла через забор парка и растоптала редчайшие цветы.
3). Играя с мячом, трое ребят 9, 10 и 14 лет разбили витрину
продовольственного магазина.3
4). Семнадцатилетняя Алина решила заработать денег на продаже
косметики одной из фирм. Однако случайно оставила сумку с товаром,
взятым для реализации, в такси.
«Ролевые игры»
Игра – это один из наиболее эффективных и мною любимых методов
развития практических навыков учащихся. Под игрой подразумевается
интересная деятельность в условных ситуациях. Ученик, благодаря игре, не
просто заучивает материал, а рассматривает его с разных сторон. Игры
всегда вызывают интерес у учеников и являются простыми в своем
исполнении для учителя.
Обобщение знаний учащихся по «Основам гражданского права»,
провожу в виде судебного заседания. Для такого урока необходима
дополнительная подготовка: объединение в группы, выполнение заданий.
Первая группа (судья, народные заседатели, секретари суда) повторяют
нормы гражданского законодательства, особенно по процессуальному
кодексу в той части, которая может пригодиться во время судебного
слушания. Четыре группы (истец, ответчик, представители истца и ответчика)
должны подобрать ситуации, в которых встречаются нарушения гражданских
прав. Я знакомлюсь с подобранными ситуациями, чтоб они были
доступными для разрешения в классе. На уроке каждая группа обращается с
исковым заявлением в суд. Привила ведения судебного заседания на
плакате вывешиваются на доске.
«Ажурная пилка»
Этот метод дает возможность учащимся работать вместе, чтобы
выучить значительное количество информации за короткий промежуток
времени, а также побуждает их помогать друг другу учиться, обучая других. Я
использую этот метод в том случае, когда тема урока предполагает изучение
на уроке большого количества вопросов. Объединяю класс в такое
количество групп, сколько вопросов нужно рассмотреть. Состав групп4
меняется каждые 5 минут и процесс завершается тогда, когда учащиеся
возвращаются в первоначальные группы. Все это время идет процесс
обучения. Возвратившись в свою группу, ученик должен поделиться
информацией, которую он получил в других группах.
Тема урока: «Основы наследственного права». Это урок усвоения
новых знаний, нужно рассмотреть много вопросов. Поэтому использую
метод «Ажурной пилки». Объединяю детей в 5 групп.
I группа. «Основные понятия наследственного права».
II группа. «Порядок получения наследства».
III группа. «Наследование по завещанию».
IV группа. « Наследование по закону».
V группа. «Обязательная часть в наследстве».
Все группы получают пакет материалов:
1. Выдержки из Гражданского кодекса .
2. Инструкция для организации работы.
3. Карточки для каждого ученика, которые содержат тему, над
которой работает группа, и ориентированные вопросы, на которые должны
ответить учащиеся в своих группах.
«Обучая – учусь»
Так же, как и метод «Ажурной пилки», этот метод кооперативного
обучения дает возможность принимать участие в передаче своих знаний
одноклассникам во время урока. Я даю карточки с заданием каждому
учащемуся (повторяющиеся в зависимости от количества вопросов,
необходимых для изучения на данном уроке). Усвоив свою информацию,
ученик делится ею с соседом и получает от него информацию. После всего
этого ученики рассказывают всему классу о чем узнали от других.
Эффективнее всего этот метод воплощается, работая в парах.5
Изучая вопрос «Понятие, стороны и содержание трудового договора.
Коллективный договор» (тема «Основы трудового права»), использую метод
«Обучая – учусь». На карточках вопросы:
1) Основные гарантии со стороны государства по реализации права
на труд.
2) Правовые, экономические, социальные основы занятости
населения.
Для выполнения задания, каждый учащийся получает выдержку из
Трудового кодекса..
«Анализ правовой ситуации»
В процессе анализа обсуждаются такие моменты:
факты – что произошло – кто участник ситуации
проблемы – интересы сторон – в чем конфликт – какие проблемы надо
решить
аргументы – какие аргументы у учащихся в защиту интересов каждой
из сторон ситуации
решения – кто должен разрешать ситуацию – каким может быть
решение – что вы думаете – какие могут быть последствия
Решаю правовые задачи обычно в группах, но можно и
индивидуально. Например, при изучении гражданско-правовой
ответственности, я даю задание трем группам:
I задача. Четверо мужчин пошли на рыбалку. Находясь возле реки, они
разожгли огонь и использовали горящие палки как факел для освещения. По
неосторожности была подожжена моторная лодка, которая стояла рядом. Ее
хозяин получил убытки на сумму 20000 гр. Пострадавший интересуется, как
ему возместить убытки, к кому из четырех предъявить иск?
II задача. Три девочки, приехав на отдых к морю, договорились о
временном (на 1 месяц) найме жилища с женщиной пожилого возраста. Но
через месяц они отказались платить деньги, ссылаясь на маленькую6
стипендию (все трое студентки IV курса института). Как должна поступить
женщина?
III задача. Шестиклассник, играя в футбол, случайно разбил стекло
витрины магазина в соседнем доме. Владелец магазина настаивает на
возмещении. Удастся ли ему это сделать?
Обсуждение этих ситуаций лучше всего проводить, когда происходит
закрепление знаний.
«Выигрыш в лотерее»
Этот прием использую в начале урока для того, чтобы напомнить
учащимся материал предыдущего урока. В коробку складываю карточки с
именами и фамилиями учащихся. В первый раз я сама напоминаю
содержание предыдущего урока, и достаю из коробки одну из карточек и
называю имя учащегося, которому достался «выигрыш в лотерее». Этот
учащийся будет начинать следующее занятие и выбирать карточку с
фамилией учащегося, которому выпадет следующий «выигрыш в лотерее».
«Займи позицию»
Этот метод позволяет развивать творческое мышление, приучает
принимать решение, формирует навыки разрешения конфликтов, позволяет
высказывать и обосновывать свою точку зрения. Он развивает критическое
мышление. Для применения этого метода, в разных частях класса
вывешиваю плакаты с надписями:
Называю дискуссионный вопрос: «Можно ли допускать студента-
юриста к участию в судебном разбирательстве как представителя одной из
сторон?». Участники дискуссии, поразмыслив над вопросом, должны занять
позицию – подойти к одному из плакатов с надписью, отражающей их
абсолютно за
скорее за скорее против
абсолютно против7
отношение к проблеме. Ученики высказывают аргументы в защиту своей
позиции. Любой участник может изменить позицию под влиянием
аргументов другой стороны, объяснив, почему он так поступил.
«Защита рефератов»,«Комиксы», «Головоломки», «Презентации»
Развивая творческие способности учащихся, использую методы защиты
рефератов, комиксов, головоломки, презентации, проекты. Рефераты
защищаются различными способами: классическим, индивидуальным или
творческим. Дети с образным мышлением полученную информацию
изображают в виде комиксов. Например: виды административной
ответственности. Комиксы позволяют отобразить ключевые понятия темы
урока, помогают понять содержание учебного материала, облегчить его
усвоение.
Головоломки способствуют запоминанию понятий и терминов. SMS–
сообщение:
566164
9
56111
Самостоятельная совокупность юридических норм, регулирующая
качественно однородную сферу (род) общественных отношений
специфическим методом правового регулирования.
В настоящее время распространенным методом стал метод
«Презентации». Он позволяет развивать зрительную память и успешно
усвоить новую информацию. Например, изучая права ребенка на основе
Конвенции ООН о правах ребенка, я использую презентацию с
отображением основных статей этого документа.
Большой интерес у детей вызывает «Метод проектов». Например:
«Молодежь и политика», «Права женщин в нашем государстве», «Какие
права человека нарушаются в нашем селе» и другие.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить