Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Конспекты художественно-эстетической НОД «Цветные звуки» для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конспекты художественно-эстетической НОД «Цветные звуки» для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

« Назад

09.11.2014 05:45

«Цветные звуки»
Занятие № 1
Цель: Дать детям первичные представления о взаимосвязи цвета и лада.
Задачи:
- Совершенствовать умение детей проговаривать звуки при постепенном движении голоса вверх и вниз;
- продолжать развивать возможности мимики и жеста;
- упражнять детей в выполнении образно- танцевальных движений под ритмически организованный текст;
- формировать внятность произношения.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Приветствие.
Вводная часть.
Дети исполняют осенний хоровод «Наступила осень» О. Осиповой
По окончании дети проходят к фортепиано.
Музыкальный руководитель (М. р.): Вот и проходит осень! Сначала она была веселой, радостной, разноцветной, светлой. А потом осень состарилась: стала грустной, печальной, дождливо-слякотной, потерявшей все свои великолепные наряды. Давайте сегодня поговорим о том, какая бывает осень. Как начинается осень? (Ответы детей.)
М.р.: Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
В начале осени природа необычайно красива: деревья одеты в нарядные листочки желтого, красного цвета. Эти цвета похожи на цвет солнышка, не так ли, дети? И песни о ранней осени радостные, светлые, прозрачные. Послушайте.
Музыкальный руководитель исполняет песню «Кто сказал, что осень – грустная пора?» О. Девочкиной.
М.р.: Какая песня прозвучала: грустная или веселая? (Веселая.)
Правильно. Все люди очень любят начало осени. Послушайте, как поэт А. Твардовский писал об этой поре:
Плывут паутины над сонным жнивьем.
Краснеют рябины под каждым окном.
Хрипят по утрам петушки молодые.
Дожди налегке выпадают грибные.
Поют трактористы, на зябь выезжая.
готовятся села ко Дню урожая.
Попробуем добавить, аккуратно "пририсовать" несколько звуков в это стихотворение.
Музыкальный руководитель показывает детям, советуясь с ними, как можно различными звуками оркестровать стихотворение А. Твардовского.
Плывут паутины над сонным жнивьем. /Колокольчик/
Краснеют рябины под каждым окном. /Глиссандо на ксилофоне/
Хрипят по утрам петушки молодые. /Дети имитируют крик петуха/
Дожди налегке выпадают грибные. /Треугольник/
Поют трактористы, на зябь выезжая. /Дети имитируют звуки трактора/
готовятся села ко Дню урожая. /Тутти./
Дети оркеструют стихотворение.
М.р.: Художники тоже очень любили золотую осень. Посмотрите, какими красками изображены картины "Золотая осень" И. Левитана, "Синяя вода. Золотая осень" Ю. Жуковского.
Давайте и мы, как художники, нарисуем осеннюю картину.
Дети исполняют речевую игру «Художники»
Цель игры:
Учить детей чётко проговаривать слова при постепенном повышении и понижении голоса.
Ход игры:
«Художники» проводят «кистью» широкие мазки вверх, произнося при этом: «Вверх!» в высоком регистре. Затем рисуют «кистью» вниз, произнося слово «вниз» в низком регистре. С каждым мазком движения рук и диапазон голоса всё шире.
М.р.: А теперь сама Осень золотая разрисовывает листья.
Дети поднимают руку вверх, произнося слово "красный" и посылая звук вверх. Опускают руку вниз, произнося слово "желтый" и посылая звук вниз.
М. р.: Какие разноцветные и яркие краски у красавицы Осени! Они радуют не только людей, но и животных. Совсем скоро на поля ляжет снег, а пока они ещё выходят на лужок с пастушком, который их пасёт. Сейчас я расскажу одну историю, которую я назвала «Осеннее утро».
Музыкальный руководитель знакомит детей с песней "Ночь прошла" Ю.Слонова.
Ночь прошла, темноту унесла.
Замолчал сверчок, запел петушок.
На проигрыше музыкальный руководитель предлагает детям "озвучить" музыку петушиными криками, лаем, мычанием, блеянием.
Затем музыкальный руководитель организует показ звуковой зарисовки "Утро в деревне": прошла ночь, проснулись домашние животные и птицы. Заиграл на дудочке пастушок, зашумели под утренним ветерком золотые листочки, взошло солнышко...
М.р.: Осенью солнышко теплое, ласковое, но не горячее. Его золотые лучи освещают желтые листья на деревьях и от этого цвета все вокруг нас становится новым и красивым. Летом солнце ближе к земле, оно светит очень ярко, а его лучи могут обжечь кожу. Осенью оно дальше от земли и кажется нам очень маленьким. Давайте сейчас будем "рисовать" движениями рук большое солнце и маленькое солнышко".
Маленькое солнышко я держу в ладошках,
А большое солнце вижу из окошка.
Маленькое солнышко мне в ладошки светит,
А большое солнце светит всей планете.
Маленькое солнышко уснет в моих ладошках.
А большое солнышко ляжет за окошком.


«Цветные звуки»
Занятие № 2
Цель: Продолжать давать детям первичные представления о взаимосвязи цвета и лада.
Задачи:
- учить детей двигаться в соответствии с характером музыки;
- формировать умение детей соотносить цвет с настроением;
- дать представление о соотношении цвета и поэтического слова.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Приветствие.
Вводная часть.
Звучит "Осенняя песнь" П. Чайковского. Дети выполняют хореографический этюд "Прогулка по осеннему лесу".
По окончании дети проходят к фортепиано.
М.р.: Ребята, прозвучала музыкальная пьеса "Осенняя песнь" П.Чайковского.
Какая музыка по характеру? Грустная, неторопливая. Что можно увидеть в этой музыке? (Ответы детей.) Да, уже наступила поздняя осень. Облетели последние листочки, потеряли свою яркую красоту деревья, убран с полей урожай.
Давайте споем песню о поздней осени.
Дети исполняют песню "Листопад" Т. Попатенко.
М.р.: Скажите, какое из этих стихотворений подходит к этой песне:
Небо холодное – в тучах:
Хмуры лужайки и чащи;
Слышен в березах плакучих
Ветер, уныло гудящий... (А. Жемчужников.)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера... (Ф. Тютчев.)
Музыкальный руководитель голосом передаёт настроения поэтических строк, объясняет непонятные для детей слова.
Дети выбирают стихи к песне "Листопад" Т. Попатенко.
Музыкальный руководитель предлагает два цветовых панно: на одном преобладает холодный колорит с блеклыми красками; на другом панно – цвета теплого колорита с вкраплением прозрачных красок голубого, серого цвета.
Дети выбирают цветовое панно для песни "Листопад" Т. Попатенко.
Дети оркеструют стихотворение А. Твардовского.
Плывут паутины над сонным жнивьем. /Колокольчик/
Краснеют рябины под каждым окном. /Глиссандо на ксилофоне/
Хрипят по утрам петушки молодые. /Дети имитируют крик петуха/
Дожди налегке выпадают грибные. /Треугольник/
Поют трактористы, на зябь выезжая. /Дети имитируют звуки трактора/
готовятся села ко Дню урожая. /Тутти./
М.р.: А о какой осени пишет поэт А. Твардовский? (О золотой.)
Давайте выберем цветовое панно для этого стихотворения.
Дети выбирают цветовое панно.
М.р.: Правильно, ребята. Такого обилия ярких насыщенных красок, как у Золотой осени, нет, пожалуй, даже у лета. Назовите, какие подарки, и какого они цвета, у красавицы осени.
Дети называют все краски осени: разноцветные овощи, листья, прозрачное голубое небо.
Музыкальный руководитель составляет по ответам детей цветовое панно.
М.р.: Какое настроение у нас получилось? Яркое, разноцветное, радостное.
В заключительной части дети исполняют танец в кругу «Наступила осень» О. Осиповой


«Цветные звуки»
Занятие № 3
Цель: Вовлекать детей в творческое освоение окружающего мира.
Задачи:
- продолжать формировать умение детей соотносить цвет с настроением;
- дать представление о соотношении цвета и звука;
- учить детей слушать и передавать в движениях изменения в музыке;
- находить прекрасное в повседневной жизни.
Ход занятия:
Дети входят в зал. Приветствие.
М. р.: Вот и наступила волшебница Зима. Теперь долгими зимними вечерами будем слушать ее вьюжные сказки.
Звучит 1-я симфония, 2-я часть – «Зимние грезы» П.И.Чайковского.
М.р.: Какая музыка? (Спокойная, величавая.) Каким цветом можно раскрасить? (Ответы детей) На какую линию похожа? (Музыкальный руководитель предлагает линии, различные по цвету и форме.)
М.р.: Эта музыка называется «Зимние грезы». Грезы – это мечты. Наверное, красавица Зима мечтает о том, как она украсит землю в белые сверкающие наряды.
Дети исполняют знакомую песню о зиме
М. р.: Давайте, ребята, придумаем зимнюю сказку.
Музыкальный руководитель проводит игру «Создаем музыкальную сказку».
Описание игры:
М.р.: Мягко падают снежинки (Звуки шумовых коробочек, колокольчиков). Зажигаются на холодном небе звезды (звуки треугольника). Ветер на улице, вьюга (глиссандо на металлофоне). Недолго вьюга мела, выглянуло опять солнышко (звуки восходящего солнца исполняются на фортепиано вверх – 9- 10 нот). Зачирикали веселые воробьи и синички (звуки фортепиано в высоком регистре – форшлаги).
Затем музыкальный руководитель предлагает детям «рассказать» звуками эту сказку.
После игры музыкальный руководитель демонстрирует детям картину художника Б.Шульца «Симфонический ландшафт» и предлагает её рассмотреть, определить характер музыки, которую нарисовал художник. (Вместо картины можно предложить подобное цветовое панно) На картине синие, темно-синие, голубые цвета. Дети определяют, что нарисованные звуки грустные и тихие.
Звучит фрагмент 1-й симфонии, 2-я часть П.Чайковского.
М.р.: В холодный зимний день хочется вспоминать теплое лето, зеленую траву. Хотите, я расскажу вам одну летнюю историю?
Дети слушают пьесу «Куры и петухи» К. Сен-Санса.
Затем музыкальный руководитель знакомит детей с историей к этой пьесе и пластической импровизацией.
История к музыкальной пьесе К. Сен-Санса «Куры и петухи».
М. р.: Раннее летнее утро. Петух, гордясь собой, важно ведет за собой свое многочисленное семейство. Вот он нашел для своих кур и цыплят лакомые зернышки и стоит, расправив крылья, гордо поводя головой по сторонам: «Уже всё склевали? Пойдём дальше!». Петух важно вышагивает по дворику, за ним бегут суетливые домочадцы, старательно склевывая найденную добычу.
Но почему так тревожно зазвучали скрипки? Это наш Петушок увидел незваного гостя – незнакомого Петуха. Пронзительно закукарекав, Петухи начали воинственно приближаться друг к другу. Вот-вот полетят перья! Куры и цыплята, размахивая крыльями, бегают вокруг. Петухи, расправив пеструю грудь, уже наскакивают друг на друга. «Ох, как бы наш папочка не остался без хвоста!» – переживают цыплята.
Но тут из домика вышла аккуратная Хозяюшка, всплеснула руками и прогнала чужого Петуха со двора.
Дети с музыкальным руководителем распределяют роли, исполняют пластическую импровизацию «Куры и Петухи».



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить