Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Методическая разработка на тему: «Семья в творчестве родителей и детей»

Методическая разработка на тему: «Семья в творчестве родителей и детей»

« Назад

20.05.2015 21:19

Ключевые слова методической разработки: семья, музыкальное воспитание, творчество. В настоящее время спектр учреждений в системе дополнительного образования детей чрезвычайно велик. Появление новых развивающих детских образовательных центров в сфере искусства, таких как танцевальные, художественные студии, школы развития и т.д., позволяет выделить детские музыкальные школы и школы искусств в ряду традиционных учреждений в области обучения детей музыке в целом, направленных на развитие навыков инструментального, вокального исполнительства, обогащение музыкально-культурного кругозора и начальное профессиональное ориентирование детей. Безусловно, данная отрасль предпрофессионального образования детей имеет свои преимущества: индивидуально-личностный подход к каждому ребенку, индивидуальная работа с семьей и привлечение ее к творческой деятельности.

Семья – величайшее создание человечества. Именно здесь происходит рождение, становление и формирование личности человека. Значительная роль в повышении престижа семьи в государстве и обществе отводится специалистам школ дополнительного образования.

Основная задача преподавателей в организации взаимодействия с родителями – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно – значимый характер, так как только взаимоотношения всех участников учебно - воспитательного процесса, положительные примеры и духовные ценности способствуют становлению личности. Очень важно, чтобы уже имеющиеся результаты работы в данном направлении были доступны широкому кругу заинтересованных лиц для дальнейшего использования и применения в практике.

В связи с этим - целью создания данной работы является:

пропаганда и освещение семейного творчества в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом Полазненской детской школы искусств.

 

Авторы работы ставили перед собой следующие задачи:

популяризация и поддержка семейных традиций, духовно – нравственных ценностей, национальной культуры и исторической преемственности поколений;

раскрытие творческой позитивной активности и инициативы;

заинтересованность родителей работой школы;

воспитание у подрастающего поколения уважения к институту семьи;

укрепление семейных связей через совместное творчество.

Приобщение ребенка к концертной деятельности, с целью достижения результативности музыкального воспитания детей, необходимо разнообразить семейные формы музыкального образования. К этим формам относятся: посещение музыкальных театров (оперного, музыкальной комедии и т.п.), концертных программ филармонии, консерватории и других концертных площадок города. В этих условиях успешнее закрепляются знания, полученные на музыкальных занятиях. Кроме того, родители ни в коем случае не должны быть безразличны к концертам, проводимым в музыкальной школе, особенно, в которых принимает участие ребенок. Такие концерты полезны с музыкально-просветительской точки зрения (чаще всего они носят тематический характер), мотивационно–конкурирующей (в таких концертах выступают одноклассники и сверстники ребенка, поэтому родитель может адекватно оценить уровень исполнения своего ребенка и сравнить с другими ребятами, а ребенок будет мотивирован на успех и дальнейшее развитие, видя заинтересованность родителей). По возможности, семье ребенка необходимо посещать мероприятия, организуемые в классе специального инструмента. Ребенок будет рад видеть заинтересованность семьи.

Присутствие на уроке родителей или членов семьи. Такой аспект семейного сопровождения может иметь две точки зрения. С одной стороны, для некоторых детей он необходим. Такие учащиеся, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, просто не могут запомнить и воспроизвести задания педагога, которые были продемонстрированы на уроке в виду малого объема памяти, недостаточной концентрации внимания, сложности восприятия материала и других физиологических факторов. В этом случае родители выступают для ребенка первоочередными помощниками, которые смогут объяснить алгоритм выполнения домашней работы, составленный совместно с педагогом, проконтролировать результативность и эффективность ее выполнения отношению к делу, которым он занимается.

Открытые уроки. Исходя из предыдущего аспекта, можно предложить родителям, не присутствующим на уроке, прийти на открытый урок, на котором будет продемонстрирована часть работы, или часть конечного результата.

Совместное музицирование. Часто бывает, что в семье ребенка есть родственники, обладающие какими-либо музыкальными навыками (поют, играют на музыкальных инструментах). Очень интересным для семьи становится опыт совместного музицирования. В таком роде музыкальных занятий происходит формирование партнерских, сплоченных отношений, взаимной поддержки, участия

Домашние концерты. Важным аспектом музыкально-эстетического воспитания являются семейные праздники и концерты, прослушивание и просмотр аудиозаписей, видеофильмов совместно родителями и детьми в специально празднично оформленной для этого комнате.

Домашние концерты можно организовывать, например, к семейным праздникам, другим праздничным датам. Такие концерты дети любят, с удовольствием к ним готовятся. Причем, не только усиленно повторяя музыкальную программу, но и оформляя пригласительные билеты или самостоятельно приглашая гостей по телефону.

За 45 лет существования Полазненская школы искусств накопила достаточно большой опыт в плане совместного творчества детей, родителей и преподавателей. Исходя из того, что данный вид общения способствует развитию взаимопонимания в семье, для улучшения восприятия содержания образования в школе, проводятся мероприятия, ставшие уже традиционными.

Среди них:

ежегодный фестиваль семейных ансамблей, посвященный Международному женскому дню. В концерте принимают участия ансамбли, состоящие лишь из членов семьи. Это мероприятие находят активный отклик родителей. Результат - сплочение семьи посредством коллективного семейного музицирования

фольклорные праздники, благодаря которым происходит приобщение детей и родителей к народному творчеству, к истокам русской культуры и ее традициям

Совместная творческая деятельность наших учеников и их родителей проявляется не только в выступлениях и участиях в мероприятиях, но и в различных конкурсах, выставках, связанных с прикладным искусством, которое дарит всем минуты без ценного духовного общения.

Великолепные семейные работы получаются и к конкурсу «Новогодних елочек», «Цветы, цветы», «Пасхальных яиц».

Важно отметить, что работа в этом направлении ведется регулярно, материалы, которые освещают ту или иную тему пополняются и обновляются.

Данная методическая разработка является своеобразным наглядным результатом сотворчества детей, родителей и педагогического коллектива школы. Работа может быть использована как наглядное пособие на родительских собраниях, семинарах педагогических работников, конференциях по обмену опытом и т.п.

Литература:

Зак, А. Мадорский, Л. Ваш ребенок – ученик музыкальной школы [Электронный ресурс]. - http://www.7ya.ru/pub/music/

Кирнарская, Д.К. Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу Музыкальная психология и психотерапия, 2009 - №6

Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Левкович, В.П. Взаимоотношения в семье как фактор формирования личности ребенка . Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987.

Матвеева, Л.В. Педагогическое сопровождение ребенка и семьи в процессе музыкального образования Екатеринбург, 2010.

Шайгарданова, Л.З. Роль семьи в музыкальном воспитании детей в условиях системы дополнительного образования Художественно-педагогическое образование ХIХ века: анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки: материалы междунар. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 13-14 февраля 2007 г.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить