Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Весна идёт - весне дорогу!"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Весна идёт - весне дорогу!"

« Назад

18.04.2015 03:10

Цель:
- закрепить знания детей о смене времён года;
- познакомить с названиями весенних месяцев;
- дать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе;
- заложить основы экологического воспитания;
- активизировать наблюдательность;
- расширить словарь за счёт имён существительных ( проталина, ручей, оттепель,
сосулька, лучи, капель, подснежник, льдина), имён прилагательных (ранняя,
долгожданная, яркий, звонкий и др.), глаголов (журчит, трещит, темнеет, тает и
др.);
- активизировать употребление в речи антонимов (длинный – короткий, широкий
– узкий, прямой – извилистый);
- учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов;
- закрепить в активной речи предлоги «на», «под», «по», «около»;
- учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять коллективный рассказ
по картине;
-развивать физиологическое дыхание, слуховое внимание, быстроту реакции,
чувство музыкального темпа;
- развивать пальчиковую моторику – умение сочетать речь с движениями
(мелкими и общими);
- учить рисовать красками, проводить кистью прямые и извилистые линии;
- развивать счётные навыки (счёт в пределах 8);- развивать логическое мышление – отгадывать загадки.
Интеграция областей : ОО «Социально-личностное развитие»,ОО
«Познавательное развитие, ОО«Речевое развитие», ОО «Физическое развитие,
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Оснащение: пособие – часы «Времена года», демонстрационная картинка
«Ранняя весна», жёлтые круги из картона (диаметр 10 см) по количеству детей по
8 счётных палочек на каждого ребёнка, образец для выкладывания лучей солнца
из счётных палочек, пособие для развития дыхания «Подснежники», синяя краска
и кисточки разной толщины, маленькое зеркальце, рисунок-образец для
рисования ручейков « Бегут ручейки».
Предварительная работа: продемонстрировать детям смену времён года на
пособии – часах «Времена года». Попросить дошкольников не спеша вращать
стрелку, называя то время года, на которое она указывает. Когда дети покажут с
помощью пособия смену времён года, спросить их, может ли быть такое, чтобы
после зимы сразу наступило лето или опять пришла осень. Сообщить детям, что
весна длится 3 месяца: март, апрель, май. Сказать, что сейчас ранняя весна. Идёт
первый месяц весны – март.
Март – и день прибавился,
Март – и снег убавился.
Уходи, мороз,
Март весну принёс!
На прогулке обратить внимание детей на изменения, происходящие в природе
ранней весной. (Чаще светит солнце, стало теплее, всё чаще бывают оттепели, дни
стали длиннее, начинает таять снег, появились первые проталины, побежали
ручейки, на крышах повисли сосульки). После прогулки загадайте детям весенние
загадки:Белое одеяло
Всю землю одевало.
Весной солнце припекло -
Одеяло потекло.
(снег)
Зимнее стекло
Весною потекло
(лёд)
Меня не растили -
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(снеговик)
На горе лежал снежком,
А с горы бежал бегом.
В поле весело журчал.
Влился в реку – замолчал.
(ручей)
Растёт она вниз головою
Не летом растёт, а зимою,
Чуть солнце её припечёт -
Заплачет она и умрёт.
(сосулька)
Пробивается росток –
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет – расцветает.
(подснежник)Ход занятия:
1.Что за месяц - кто узнает?
Создать организационный момент. Сказать детям: «Встали на лужок – сделали
кружок». Воспитатель встаёт в круг вместе с детьми, предлагая отгадать загадку,
и узнать какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Тает снежок, Дует тёплый южный ветер,
Ожил лужок, Солнышко всё ярче светит.
День прибывает. Снег худеет, мякнет, тает.
Когда это бывает? Что за месяц? Кто узнает?
(весной) (март – 1месяц весны)
Спросить детей: «Какие ещё месяцы придут вслед за мартом? Сколько всего
месяцев бывает весной?
Повторить хором: «Март, апрель, май – их не забывай!»
Попросить детей внимательно посмотреть вокруг себя на окружающую природу и
отгадать загадки. Тот, кто отгадает, фишку получает.
- Что весной греет, светит, припекает? (солнце)
- Что весной голубое, высокое, чистое? (небо)
- Что в небе лёгкое, белое, пушистое? (облака)
- Что с крыши свисает, падает, тает? (сосулька)
- Весной он тает, плачет, оседает? (снеговик)
- Весной она капает, поёт, звенит. (капель)
- Что весной темнеет, тает, водой убегает? (снег)
- что весной бежит, журчит, поёт? (ручей)2. Расскажем и покажем:
Предложить детям рассказать и показать, что происходит в природе ранней
весной. Начните рассказ, сопровождая его движениями рук.
Пришла весна. (Подуть, одновременно делая движения
Расчистилось небо. руками вперёд и в стороны, как бы отодвигая тучи)
Туча, туча, улетай - (Поднять руки вверх и опустить
Небо солнцу отдавай! через стороны вниз)
Небо стало чистое
От солнышка лучистого!
Солнце стало припекать, (Раздвинуть пальцы, перекрестить
Всё вокруг отогревать. ладони)
Снег повсюду тает, тает (Волнообразными движениями развести руки в
И водою убегает стороны)
Снегом оставлены – (Переплести пальцы обеих ладоней, затем развести
Появились проталины. руки в стороны, разъеденив пальцы)
Ручейки бегут, звенят, (Сложить ладони вместе и по зигзагообразной
В речку поскорей хотят линии продвигать их вперёд)
Затрещал на реках лёд- (Сцепить ладони пальцами, а затем резко развести
Льдина по воде плывёт. их в стороны)
Дети вышли погулять, (Движение, имитирующее застёгиваниеСтало, вдруг, теплее. молнии на куртке)
Носить шубки не хотят,
Курточки надели!
Посмотрели повыше – (Поднять голову, указательными пальцами по
Там сосульки на крыше. очереди стучать по поверхности стола)
Кап, кап, кап, кап…
Ка-пель. Ка-пель.
Посмотрели на ноги, (Опустить голову, руки вытянуть вперёд, а затем
Там лужи на дороге. через стороны, начертив ими в воздухе овал,
поднести ладони к груди)
Посмотрели вперёд – (Поднять руки вверх и постепенно опускать их, а
Что это плывёт? так же всю верхнюю расслабленную часть тела)
Это снеговик тает, тает,
И как свечка оплывает.
Стали дети играть- (Сложить ладони вместе лодочкой, а большие
Кораблики пускать. пальцы поднять вверх, как парус)
Хорошо весной –
Не хочется домой!
3. Солнышко.
Спросить у детей: « Почему снег и лёд весной тают?» (Их растопило солнце
своим теплом)
Предложить малышам выложить из желтого круга и счётных палочек яркое
весеннее солнышко, которое согрело своими лучиками всю землю.
Дать каждому из детей по одному кругу и по 8 счётных палочек.
Попросить малышей пересчитать палочки, проверить, чтобы их было ровно 8
Показать детям, как с помощью счётных палочек можно выложить лучи у солнца.4. Назовём ласково.
Сказать детям, что долгожданной весной всё радует глаз – и ласковое солнце, и
белые облака, и первые проталины…Так хочется сказать обо всём ласково.
Предложить малышам поиграть в игру «Назови ласково».
Воспитатель говорит слова, а дети должны их повторить, но ласково.
(Солнце – солнышко, луч – лучик, облако – облачко, лёд – ледок,
ветер- ветерок, сосулька – сосулечка, проталина – проталинка, дерево – деревце,
ручей- ручеёк).
При проведении игры можно показывать указкой на соответствующие предметы,
находящиеся вокруг в природе.
5.Подвижная игра « Ручеёк».
Предложить детям изобразить весёлый , весенний говорливый ручеёк, который
бежит между кочек, спешит к свой маме – большой реке. Для этого нужно
попросить детей встать друг за другом, взяться за руки. Воспитатель берёт бубен,
занимает место впереди колонны. Взять за руку I ребёнка и под перезвон бубна
змейкой вести за собой всю колонну детей. Постепенно музыкальный темп и
темп движения должны нарастать. Воспитатель во время игры произносит: «
Бежит ручей, журчит ручей, поёт ручей и всё быстрей, быстрей, быстрей!»
Внезапно воспитатель опускает бубен и говорит: «Стоп!», и останавливается.
Дети должны остановиться вслед за педагогом. Повторить игру несколько раз.
6. Подснежники.
Показать детям пособие для развития дыхания «Подснежники» и сказать: «Подул
тёплый ветерок, начал таять снежок. Из-под снега показались первые весенние
цветы. Как называются эти цветы?» (Подснежники)Расположить пособие «Подснежники» горизонтально и подуть на него. Затем
сосчитать сколько подснежников появится на лужайке. Восстановить на пособии
положение снежных комьев, прикрывающих цветы. Для этого на время придать
пособию вертикальное положение. Предложить детям по очереди подуть на
пособие, затем сосчитать - у кого, сколько цветов выросло на полянке. Сказать:
«Вот сколько подснежников расцвело не лесной полянке: значит, к нам идёт
долгожданная весна. Весна идёт - весне дорогу!»
7. Расскажем о весне.
Попросить детей составить коллективный рассказ о ранней весне. Чтобы помочь
детям, показать указкой разные объекты ранней весны так, чтобы каждый из
детей составил 1-2 предложения. Каждое предложение может начинаться
словами: « Ранней весной…»
8. Подведение итогов занятия , оценка работы детей.
Игры и задания для закрепления материала:
В солнечный день попускайте с помощью зеркальца солнечного зайчика и
покажите его детям. Предложите им отгадать загадку:
Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
( солнечный зайчик)
Предложить малышам поиграть с солнечным зайчиком, рассказать, куда он
запрыгнул, где спрятался, куда бежит. Наводить зеркальце на разные предметы, а
детей попросить говорить, где сейчас находится зайчик.
(на столе, на дереве, под ракетой; бежит по полу, по горке; остановился около
песочницы, около кустов)
Прочитать дошкольникам стихотворение:Скачут побегайчики –
Солнечные зайчики.
Мы зовём их – не идут.
Были тут – и нет их тут!
Прыг, прыг по углам.
Были там - и нет их там!
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
Предложить детям изобразить , как скачут солнечные зайчики - дружно
попрыгать.
Проведите занятие по рисованию красками на тему: «Бегут ручейки».
Предложить детям синюю краску и кисти разной толщины: толстую и тонкую.
Показать, как нужно проводить ими по бумаге, чтобы получились длинные и
короткие, широкие и узкие, прямые и извилистые ручейки.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить