Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Методические рекомендации по работе над выразительностью на уроках хореографии в начальной школе

Методические рекомендации по работе над выразительностью на уроках хореографии в начальной школе

« Назад

20.04.2015 02:53

Выразительный – хорошо выражающий что-нибудь,

яркий по своим свойствам, внешнему виду.

Выразительная речь. Выразительное лицо.

Выразительные глаза.

(словарь С.И. Ожегова)

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, а коллективно-творческая деятельность позволяет учащимся, независимо от способностей, иметь равные возможности проявить себя на уроках хореографии. В условиях школы провести «жёсткий» отбор способных детей у меня нет, практически я работаю со всеми детьми, т.к. предмет «Хореография» стоит в учебном плане. Хореографическое искусство способствует разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей - данные компетентности заложены в рабочей программе по хореографии, которая сориентирована на работу с младшими школьниками, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

Танцевальное искусство, давая выход энергии младших школьников, наполняет их бодростью, удовлетворяет потребность детей в празднике, в игре. Танец выступает как средство массового общения детей, дает возможность содержательно провести время. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

В процессе создания танцевальных номеров я обязательно учитываю индивидуальные особенности и склонности детей, способности выполнять те или иные сложные танцевальные элементы. Темы для постановочных работ выбираю такие, чтобы они вызывали интерес у воспитанников. Танец стимулирует учащихся к творчеству, расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, учит нестандартно мыслить, а также выполняет важную компенсирующую функцию – помогает ребенку утвердиться и реализоваться в детском коллективе, формирует коммуникативные компетенции учащихся, развивает основные интеллектуальные качества: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, все виды памяти. Следствием такой кропотливой работы является массовое участие младших школьников в танцевальных конкурсах различного уровня, достижения ими хороших результатов. Практические занятия хореографией способствуют умению учащихся разогреть суставно-мышечный аппарат, накоплению танцевальных движений, умению танцевать легко и выразительно, а использование игрового метода преподавания (театральные игры развивающего характера, танцевальные этюды) придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения танцевальных движений, повышает эмоциональный фон уроков. Все дети хотят выступать на сцене, но исполнительское мастерство отрабатывается годами. Лица детей во время выступления от волнения сосредоточены, все мысли направлены на правильное исполнение движений.

Педагоги, работающие в детских танцевальных коллективах, сталкиваются с тем, что при выходе на сцену дети получают хоть и приятный, но определенный стресс. Даже при хорошо отработанной технике движения, дети, в силу своих возрастных особенностей, не способны пропустить всё через душу. На сцене очень важно выражение лица, которое предназначено для зрителя. Лицо - зеркало души.

Проводя открытые уроки-концерты для родителей, я организую постановочную работу с учащимися по составам, так, чтобы каждый ребенок был вовлечен в концертную деятельность. Мотивирую учеников на участие в общешкольных мероприятиях, в конкурсах и фестивалях разных уровней, т.е. даю возможность не только привыкнуть к зрителю, но и проявить себя. Но этого мало, хотелось бы достичь эмоционального, выразительного выступления детей.

Что же делать? Как помочь ребенку почувствовать себя увереннее и свободнее на сценической площадке? Для этого нужно установить эмоциональный контакт с учащимися, снять эмоциональное напряжение. Я решила обратиться к сценическому искусству, ведь артистам балета приходится не только танцевать, но и «говорить» мимикой лица. Я стремлюсь, чтобы во время исполнения танца улыбка у детей была естественной. Для этого необходимо укреплять мышцы лица, мимическую мускулатуру, то есть - нужна тренировка.

Специальные упражнения на укрепление мимических мышц позволяют снять лицевое напряжение во время выступления детей на сцене. Дети с удовольствием выполняют мимический тренаж, им нравиться подражать и гримасничать. Упражнения для мышц лица не занимают много времени и должны стать регулярными, лучше в конце урока. Мы с детьми выполняем упражнения перед зеркалом под музыку - это повышает их эмоциональный тонус.

Предложенные мной упражнения помогают разогреть и размять мимическую мускулатуру. Они подробно разъясняются и демонстрируются педагогом перед зеркалом. Каждое упражнение выполняется по 16 раз.

После лицевого тренинга я рекомендую прорепетировать хотя бы один раз танцевальный номер, чтобы у юных танцоров сформировался позитивный настрой на выполнение танцевальных движений. Постепенно дети привыкают к эмоциональному состоянию души и мобилизуют себя на танцевальную деятельность. Все это позволяет способствовать решению возникающих у детей проблем, снимать отрицательные факторы (закомплексованность в движении, походке, поведении), убирать тенденцию «исключительности» некоторых детей, воспитывать ответственность, беречь ребенка от нездорового соперничества, «звездной болезни». Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, внимание к окружающим, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые являются неотъемлемыми в повседневной жизни, и которые я стараюсь воспитать у своих подопечных в процессе уроков хореографии, так как в любом танце утверждаются определенные черты характера, определенные взаимоотношения между танцующими.

Уроки хореографии – это всегда работа в группе, в коллективе, где я имею возможность наблюдать весь диапазон коммуникативных действий учащихся, корректировать его, инициируя сублимацию негативных проявлений форм поведения в художественном воплощении.

Приложение

Комплекс упражнений для развития мимической мускулатуры.

1. С силой оттянуть нижнюю челюсть к груди, расслабиться.

2. Сжать зубы, губы растянуть в широкой улыбке так, чтобы были видны передние зубы и клыки. Задержать улыбку (10 секунд).

3.Сжать зубы. Сильно вытянуть губы вперед. Задержать (10 секунд). Расслабиться.

4. Сжать зубы. Сильно вытянуть губы вперед трубочкой. Вращать вытянутыми губами вправо, влево. В конце упражнения расслабить мышцы лица.

5. Сжать зубы. Сильно вытянуть губы вперед. Затем как бы «одеваем» губы на зубы, зубы разомкнуть.

6. Напрячь щеки, как бы произнося звук «о», расслабиться.

7. Втянуть щеки в рот. Задержать (5 секунд), расслабиться.

8. Закрыть рот. Острым языком «укалываем» внутреннюю часть правой и левой щеки, вращаем с давлением языком по щекам и деснам вправо и влево.

9. Постараться дотянуться языком до носа, до подбородка.

10. Надуть щеки. Через сжатые трубочкой губы выпускать медленно воздух.

11. Надуть щеки, надавить пальцами, резко выпустить воздух.

Список литературы:

1. Арзямова Г.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства.// Начальная школа, 1982 - №4.

2. Бернштейн В.М. «Очерки по физиологии движения и физиологии активности. – М., 2005

3. Волкова Г.А. « Логопедическая ритмика». – М., Просвещение 1995

4. Выготский Л.С. « Психология искусства». – М., 1986

5. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы». – М.: ВАКО, 2007

6. Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития». – М.: Просвещения 1999

7. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 2002

8. Ершова А. П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие личности школьника.//Сборник: Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства. – М., 2004

9. Ротерс Т.Т. «Музыкально – ритмическое воспитание». – М.: Просвещение, 1989

10. Сценическое воспитание на уроке хореографии//Учитель. - №3, май-июнь 2003

11.Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1: Психология музыкальных способностей. – М., 1985

12. Шевченко Ю.С. «Музыкотерапия детей и подростков». – М., 1995

13. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу». – М., 2008



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить