Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Рекомендации психолога по применению музыкотерапии в повседневной жизни детского дома

Рекомендации психолога по применению музыкотерапии в повседневной жизни детского дома

« Назад

17.06.2015 03:13

Утренний подъем в детском доме под музыку Моцарта.
Музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное
воздействие. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и
ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает
психологическое благополучие.
Вариантами музыки для утреннего подъема могут быть и следующие
произведения:
1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).
2. «Скерцо» (современный эстрадный оркестр)
3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)
4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская»,
«Калинка»)
5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)
 Музыкальнотерапевтическое занятие (дни здоровья, пятиминутка
здоровья, оздоровительная пауза).
Каждое музыкально-терапевтическое занятие состоит из 3-х фаз:
1. Установление контакта.
2. Снятие напряжения.
3. Расслабление и заряд положительными эмоциями.
Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные
музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные
произведения нужно подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком,
соответствовала его эмоциональному состоянию («изопринцип» - подобная
эмоция лечится подобной музыкой). То есть, если мы имеем дело с
возбужденными детьми, то и акцент следует делать на возбуждающую музыку.
Подбор музыкального материала рекомендуется строить на основе
постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их
эмоциональной нагрузки:
Первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу,
налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему
прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает
расслабляющее действие. Например, «Аве Мария», Баха-Гуно, «Голубой Дунай»,
Штрауса-мл.Второе произведение – по характеру напряженное, динамичное, которое
проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует
интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, «Лето.
Престо» из цикла «Времена года», Вивальди, «Маленькая ночная серенада»,
Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической
агрессии.
Третье произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно
обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее,
дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, «Менуэт», Баккерини,
«Ода к радости», Бетховена, «Испанское каприччио», Римского-Корсакова.
Конкретные произведения для своей программы я подбираю, опираясь на
матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку, разработанную
В.И. Петрушиным:
 Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон
рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда
мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-
психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее
терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими
музыкальными произведениями:
1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).
2. П.И. Чайковский «Времена года».
3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».
4. Бах – Гуно «Аве Мария».
5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для
детей»).
6. Анугама «Голоса океана».
 Музыка для вечернего времени способствует снятию
накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает,
расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского
организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:
1. «Классические мелодии для детей и взрослых» (из серии «Хорошая музыка
для детей»).
2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
3. Музыка для здоровья («Легкие»).
4. Бах «Органные произведения».
5. А.Вивальди «Времена года».
6. Голоса природы.Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей,
повысит эмоциональный статус детей, если будут:
1. Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
2. Продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения,
игры, задания;
3. Подобраны специальные музыкальные произведения;
4. Задействованы все органы чувств у детей;
5. Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами
деятельности.
Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние

Способ воздействия Название                 произведения Автор Время
Моделирование  настроения (при переутомлении и нервном истощении) «Утро»,«Полонез» Э. Григ,Огинский 2-3 мин.3-4 мин.
При угнетённом, меланхолическом настроении «К радости»,«Аве Мария» Л. Ван Бетховен,Ф. Шуберт 4 мин.4-5 мин.
При выраженной раздражительности, гневности «Хор пилигримов»,«Сентиментальный вальс» Р. Вагнер,П. Чайковский 2-4 мин.3-4 мин.
При снижении сосредоточенности, внимания «Времена года»,«Лунный свет»,«Грёзы» П. Чайковский,К. Дебюсси,Р. Дебюсси 2-3 мин.2-3 мин.3 мин.
Расслабляющее воздействие «Баркарола»,«Пастораль»,«Соната до мажор» (ч 3),«Лебедь»,«Сентиментальный вальс»романс из кинофильма «Овод»,«История Любви»,«Вечер»,«Элегия»,«Прелюдия №1»,«Прелюдия №3», Хор,«Прелюдия №4»,«Прелюдия №13»,«Прелюдия №15»,«Мелодия»,«Прелюдия №17» П. Чайковский,Бизе,Лекана,Сен-Санс,П. Чайковский,Д. Шостакович,Ф. Лей,Д. Леннон,Форе,И. С. Бах,И. С. Бах,И. С. Бах,Ф. Шопен,Ф. Шопен,Ф. Шопен,К. Глюк,Ф. Шопен 2-3 мин.3 мин.3-4 мин.2-3 мин.3-4 мин.3-4 мин.4 мин.3-4 мин.3-4 мин.2 мин.4 мин.3 мин.2 мин.4 мин.1-2 мин.4 мин.2-3 мин.
Тонизирующее действие «Чардаш»,«Кумпарсита»,«Аделита»,«Шербургские зонтики» Монти,Родригес,Пурсело,Леграна 2-3 мин.3 мин.2-3 мин.3-4 мин.

Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не
только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию
внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию
внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить