Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность

Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность

« Назад

06.05.2016 02:16

Ради чего существует театр?
Ради праздника добрых чувств
Е. Вахтангов

С самых ранних лет ребенок стремиться проявлять творчество. Очень
важно создать в детском коллективе атмосферу доверия, свободного
выражения чувств, мыслей. Разбудить фантазию, поощрять желание
быть не похожими на других, развивать и реализовывать их
способности.
В развитии творческих способностей детей помогает театр, театральная
деятельность, поскольку в основе содержит творческое начало и
является сама по себе творческой деятельность.
Театральная деятельность является источником развития чувств,
глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным
ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его
сочувствовать персонажам, переживать за дальнейшие события
полюбившегося героя, так как как каждое литературное произведение
или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность:
дружба, доброта, смелость. Благодаря сказке дети познают мир умом и
сердцем, выражают собственное отношение к добру и злу. Любимые
герои становятся образцом для подражания и отождествления.
Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие
проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает
преодолевать застенчивость, робость, неуверенность в себе. Позволяет
развивать память, внимание, воображение, инициативность,
самостоятельность и речь. Театр объединяет в себе несколько искусств:
риторику, музыку, пластику. Таким образом театрализация помогает
всесторонне развивать ребенка.
На начальном этапе обучения преподаватель и учащиеся не должны
быть разделены барьером; они – непосредственные участники игр и
упражнений Преподаватель играет с группой прямо на площадке, «ничем не
отличаясь» от учеников. В этом «ничем не отличаясь» и кроется самая тонкая
методическая задача – суметь учить «исподволь», практически не
вмешиваясь в сложные процессы взаимодействия мира реального и мира
фантазии.
Сложность работы в этом направлении обусловлена в современном
мире тем, что большинство детей подвержены уже в раннем возрасте
сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей
их кажущейся яркости, занимательности, изобретательности и остроумии их
создателей, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается
пассивным зрителем, созерцателем подобных технологических чудес. Они не
затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работуактивного, действенного воображения. Ведь именно воображение для
ребенка, так же, как и для актера, становится локомотивом всей его
творческой деятельности.
Каждый урок должен начинается с дыхательной гимнастики. Важно
приучить ребенка выполнять упражнения ритмически точно, «не загоняя» и
не «затягивая» ритма. Необходимо следит за глубиной дыхания, за его
свободой, за свободой основных групп мышц.
Работа над артикуляцией часто протекает без достаточного осознания
учащимися ее цели, без понимания роли тех упражнений, которые они
выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до
сознания детей, для чего делается данное упражнение, чего следует
добиваться в работе над ним. Ученики должны понимать, что эти
упражнения необходимы, они помогают овладению навыками артикуляции,
необходимыми для того, чтобы исполняемая песня звучала красиво, чисто,
выразительно.
Вторая часть урока начинается с игр, упражнений, которые
непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода
К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению». «Внимание есть
процесс. В процессе внимания вы внутренне совершаете четыре действия.
Во-первых, вы держите незримо объект вашего внимания. Во-вторых, вы
притягиваете его к себе. В-третьих, сами устремляетесь к нему. В-четвертых,
вы проникаете в него». Эти слова М. Чехова, знавшего уроки Станиславского
не понаслышке, необыкновенно точно определяют методическую суть
упражнений, которые не только развивают внимание, но и делают его
творчески заостренным, направленным на созидание, раскрепощение
фантазии. В этом смысле стоит отличать воспитание обычного бытового
внимания или внимательности, которая необходима, но не достаточна в
нашем деле от процесса воспитания творческого внимания,
наблюдательности.
Важнейшие принципы и специальные методические приемы,
применяемые на занятиях по основам актерского мастерства таковы:
 выполнение упражнений и этюдов по словесно заданию педагога;
 контрастность в подборе упражнений;
 прием усложнения заданий;
 комплексность задач в уроке и в каждом упражнении;
 подлинность и непрерывность педагогических действий.
Выполнение упражнений и педагогических этюдов по словесному заданию
педагога.
Показ воздействует только на первую сигнальную систему учащихся
(на зрительный анализатор). Профессиональные навыки формируются в
процессе осмысления задания посредством слова, которое является
раздражителем нескольких анализаторов. Во второй сигнальной системе при
словесном раздражении образуются нужные условные связи. Уже на основе
этих связей формируются необходимые навыки. Выполняя упражнениятренинга по словесному заданию, необходимо внимательно их оценивать,
внимательно действовать и контролировать свои действия.
Опасность педагогического показа лишает индивидуальности,
сковывает инициативу, закрепощает логическое мышление, а главное,
творческое воображение.
Навык, освоенный учащимся в процессе самостоятельного выполнения
упражнений и этюдов, откладывается в кладовые сознания на жизнь.
Последовательность обучения с использованием принципа объяснения
такова: не спеша, а главное, четко и последовательно объяснить схему
выполнения предстоящих операций; разработать каждую операцию (стадию)
задания в отдельности. После того, как вы объяснили задание, обязательно
спросите, нет ли вопросов. Объяснять задание кратко, точно, просто.
Исправлять ошибки после выполнения задания, можно только устно, словом,
но не показом.
Не увлекайтесь объяснениями теоретической части, лучше теорию
свести до минимума.
Контрастность в подборе упражнений. Принцип контрастности в
подборе и выполнении упражнений развивает эмоциональность и
способность быстро менять темпо ритм поведения. Чередование во время
урока упражнений, различно воздействующих на организм, позволяет
педагогу вести занятия интересно и разнообразно.
Прием усложнения заданий. Принцип от простого к сложному
обязателен при обучении. Но упражнения как таковые имеют смысл до тех
пор, пока они невыполнимы, пока в них остается «запас сложности». Только
в этом случае они вызывают повышенное внимание к точности выполнения
задания педагогом. С того момента, как его технология изучена, оно
становится активным средством воздействия на психофизический аппарат
учащегося.
Повторяя упражнение, необходимо вводить заметные изменения, тогда
свежесть, сиюминутность реакций и подлинность действий участников
тренинга обеспечиваются легко. Как только то или иное упражнение станет
привычным, сначала учащиеся потеряют интерес к нему, а затем у них
появится эмоциональная усталость. Доступность упражнений - залог успеха
первых занятий.
Активным средством усложнения задания в процессе отработки
навыков являются вопросы-усложнения, вопросы-уточнения, что позволяет
непрерывно держать обучающегося в постоянном творческом напряжении.
Комплексность усложнения задач должно быть на каждом уроке и в
каждом упражнении. Комплексные упражнения должны разрешать
одновременно или последовательно наибольшее количество педагогических
задач: такие упражнения, оказывая воздействие на психофизический аппарат
учащегося, будущего артиста, приносят максимальную пользу.
Подлинность и непрерывность педагогических действий. Очень важно,
чтобы в ходе занятия по мастерству актера педагог сам жил подлинно:смотрел и видел; слушал и слышал; по-настоящему сосредоточивал
внимание; увлекательно и лаконично ставил задачи; вовремя реагировал на
верные и продуктивные действия своих воспитанников; подлинно, по-
настоящему отыскивал недостатки в выполнении упражнений; заряжал
эмоционально аудиторию.
Действия учеников будут подлинными только лишь в том случае, если
педагог будет не имитировать педагогические действия, а по-настоящему
совершать их. Педагогу всегда необходимо помнить о том, что он в ходе
урока должен пребывать в условиях публичности точно так же, как и его
ученики.
Обучение театральному творчеству должно подвести ребенка к умению
совершать подлинные, целесообразные органические действия в
вымышленных обстоятельствах. Для этого важно воспитать чувство правды
действия, переживания, а артистическая техника должна быть доведена до
такого состояния, когда исполнитель непроизвольно втягивается в процесс
творчества.
Успешное решение задач по развитию творческих способностей детей,
через театральную деятельность, возможна только при тесном
сотрудничестве преподавателя, детей, родителей, применения комплекса
средств, методов, форм, создании предметно-развивающей среды,
диагностики дает возможность получить положительный результат в
педагогической деятельности.Литература:
1. Ершов А.П. Уроки театра на уроках в школе .-М.,1992
2. Захарова Б.Е. Мастерство актера и режиссера- М.»
Просвищение»-1973
3. Ильев В.А. Когда урок волнует. Театральная технология в
педагогическом творчестве. - Пермь, 2004
4. Савостьянов А.И. Рождение артиста - М, ВЦХТ, 2006
5. Станиславский К.С. Работа актера над собой, - М. Искусство 1985



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить