Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Методическая разработка по предмету "Рисунок"

Методическая разработка по предмету "Рисунок"

« Назад

24.01.2015 23:54

1. Пояснительная записка.
1.1 Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в школе.
Курс изобразительного искусства в школе ставит своей целью:
 Удовлетворение творческих потребностей детей и подростков в
овладении базовым комплексом практических навыков и знаний,
языком и способом художественно-образного мышления в области
одного или нескольких видов искусства.
 Развитие художественно-эстетического вкуса и духовных начал.
 Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их
наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать
виденное.
 Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека,
научить пользоваться рисунком в творческой работе.
 Дать учащимся знание элементарных основ реалистического
рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве,
ознакомить с основными техническими приемами работы.
 Развивать творческие способности учащихся, дать верное
направление их эстетическому восприятию мира. Развивать
пространственное мышление, образное представление и
воображение.
 Ознакомить учащихся с выдающимися произведениями русского и
мирового изобразительного искусства. Прививать интерес и любовь
к изобразительной деятельности.
 Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости
на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
 Формирование художественно-творческой активности учащихся.
 Овладение образным языком изобразительного искусства
посредством формирования художественных знаний, умений и
навыков.4
1.2 Основные положения методики преподавания изобразительного
искусства в школе.
1. Принцип воспитывающего обучения.
2. Принцип научности.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип активности и сознательности обучения.
5. Принцип систематичности и последовательности обучения.
6. Принцип посильности и доступности обучения.
2. Учебно-тематический план: Рисунок
Поскольку в основе изобразительной деятельности лежит
зрительное восприятие мира, одним из наиболее важных предметов в
художественном воспитании детей является рисунок.
Рисование с натуры способствует художественному освоению
реального мира, развивает эстетическое отношение к предметам и
явлениям действительности, раскрывает перед детьми их богатство,
разнообразие и неповторимость, помогает ощутить сопричастность
человека к миру, учит видеть, подмечать и передавать характерные
особенности строения формы предметов. В процессе рисования с натуры
нужно приучать детей работать в определенной последовательности,
опираясь на целостное, образное восприятие, сравнивать натуру с
рисунком. Чтобы эта работа развивала у детей художественный вкус,
необходимо в качестве натуры подбирать объекты выразительные,
понятные детям.
В основе работы с натуры лежит особо бережное отношение к
предметам, умение любоваться, восхищаться, сопереживать, видеть в
натуре явления, созвучные личным переживаниям.5
Учитывая возрастные особенности детей и логику развития
художественных способностей, обучение нужно строить по принципу
возрастания степени полноты и точности графической передачи
предметов.
В подготовительных классах даются начальные сведения о
рисунке. Очень важно с первых уроков научить детей эмоционально
воспринимать натуру и изображать ее на плоскости листа. Ни в коем
случае нельзя сводить преподавание только к изучению определенных
законов рисования. Все законы должны помогать ребенку отражать в
работах окружающую жизнь и выражать свое отношение к ней.
С первого занятия необходимо учить детей решать задачу
композиционной цельности листа, выбирать формат в зависимости от
характера постановки.
Переходить к изучению законов перспективы, светотени надо после
того, как преподаватель почувствует, что учащиеся могут сознательно
пользоваться этими законами в рисунке.
Педагог по своему усмотрению дает краткосрочные задания:
наброски фигуры человека, животных, отдельных предметов, рисунки по
памяти. Такие работы можно выполнять мягкими графическими
материалами.
В подготовительном классе учащиеся овладевают
выразительными возможностями графических материалов, приобретают
навыки передачи формы, характера предметов (в начале обучения дается
преимущественно плоскостное, силуэтное решение). В старшем классе
знакомятся с понятием наглядной перспективы (ближе, дальше), с
понятием симметрии, построением предметов вращения, способу
визирования при проверке пропорций предметов. На предметах разной
формы изучается распределение светотени.6
№№ Названия заданий
Количество часов
1. Рисование с натуры природных форм «Осенние листья».
2. Натюрморт из 3-4 предметов разной величины.
3. Натюрморт из 2-3 предметов на передачу фактуры.
4. Знакомство с элементами наблюдательной перспективы.
5. Зарисовка деревьев с натуры с листвой и без листвы.
6. Элементы наблюдательной перспективы в пейзаже.
7. Рисунок образца плоского орнамента «Шахматная доска».
8. Рисование овощей и фруктов с натуры способом обрубовки формы.
9. Тональный рисунок одного предмета.
10. Наброски фигуры человека.
11. Натюрморт из 2-3 предметов.
Задание 1. Рисование с натуры природных форм «Осенние листья».
Задачи: знакомство и изучение многообразия природных форм,
воспитание навыка внимательного рассматривания и дальнейшего
изображения предметов. Составление композиции из готовых элементов.
Материал: карандаш.
Задание 2. Натюрморт из 3-4 предметов разной величины.
Задачи: продолжение работы над пропорциями; знакомство с понятием
о соотношении величин разных предметов.
П р и м е ч а н и е: Преподаватель должен стремится вызвать
одновременно образное, эмоциональное и аналитическое отношение к
теме, чтобы рациональное начало в оценке натуры не подавило ее
образного восприятия.
Следует избегать измерений пропорций с помощью механических
способов проверки.
Задание 3. Натюрморт из 2-3 предметов на передачу фактуры.7
Предметы для натюрморта подбираются с разнофактурными
поверхностями, выразительным по фактуре тоном: тюль, холст, и т.п.
Натюрморт должен быть эмоционально выразительным.
Задачи: понимание фактуры как средства образно-эмоционального
решения; закрепление навыков предыдущего задания, умение применить
их к конкретным предметам натюрморта; развитие способностей к
экспериментальным поискам технических приемов решения задач
Задание 4. Знакомство с элементами наблюдательной перспективы.
Рисование с натуры, по памяти, по представлению. Сюжет: «Ветка за
окном», « Окно и пейзаж за окном».
Задачи: организация пространственного изображения листа бумаги по
принципу ближе- больше, дальше- меньше; ближе- ниже, дальше- выше;
разъяснение понятия о планах.
Материалы: карандаш, тушь перо, восковые мелки.
Задание 5. Зарисовка деревьев с натуры с листвой и без листвы.
Задачи: изучение природных форм на примере кустов и деревьев,
передача их строения, вида, характера.
Материалы: карандаш, уголь, цветной карандаш.
Задание 6. Элементы наблюдательной перспективы в пейзаже.
Задачи: знакомство с понятием «линия горизонта», «тяжелая» и
«легкая» линии, передача с их помощью пространства. Приобретение
навыков работы с тушью.
Материал тушь, перо, гелиевая ручка.
Задание 7. Рисунок образца плоского орнамента «Шахматная
доска».
Задачи: приобретение навыка проведения прямых линий без линейки,
делить отрезки на равные части, использовать различные виды штриховки,
знакомство с тональной шкалой.
Материал: карандаш.8
Задание 8. Рисование овощей и фруктов с натуры способом
обрубовки формы.
Задачи: компоновка натюрморта в листе. Условная разбивка объема на
плоскости.
Материалы: цветной карандаш.
Задание 9. Тональный рисунок одного предмета при
направленном освещении.
Задачи: привить навык компоновки листа, раскрыть понятия: света,
тени, полутени, рефлекса, светотеневой разработки рисунка, разъяснить
последовательность ведения рисунка.
Материал: карандаш.
Задание 10. Наброски фигуры человека.
Задачи: закрепление знаний о пропорциях фигуры человека,
приобретение навыков работы тушью, пером, кистью, углем.
Задание 11. Натюрморт из 2-3 несложных по форме бытовых
предметов на нейтральном фоне.
Задание требует применения всей суммы знаний и навыков,
приобретенных учащимися в подготовительном классе на уроках рисунка.
Задачи: суметь расположить группу предметов на листе бумаги,
правильно передать их пропорции и объемную форму.
Материал: карандаш.
3. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценка "5" ставится в случае:
Отличное исполнение программного задания, полное соответствие
уровня исполнения требованиям учебной программы по изучаемой
дисциплине. Представленный уровень работ является результатом
постоянной работы и выраженного авторского творческого подхода в9
решении учебных задач. Грамотно использованы материалы и
инструментарий, технический уровень исполнения работ на высоком
профессиональном уровне. Большинство работ может быть рекомендовано
в методический или выставочный фонд. Самостоятельные работы
выполнены в полном объеме и в соответствии с требованиями программы.
Работы оформлены в соответствии с эстетическими требованиями. В
наличии предварительные, эскизы, зарисовки, этюды и иной
вспомогательный материал.
Оценка "4":
Представлены все программные работы выполненные в течение
полугодия. Продемонстрирован грамотный ход исполнения учебного
задания. Большинство программных требований студентом исполнено,
наличествует понимание учащимся поставленных учебных и методических
задач и путей их реализации в избранном материале. Самостоятельные
работы в основной части выполнены, имеют авторское лицо, но с
некоторыми отступлениями от программных требований. Все работы
оформлены. В наличии предварительные эскизы, зарисовки, этюды к
основной части работ.
Оценка "3"
Отсутствует часть программных работ. Представленные работы
выполнены в соответствии с формальными требованиями,
предъявляемыми к учебным заданиям по дисциплине, но имеют большое
количество фактических ошибок и неточностей. Техника исполнения работ
ниже требований программы. Самостоятельные работы в значительной
части отсутствуют. Предварительные материалы к учебным заданиям
отсутствуют или не соответствуют содержанию программных заданий.10
Работы в основной массе не оформлены или оформлены без соблюдения
элементарных эстетических требований.
Оценка "2":
Программные работы по учебной дисциплине не представлены.
4. Список литературы.
1. Александр Головин. Москва, «Изобразительное искусство»,
1981г.
2. Аристарх Лентулов. Новая галерея 20в. «Сов.художник», 1990г.
3. Западно-европейский рисунок. Изд. «Аврора», Москва, 1991г
4. Материалы и техника рисунка. Москва, 1987г.,
«Изобразительное искусство»
5. Рисунок и живопись. Руководство для самодеятельных
художников, «Искусство», Москва 1993г.
6. Учебный рисунок, Москва, «Изобразительное искусство»
7. Школа изобразительного искусства, Москва, 1995г.
8. Э.Серебрякова, Москва, «Сов.художник», 1989г.
9. «Школа изобразительного искусства», в десяти выпусках, Изд-во
Академии художеств., 1963



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить