Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Методические рекомендации по использованию театральных игр на уроках ритмики

Методические рекомендации по использованию театральных игр на уроках ритмики

« Назад

30.09.2014 02:00

                 «Через поэзию движения и богатую выразительность танца                                         к внутреннему миру каждого ребенка».  

     Проблема развития человека и проблема развития общества – это две стороны одного процесса. Жизнь, благополучие и возможность самореализации каждого из нас зависят от потенциала развития современного детства. Дети как зеркало отражают и лучшие и худшие черты любого общества. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию.         
    Сейчас такое время, когда пресса, TV, фильмы, компьютеры и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена тревожными и раздражающими явлениями – все это обрушивается на незащищённое эмоциональное поле ребенка.  Безусловно, представление о воспитании личности в коллективе в настоящее время изменилось, усилилось внимание к личностно-ориентированной направленности воспитания. Ребёнок просто не успевает перерабатывать то, что видит в краткие промежутки времени, и потом с трудом это воспроизводит.
    Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это даже может  привести к психическим расстройствам. Из-за нехватки времени, родители ограничивают  воспитание ребенка общением с ним по мобильному телефону. Исследования показывают, что дети, которые занимаются музыкой, танцами, ритмикой лучше сосредотачивают внимание. У них быстрее развиваются пространственно-математические способности и память. Мало того, снижается агрессивность и улучшается способность к адаптации в коллективе.  
    В современной начальной школе необходимо сделать актуальной сферу обучения детей, т.е. создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной и преобладающей. Что такое удачный урок? Кого можно назвать хорошим учителем? Над этими  вопросами ломают головы преподаватели и родители, журналисты и политики, озабоченные кризисом современной школы. У каждого ребёнка, поступившего в школу, повышается психическая напряжённость. Это отражается не только на здоровье ребёнка, но и на его поведении. Важно вскрыть внутреннюю природу ребёнка, его возможности, индивидуальные черты его творческой личности, помочь ему адаптироваться в коллективе сверстников. При работе с детьми младшего школьного возраста нельзя не учитывать того факта, что у них не развиты такие волевые качества, как настойчивость, целеустремлённость, упорство, дисциплинированность, но очень велика потребность  в движении.
   Особую привлекательность для детей младшего школьного  возраста приобретают уроки ритмики, если они строятся на доступном материале и включают элементы игры.  Целью курса ритмики в школе является музыкально-ритмическое и физическое развитие и активизация творческого мышления младших школьников.  Занятия ритмики внесены в расписание и носят систематический характер.
    Предмет «Ритмика» включает изучение элементов: танца, музыки, театра, литературы, физкультуры, истории, культуры, этикета. Содержание курса ритмики способствует не только эстетическому / музыкально-ритмическому/ и физическому развитию, но так же интеллектуальному, морально-нравственному, патриотическому и что самое важное – творческому (креативному) развитию личности ребенка.          
    Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, на уроках ритмики необходимо использовать такие приёмы, которые делают занятие интересным и концентрируют внимание учащихся. Простые приемы театра на уроках ритмики – это живая, выразительная игра маленьких актеров, которая заставляет детскую фантазию работать не только напряженно, но и творчески. Особенностью проведения уроков ритмики является преимущественный показ упражнений педагогом. Однако полностью исключать словесное объяснение не следует: слова-указания, слова-команды должны сопровождать показ упражнений, нацеливая на их правильное выполнение под музыку. Это позволяет учащимся внимательно слушать музыку и координировать свои движения в соответствии с ритмическим рисунком музыкального сопровождения.
     Театральные игры развивающего характера предлагаются в помощь педагогам-хореографам для раскрытия «внутренней органики» ребенка. «Игровой характер» этих упражнений снимает напряженность и нацеливает на их выполнение. Если ребенок не прочувствует образ танца, то это будет просто хорошая техника исполнения – «натаскивание». Танцуя, мы «разговариваем» на сцене, поэтому танец должен быть столь выразителен, чтобы зритель понимал все происходящее на сцене. Театральные игры помогают ребенку импровизировать, свободно двигаться, без стеснения выражать свои чувства, эмоции, вызывают у детей положительные эмоции и повышают интерес к урокам ритмики, что так важно при создании художественного образа. Театральные игры, простые приемы театра на уроках ритмики – это живая, выразительная игра маленьких актеров, которая заставляет детскую фантазию работать не только напряженно, но и творчески. Простота и непосредственность театральных игр позволяет создать на уроке атмосферу соревнования-игры.
   Введение в уроки ритмики и хореографии театральных игр, приучает ребенка сосредотачивать внимание, мыслить творчески, заставляет включать в работу свою фантазию и воображение. Тренинг по театру должен проводиться в хорошем темпе и может быть включен в любую часть урока, т.к. служит творческой связкой между частями урока. Например, для творческих связок при проведении урока ритмики можно использовать следующие театральные игры развивающего характера:  

 Игра «Превратился сам»
Цель: развить фантазию, изобретательность, изобразительность.
Ход: Группе обучающихся предлагается «превратиться» в кусты, деревья, игрушки и т.д. Задание дается в форме: «Мы входим в …» (пауза, собирается внимание)… спортивный магазин. «Раз, два, три!». Каждый ребенок изображает предмет, меняя позу так, чтобы оно напоминало задуманный предмет.  

Игра «Волшебная палочка»
Цель: Развить фантазию, изобретательность, научить фиксировать момент диалога: услышал-ответил.
Ход: Дети встают полукругом. У педагога в руках «волшебная палочка», он передает палочку первому и говорит: « Это не палочка, а малярная кисть».  Взявший производит палочкой  действие, как малярной кистью. Затем передает следующему со словами, например, это не кисть, а коромысло, швабра, лопата, детская лошадка и т.д.  

Игра «Превращение предмета»
Цель: Развить воображение, изобретательность, наблюдательность, координацию движения. Ход: Педагог дает задание, например, мяч – это воздушный шарик. Дети выполняют действия  с мячом, как с воздушным шариком. Затем, задание меняется. Это не воздушный шарик, а большая тяжелая гиря. Дети выполняют действия с воображаемой гирей и т.д.  

Игра «Зеркало»
Цель. Развивать наблюдательность, сосредоточенность, координация движения, согласованность в действиях с партнером.
Ход: Учащиеся становятся друг перед другом по парам. В каждой паре один совершает какое-то действие перед «зеркалом», а другой – «зеркало» старается одновременно повторить это действие.    

Список литературы:  
1.  Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: нор­матив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2008.
2..Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Уч.пособие.-СПб.:Издательство «Музыкальная палитра»,2004.-36с.
3. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1968,64
4. Зимина А.Н.Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет.-М.,1991.
5.Сценическое воспитание на уроке хореографии//Учитель.- №3, май-июнь 2003



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить