Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Статья "Туризм как средство воспитания подрастающего поколения"

Статья "Туризм как средство воспитания подрастающего поколения"

« Назад

05.05.2016 04:44

Опыт работы туристского кружка в нашей школе показал, что туризм
является одним из наиболее демократичных видов деятельности в системе
дополнительного образования школы. Детско-юношеский туризм как форма
жизнедеятельности – это и область человеческих знаний, и образ жизни, и вид
спорта, и форма проведения досуга, и способ самовыражения личности,
самосовершенствования и оздоровления организма
Педагогика туризма – явления малоизученные и поэтому в
образовательных учреждениях их потенциал используется недостаточно.
Кроме таких важных возможностей детско-юношеского туризма, как
развитие познавательных способностей, укрепление здоровья, обогащение
эмоционального опыта, их содержание создаёт уникальные условия для
глубокого изучения личности воспитанника.
Так в живом общении, посредством туризма, необходимости преодоления
трудностей раскрывается нравственный, эмоциональный, коммуникационный,
волевой и другие потенциалы личности ребёнка, также те качества и свойства,
которые в условиях учебы не могут проявиться.Привлекательность туризма заключается в его зрелищности,
экологичности и возможности реализовать развитые способности в других
сферах жизнедеятельности.
Повседневная жизнь юного туриста вырабатывает и развивает
бескорыстие, коллективизм, стремление и умение сотрудничать, помогать
товарищам.
Детско-юношеский туризм с его богатым содержанием различных
действий (самообслуживание, преодоление различных препятствий и
жизненных трудностей, проверка знаний, умений, способностей и т.д.),
является прекрасным средством самовоспитания, которое основано на
необходимости "включения" человеком волевых усилий. Последние связаны с
мышечным напряжением, напряжением внимания, преодолением утомления,
чувства страха, неуверенности, соблюдения определенного режима
путешествии.
Ценность туризма как комплекса средств для всестороннего развития,
выражающегося в совершенствовании нравственных, духовных и физических
начал личности, позволили выделить воспитание патриотизма в качестве
приоритетного направления в нашей школе объединения “Юные туристы”.
Ведь познав красоту своей земли, невозможно не полюбить её. А полюбить –
значит стать патриотом.
Привлекательность туризма связана с возможностью открытия новых
объектов. Так можно выделить ряд особенностей туризма как составляющей
воспитательного процесса:
1. Туристская деятельность способствует инициализации детей к
самостоятельному поиску знаний в окружающем мире, поиску
средств для самовыражения,2. Процесс туристской деятельности сопровождается обретением
воспитанниками собственного опыта, опыта ответственности, опыта
самоизменения, обретения смысла и ценностного отношения к
различным явления окружающего мира,
3. Отсутствие выбывших из объединения “Юные туристы” детей
свидетельствует о принятии данного вида деятельности на
личностно-смысловом уровне (участие в походах и соревнованиях не
ограничиваются успеваемостью детей). Количественный состав
объединения отличается постоянным составом.
Ряд авторов, исследователей туристской деятельности в подростковой
среде, выявили следующую систему ценностей, которая формируется у
детей в ходе занятий туризмом:
1. Общенациональные ценности - любовь к природе и истории родного
края,
2. Гражданственно-правовые – приобретение лидерских качеств,
3. Нравственно-культурные ценности –осознанная любовь к родине,
4. Социально значимые ценности – стремление к творческому поиску,
преобразованию окружающей среды в условиях положительного
эмоционального фона и ситуации успеха,
5. Ценностные ориентации на сотрудничество при выполнении
комплекса маршрутных и краеведческих наблюдений,
6. Познавательные ценности экологического, исторического,
патриотического и другого характера,
7. Личностно утверждающие ценности, связанные со способностью
преодолевать трудности в условиях походной жизни,
8. Личностно развивающие ценности (самооценка своей жизни,
способность к общению, сотрудничество с другими людьми),9. Ценности коллективного, индивидуального и группового
взаимодействия, направленные на жизнеобеспечение группы,
ответственность.
Осознание и присвоение детьми вышеперечисленных ценностей окупает
все усилия и затраты образовательного учреждения на организацию процесса
этого обретения – занятий туризмом.
Велика роль экологического воспитания в туристском объединении.
Многочисленные формы и виды туристских походов, соревнований и лагерей–
все это осуществляется с потреблением или хотя бы частичным
использованием естественных богатств. Чем лучше в этих богатствах будет
разбираться турист, чем полнее он будет осведомлен о рациональных и
допустимых методах их использования, тем содержательнее и богаче станут
туристские мероприятия, а сами природные ценности сохраннее.
Туристы напрямую контактируют с природой и лесом, часто не
задумываясь над тем, что этот контакт не проходит безболезненно для
природы. Из-за отсутствия у некоторых путешественников должных знаний,
воспитания, чувства ответственности нередко загрязняются туристские
маршруты, разрушаются памятники природы, возникают пожары в лесных
массивах. Сегодняшний юный турист получает навыки общения с природой на
всю жизнь.
Действенной формой повышения осведомленности туристов об
экологической ситуации и их обязанностях по отношению к природе являются
культурно-массовые мероприятия (экологические тропы, викторины, игры,
конкурсы, турниры). Включение в их сценарий различных элементов
природоохранного просвещения и пропаганды превращает эти мероприятия в
ценный вид ненавязчивого экологического влияния на туристов.Туристсткая деятельность оказывает влияние на совершенствование
воспитательной системы образовательного учреждения в целом и содействует
включению детей:
 В информационно-поисковую деятельность,
 Собственно операционно-поисковую деятельность, такую как
участие в походах, соревнованиях, экологических тропах,
 Рефлексивно-поисковую деятельность в виде конкурсов различного
ранга, конференций, встреч.
Таким образом, педагогическое содержание туризма в условиях
образовательного учреждения способствует более полному осуществлению
принципов личностно ориентированного подхода к воспитанию с учётом
возрастных особенностей детей.
Результаты образовательной программы нашей школы “ Юные туристы”
подтверждают эффективность воспитательного потенциала детского туризма.
Отмечаются стабильные успехи воспитанников в соревнованиях и конкурсах
разных уровней.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить