Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Методическая разработка урока, проведённого в 5 классе по теме: « Правописание букв о - а в корнях с чередованием – лаг; - лож»

Методическая разработка урока, проведённого в 5 классе по теме: « Правописание букв о - а в корнях с чередованием – лаг; - лож»

« Назад

19.02.2015 05:25

Цели урока:
Обучающая:
1) помочь обучающимся в усвоении нового опознавательного признака -
выбора букв о - а в корнях с чередованием – лаг; - лож -;
2) организовать деятельность обучающихся по формированию
осознанного применения изучаемой орфограммы в ходе практической
деятельности.
Развивающая: развивать общеучебные, логические, коммуникативные
личностные и регулятивные учебные действия.
Средства обучения: рабочие тетради, презентация, контрольно-
измерительные материалы (тесты), листы самооценки.
Ход урока.
1 этап. Организация начала урока (цель: подготовка учащихся к работе на
уроке, полная готовность оборудования, быстрое включение обучающихся в
деловой ритм).
2 этап. Проверка домашнего задания (цель: установление правильности и
осознанности выполнения задания всеми обучающимися, выявление
пробелов и их коррекция.
Учитель: Какие виды орфограмм вы повторяли? Приведите примеры. Были
ли у вас какие-то затруднения при выполнении домашнего задания?
3 этап. Подготовка к усвоению нового учебного материала (цель:
обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели урока, учебно-
познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений,
рефлексия обучающимися границ своего знания-незнания по изучаемой
теме).
Учитель: Чтобы ещё раз повторить изученные ранее орфограммы, над
которыми вы работали и дома, я предлагаю выполнить задание «Продолжи
строчку».Задание: Подберите рифмующиеся слова и закончите начатые строчки,
запишите данные слова, обозначьте орфограммы. Объясните, какими
правилами вы воспользовались (данное задание размещено на слайдах 1,2.)
Обучающиеся по очереди выходят к доске, записывают подобранные слова и
обозначают орфограммы).
1.У кошки - котёнок,
У тигрицы - тигрёнок,
а у курицы ……..
2.Васька - кот жил, не тужил,
принимал он рыбий…..
3.Возьму я ножницы, расчёску,
и маме сделаю …….
4.На рыбалке был с утра,
рыбы в лодке два ведра.
Но обещал ещё я внуку
Зубастую большую ……
5.На чужом несчастье
Не построишь своё…….
6.Раз, два, три, четыре, пять
Начинаю я считать.
Что же дальше? Где же рифма?
И какая дальше ……..?
7.Мышь скользнула в сена ворох,
И раздался тихий…….
8.Все части речи хороши
хочу сказать вам от души.
Но самое замечательноеВсё же имя………..
9.В математике четыре главных действия
не дают нам скучать от бездействия.
Умножение и деление,
Вычитание и ………
Учитель: Какую орфограмму вы не смогли обозначить? Почему? (дети
говорят о своём незнании новой орфограммы).
Создание проблемной ситуации. Как узнать?
Учитель: Сегодня на уроке мы и будем говорить об этой орфограмме.
Запишите тему урока.
Учитель: Посмотрите на название темы урока и попробуйте сформулировать
цель нашего урока ( обучающиеся при помощи учителя называют цель урока:
научиться правильно писать буквы а - о в корнях – лаг; - лож -)
Учитель: Ребята, а сразу ли мы с вами можем достичь цели нашего урока,
т.е. научиться писать данную орфограмму, не зная правила?
Учитель: Что же мы должны сначала для этого сделать? Представьте, что вы
собрались идти в поход, но не знаете, как добраться в нужное вам место. Что
вы предпримите? Правильно. Вы обратитесь к тем людям, которые хорошо
знают это место и помогут вам выбрать самый удобный маршрут. Вот и мы
сейчас составим маршрут, по которому будем «двигаться» дальше, для того
чтобы достичь поставленной нами цели нашего урока (учитель совместно с
ребятами при помощи наводящих вопросов составляют маршрут, который
записывается на доске.)
Вот какой маршрут получился у нас:
1. Узнать правило.
2. Понять правило.
3. Научиться применять правило на практике. ( другими словами научиться
правильно писать слова с буквами а - о в корнях с чередованием - лаг; - лож )
4 этап. Усвоение новых знаний и способов действий (цель: обеспечение
восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемой орфограммы,максимальное использование самостоятельности обучающихся в добывании
знаний и развитии способов учебных действий.)
Учитель: Прочитайте слова (слайд 4). Обратите внимание на
опознавательные знаки орфограммы и ответьте на вопросы (создание
учебной ситуации).
- Кто «командует» корнями? Кто « распоряжается» тем, когда в корнях – лаг-
-лож- нужно писать букву а, когда букву о?
Прилагать – приложить, возлагать – возложить, предлагать – предложить.
( обучающиеся отвечают, что наличие или отсутствие суффикса –а-
определяет выбор написания букв а - о в корнях –лаг-; -лож-.
- Попробуйте сформулировать правило правописания букв а – о в данных
корнях ( обучающиеся с помощью учителя формулируют правило).
- Чтобы вам легче было понять и усвоить это правило, воспользуйтесь
инструкцией, которая есть у каждого на рабочем столе.)
Инструкция.
1. Выделяю в слове корень.
2. Смотрю, есть ли после корня суффикс – а -.
3. Если суффикс – а - есть после корня, пишу –а-, если суффикса –а- нет
после корня, пишу - о-.
Учитель: Запишите слова ( слайд 5), обозначьте изучаемую орфограмму,
прокомментируйте выбор букв а - о в корнях –лаг-; -лож-, не забывая
использовать нашу инструкцию. ( ребята по очереди работают у доски).
Слагаемое, сложить, излагать, изложение, безотлагательно, проложить.
Учитель: Как вы думаете, ребята, прошли ли мы 1-й пункт нашего
маршрута? Докажите (обучающиеся говорят, что узнали правило).
5 этап. Первичная проверка сформированности представления об
изучаемой орфограмме (цель: установление правильности и осознанности
усвоения нового учебного материала и способов учебных действий,
выявление пробелов в усвоении нового учебного материала, их коррекция,
ликвидация типичных ошибок у обучающихся).Учитель: Запишите слова в столбик (записывают слова под диктовку, 1
человек работает у доски).
Предпол.гать, перел.гать, распол.гать, прил.гать.
Учитель: К какой части речи относятся записанные слова?
-Подберите к данным глаголам однокоренные имена существительные,
запишите данные слова, обозначьте изучаемую орфограмму,
прокомментируйте свой выбор.
Физминутка.
Учитель: А сейчас задание «Угадай слово». Вы должны угадать слово по его
лексическому значению или описанию какого-либо действия. Запишите
слова, обозначьте изучаемую орфограмму, прокомментируйте правописание
букв а - о.
1. Письменный пересказ текста.
2. Основная единица текста.
3. Один из математических компонентов суммы.
4. Убрать предмет с одного места на другой.
5. Часть речи, обозначающая признак предмета.
Учитель: А можете ли вы, ребята, сейчас сказать, что вы уверенно прошли 2-
й пункт нашего маршрута? Докажите. ( обучающиеся рассказывают об
условиях выбора букв а - о в корнях – лаг, - лож-).
6 этап. Закрепление знаний и способов учебных действий (цель:
обеспечение усвоения нового учебного материала и учебных действий,
самостоятельная формулировка задания к упражнению, вариативность
заданий).
Учитель: Перед вами упражнение (слайд 6). Попробуйте сформулировать
задание к данному упражнению, не забывая о теме урока. Предлагаю
подобрать несколько вариантов задания (обучающиеся предложили
следующие варианты заданий: « А или О ?»; « Вставить пропущенные буквы,
объяснить свой выбор»; « Вставить пропущенные буквы, обозначить
изучаемую орфограмму»; « Выписать слова с пропущенными буквами,
обозначить орфограмму»).1.Хлеб с колбасой аккуратно сл.жи,
а результат себе в рот пол.жи!
2.Любил поют по ночам не спать,
любил он весёлые песни сл.гать.
3.Обижать младших – не разрешается,
грубить старшим – не пол.гается.
4.Дочке сказку расскажу,
спать в кроватку ул.жу.
5.Не бойся свои мысли изл.гать
и, рассуждая, истину искать.
6.Займите исходное пол.жение,
начинайте очередное движение.
Учитель: Как вы думаете, какие строчки говорят об одном из основных
правил культуры поведения школьника? Вы согласны с этим правилом? А
какие правила вы бы ещё могли добавить?
7 этап. Обобщение и систематизация изученного на уроке (цель:
формирование целостной системы знаний по теме: восприятие, осмысление и
запоминание изучаемой орфограммы, применение полученных знаний и
учебных способов действий в практической деятельности).
Учитель: А сейчас, ребята, вы будете работать в группах постоянного
состава. Пожалуйста, не забывайте об основных правилах работы в группе:
умейте слушать и слышать друг друга, отстаивайте свою точку зрения,
уважая при этом мнение своих партнёров, принимайте совместное решение в
сотрудничестве с членами всей группы.
- Вашему вниманию предлагается задание «Восстанови текст». Нужно
вставить подходящие по смыслу слова с изучаемой орфограммой в данный
текст, объяснить свой выбор. После выполнения задания выбранный вами
координатор группы прокомментирует выполненное задание (в ходе
выступления координаторов члены группы могут помогать своему
выступающему).В походе.
В выходной день ребята отправились в поход. Выбрали место для лагеря и
уютно ..... на берегу реки. Пока мальчики собирали хворост для костра,
девочки….. из рюкзаков посуду и продукты для будущего обеда. Но вот
мальчики набрали хвороста и вернулись в лагерь. Хворост был сырой, и
ребятам пришлось….. немало усилий, чтобы разжечь костёр. А тем временем
девочки с трудом …… путь через высокую и густую траву к берегу реки,
чтобы набрать воды. Наконец всё сделано, ярко горит костёр, все ребята
довольны. Вот-вот закипит котелок с водой. Ребята…..возле костра,
готовятся к обеду.
8 этап. Контроль и самооценка уровня овладения знаниями и способами
учебных действий (цель: выявление качества и уровня овладения знаниями
и способами учебных действий, получение достоверной информации о
достижении всеми обучающимися планируемых результатов: усвоение
новых опознавательных знаков изучаемой орфограммы, понятия изучаемой
орфограммы, правильности применения полученных знаний на практике).
Учитель: Ребята, а сейчас вам предстоит выполнить задание, которое
покажет, достигли ли мы с вами цели нашего урока и преодолели ли
последний пункт нашего маршрута: научились правильно писать буквы а - о
в корнях – лаг -; - лож -.( всем обучающимся раздаются тесты).
Тест в рамках ЕГЭ (в каждом задании теста есть слова на изучаемую
орфограмму)
Образец одного задания теста.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1 с.ёмка, по.езд, раз.езд, обез.яна.
2 зв.нить, сл.жить, пр.сить, ст.рона.
3 бага., гара., шала., рубе..
4 реш.тка, щ.тка, ш.рох, пош.л.
Учитель: Сдайте свои работы, а пока я их проверяю, заполните листки
самооценки, которые лежат на ваших столах.
Итог урока. Рефлексия.
Листы самооценки.1 Я оцениваю свою работу на уроке как…
2 Я недоволен уроком, потому что….
Учитель: Ребята, вы очень хорошо поработали сегодня. Результаты тестов
показали, что вы поняли тему урока (объявление оценок за тест и за работу
на уроке).
- Как вы думаете, прошли мы с вами последний пункт нашего маршрута? Я
тоже думаю, что вы с успехом преодолели все пункты нашего маршрута.
Учитель: А теперь домашнее задание. Повторите инструкцию, которой вы
пользовались на уроке, выучите правило и составьте словарный диктант со
словами на изученную орфограмму (1 уровень - 15 словосочетаний, 2
уровень - 10 словосочетаний, 3 уровень – 5 словосочетаний).
Спасибо за урок!
Примечание: Я сознательно не стала объединять для изучения две
аналогичных орфограммы, связанных с выбором гласных а - о в корнях с
чередованием, чтобы на следующем уроке при изучении орфограммы
«Правописание букв а - о в корнях с чередованием «кас - кос» ребятам было
предоставлено больше самостоятельности.
Дети самостоятельно определились с целью урока, составили план своих
действий на уроке (маршрут) прокомментировали опознавательные знаки
орфограммы, сформулировали правило, составили инструкцию,
помогающую определиться с выбором букв а - о.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить