Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Как преодолеть трудности в обучении чтению

Как преодолеть трудности в обучении чтению

« Назад

13.10.2015 01:42

Проблема овладения навыком чтения детей интересовала меня давно.
Начну с работы с обучающимися первых классов. Ведь именно в этот период
нашим детям преодолевать сразу несколько трудностей. Это и привыкание к
новым школьным условиям, урокам и переменам, к новому режиму дня, к
учителю и к новому коллективу детей. Помимо всего этого ребятишки
овладевают новыми знаниями, умениями, навыками.
Итак, остановимся на этапе, который доставляет немало волнений маленьким
читателям- проверка техники чтения. Сформированность техники чтения
оцениваю по следующим показателям:
1) объем прочитанного (…слов)
2) скорость(беглость) чтения (кол-во …)
3) правильность (ошиб.)
4) осмысление (пересказ, вопросы)
По моим наблюдениям на протяжении 1 и 2 четверти показатели техники
чтения у детей неодинаковы (от 50-60 слоа в минуту до очень низких- 10-20
слов в минуту). Почти в каждом классе есть несколько учеников, которые не
укладываются в нормативы. Этим ребятам приходится переживать
неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках. В результате этого
негативное отношение к чтению может сохраниться надолго. Как же
преодолеть трудности в обучении чтению? Прежде всего нужно определить
трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.
Существует множество причин, тормозящих скорость чтения, среди которых
можно выделить семь основных:
1) Природный темп деятельности
2) регрессия
3) отсутствие антиципации
4) артикуляция
5) малое поле зрения
6) уровень организации внимания
7) уровень развития памяти
Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения.
Рассмотрим причины, их определения, после чего я предложу вам
упражнения для работы над проблемой, если она существует.
Природный темп деятельности.Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические
процессы: память, восприятие, внимание, мышление, воображение. Таким
образом, темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек
работает, запоминает, думает и, конечно читает. Поэтому, если ребенок не
прочитывает необходимый объем в заданный промежуток времени,
необходимо определить его природный темп. Лучше это сделать с помощью
специального психологического теста, а не опираясь на наблюдения.
Используя определенные упражнения, я увеличиваю темп чтения. Провожу
такие упражнения:
1) Многократное прочтение
2) Молния: чередование чтения в нормальном и быстром темпе по команде
«Молния».
3) Буксир: я читаю вслух со скоростью 80 слов в минуту и более, дети читают
про себя, стараясь поспеть за мной.
Эти упражнения можно проводить ка индивидуально, так и со всем классом
или дать советы родителям заниматься с детьми дома.
Регрессия – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже
прочитанного. Определить, присутствует ли регрессия в чтении можно с
помощью наблюдения. Если при чтении взгляд ребенка постоянно
возвращается назад для перечитывания, в чтении отсутствует плавность, это
значит, что в этом способе чтения, который использует ребенок,
присутствует регрессия. Причины: сила привычки, кажущиеся трудности
текста, отсутствие внимания. Чтобы преодолеть силу привычки к регрессии
необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет
правильно передвигаться по строке слева направо.
Антиципация- смысловая догадка.
Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы
читаете, вы не дочитываем до конца, догадываясь, что же это слово по
содержанию. Этот процесс основан на знании логики развития событий и
значительно убыстряет чтение. Можно использовать следующие
упражнения: тексты с пропущенными буквами в окончаниях, в других частях
слова, с пропущенными целыми словами, можно использовать тексты с
ошибками в содержании.
Артикуляция.
Следующая причина- артикулярный аппарат не дает возможности в нужном
темпе произносить вслух прочитанные слова. Для работы над артикуляцией
использую упражнения с рифмой и ритмом.Малое поле зрения. Эта причина заключается в малом объеме фиксации
взора и размера оперативного поля, с которого происходит восприятие
информации. Упражнения для развития периферического зрения: числовые и
буквенные пирамиды; цифровые таблицы.
Уровень организации внимания
Если ваши дети недостаточно внимательны, не могут долго выполнять
задания, удерживать внимание на трудоемком процессе, как чтение, им
нужна ваша помощь. Для устранения подобных недостатков веду в двух
направлениях:
1) Использую специальные упражнения, тренирующие основные свойства
внимания.
2) Использую упражнения, в которых внимательность формируется как
свойство личности.
Ряд упражнений, направленных на увеличение объема внимания:
1) Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв- запомнить и
написать по памяти.2) Знаковые слова родного языка- от 4 до 16 букв
запомнить и написать по памяти.3) Запомнить предложения, содержащие от
5 до 16 букв.4) Упражнение-игра «Найди спрятанное слово» и др.
Уровень развития памяти
Различают обычно 4 типа памяти: зрительный, слуховой, моторный и
смешанный.
Для развития памяти рекомендую следующие упражнения:
1) Упражнение-игра «Вспомни картинки».
2) Игра «Послушай и опиши».
3) Упражнение «Сочини сказку про эти слова»
4) Заучивание стихов наизусть
5) Зрительные диктанты
6) Упражнение «Как запомнить текст», «Как запомнить числа»
7) Учитель читает текст, дети иллюстрируют услышанное
Таким образом, мы рассмотрели основные причины возникновения
трудностей и пути их преодоления, выделили упражнения, которые нам
помогут преодолеть проблемы чтения.Кроме того, надо отметить, что развитие желания читать начинается с тех
положительных эмоций, которые получает ребенок во время занятий
чтением. Поэтому на каждом уроке необходимо создать доброжелательную и
непринужденную обстановку, выслушивать ответы обучающихся с большим
вниманием и заинтересованностью



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить