Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Конспект НОД "Лесное царство"

Конспект НОД "Лесное царство"

« Назад

13.02.2015 18:54

Цель:
Объединить различные виды деятельности, для целостного формирования у
детей представлений об окружающем мире.
Обучающие задачи:
Расширять и закрепить знания детей о взаимосвязях в природе.
Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и
животных в лесу.
Формировать диалогическую речь.
Формировать умение устанавливать простейшие причинно — следственные
связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и
растений.
Развивающие задачи:
Развивать память, внимание, мышление, познавательную активность.
Развивать алгоритм системного мышления.
Развитие активности и любознательности у детей в процессе познавательной
и игровой деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе посредством игры,
дидактические пособия, познавательную деятельность.
Воспитывать экологическую грамотность у детей.Воспитывать эмоциональное и осознанное отношение к природе, умение
переживать различные эмоциональные состояния.
Методы и приёмы:
Игровой, наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.
Оборудование:
Деревья, картина с изображением леса, магнитные картинки с животными,
птицами, насекомыми, грибами, цветами; аудиозапись «Звуки леса»;
разрезные картинки «Берегите природу»; шапочки животных и птиц
(медведь, волк, заяц, воробей, снегирь).
Ход занятия.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса», музыкальный зал украшен в виде леса).
Дети идут на прогулку с воспитателем, в лес. Воспитатель беседует с
ребятами на тему: Что они видят в лесу, кто живет в лесу, какие птицы
обитают. По лесу идет девочка Элли.
Элли: Здравствуйте ребята. Меня зовут Элли. Куда я попала? Как я тут
оказалась? Или это вы ко мне попали, в сказку? Что вы делаете в этой
сказочной стране?
Дети: Это волшебный лес. В нём есть деревья, разные животные, насекомые
и цветы. В лесу очень красиво, поют птицы (всё рассматриваем с ребятами).
(Звучит аудиозапись «Шум урагана», сначала тихо, затем всё громче и
громче).
Девочка Элли берёт ребят за руки и все вместе начинают кружиться,
сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее, начинается ураган. Всёживое перемешивается (животные, насекомые, деревья, птицы, цветы и т д).
Ураган затихает.
Элли: Ребята, что это было? Что произошло? Я так испугалась! Я ничего не
понимаю, всё кругом перемешалось.
Дети: Я тоже очень испугался.
Мне было очень страшно.
Я подумал, что сейчас улечу, такой сильный был ураган.
Элли: Посмотрите, ураган разрушил наш лес. В лесу стало грустно и скучно.
Не поют птицы, не растут деревья, пропали все животные. О, горе, что же
будет с нашим сказочным лесом?
- Кажется, я начинаю догадываться, зачем вы здесь? А вы ребята
догадались?
Дети: Да. Мы поможем сказочному лесу. Мы наведём в лесу порядок. И он
снова станет как раньше живым и красивым.
Элли: Для того чтобы помочь лесу, надо выполнить задания. Вы готовы?
Дети: Да.
Элли: Ну, тогда начнём. Вот я вижу наше первое задание.
1.Игра «Сказочный лес» (в парах).
Элли: Ребята, посмотрите, на столе лежат деревья, которые унёс из
сказочного леса непоседа ветер. Скажите, пожалуйста: какой может быть
ствол у дерева, на ощупь: гладкий или шараховатый, ребристый или
выпуклый, мягкий или твёрдый. Чтобы выполнить это задание, вам надо
объединиться в пары. Девочки подойдут к столу, на котором лежат деревья, а
мальчики повернуться спиной к девочке. Девочки исследуют ствол дерева наощупь и скажут мальчику, а мальчики, по описанию должны найти такую же
веточку.
Элли, помогает ребятам. Молодцы, ребята.
- А теперь надо подобрать к каждому дереву свои листочки. Скажите,
пожалуйста: Как называются листочки, которые растут на дубе (дубовые),
на берёзе (берёзовые), на клёне (кленовые), на ёлке?
Дети: На ёлке нет листочков, на ёлке хвоинки.
Элли: Молодцы ребята. Приступайте к выполнению задания (Ребята,
общаясь друг с другом, решают какие, листочки и на какое дерево им надо
прикрепить).
Элли: Ребята, какой может ствол дерева? (Твёрдый, ребристый, выпуклый,
шараховатый, гладкий).
(Появляется картина с лесом).
Элли: Ой! Ребята посмотрите, вы правильно выполнили задание. В нашем
лесу снова появились деревья. Неужели лес оживает, и всё становится на
свои места.
-Наверное, если мы выполним правильно второе задание, то в лесу ещё что-
то произойдёт.
2. Игра «Теремок» (Направлена, на алгоритм системного мышления).
Элли: Ребята, каждый приходящий в «теремок» зверь, сможет попасть в него
только в том случае, если скажет, чем похож или отличается от зверя или
птицы живущих в теремке. Игра начинается со слов: «Тук-тук. Кто в
теремочке живет?»
-Кто из вас хочет быть – волком и медведем?
Ход игры.(Ребенок в шапочке медведя).
- Тук-тук. Кто в тереме живет?
- Это я волк. А ты кто?
- А я медведь. Пусти меня к себе жить?
Волк: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
Медведь: Я – медведь, похож на тебя тем, что живу в лесу. У меня, есть
туловище, голова, 4 лапы, 2 уха.
Элли: Федор, а чем ещё медведь похож на волка? (Туловище медведя и волка
покрыто шерстью. Они оба охотятся за животными).
- Артём, а чем ещё, похожи, волк и медведь? (И волк, и медведь дикие
животные).
Элли: Ребята, а чем волк и медведь отличаются друг от друга?
Дети: Медведь бурого цвета, а волк серого цвета. Волк воет, а медведь ревёт.
Медведь любит есть мёд, а волк не ест мёд.
Волк: Хорошо. Давай жить вместе.
Элли: Молодцы медвежонок и волк, вы справились с заданием.
- Ребята, а кто будет снегирём и воробьём?
Воробей: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
- Это я снегирь. А ты кто?
-А я воробей. Пусти меня к себе жить.
Снегирь: Пущу, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря.
Воробей: И ты, и я – птицы. У нас одинаковое строение. Есть 2 крыла, 2
лапы, голова.Элли: Ребята, а чем ещё снегирь и воробей похожи? (У них есть клюв.
Воробей и снегирь умеют летать и прыгать. Их тело покрыто перьями.).
Элли: Снегирь, скажи, пожалуйста. А чем ты отличаешься от воробья?
Снегирь: Воробей круглый год живёт в городе, рядом с человеком. А я
-снегирь, перелётная птица.
Элли: Ребята, а в чём ещё различие между снегирём и воробьём?
Снегирь немного больше по размеру, чем воробей. У них разный окрас, у
снегиря грудка – красная, а у воробья – серая. Снегирь питается ягодами, а
воробей крошками и семечками.
Элли: Ну, что ребята, воробей и снегирь всё правильно рассказали.
Дети: Да.
Элли: Хорошо снегирь, приглашай воробья в теремок.
Снегирь: Давай воробей, жить вместе. (Игра повторяется 3-4 раза).
Элли: Молодцы ребята, какие вы дружные. Всем зверями птицам, нашлось
место в «Теремке». Ребята, посмотрите, в лесу появились звери и птицы.
(На картине, с изображением леса, появились животные и птицы, на своих
местах).
Элли: Ребята, спасибо вам большое. Вы, наверное, устали. Давайте немного
отдохнём перед нашим третьим заданием. Давайте с вами поиграем в
любимую игру - зайчат.
Физкультминутка «На лесной полянке».
На лесной полянке,
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает-Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье,
Очень ему нравится это упражненье.
Полосатенький енот
Изображает вертолёт:
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далёкий полёт.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны:
"Ты, волчишка, не ленись!
Вправо, влево наклонись,
А потом вперёд, назад,
Получишь бодрости заряд!
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает,
Спинку держит прямо-прямо!
Так учила его мама.
Ну а белки, словно мячики
Дружно прыгают и скачут!
Элли: Ребята, ну что отдохнули. Тогда в путь к другому заданию.
3. Игра «Паровозик» (Направлена на формирования навыка, выстраивать
логические цепочки). Проводиться всей группой детей и в подгруппах.На столе лежат 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные
временные периоды (объекты живой системы). Карточки с изображением
одного объекта раздаются ребятам.
Ход игры.
Элли: Ребята, я вам сейчас раздам картинки. Надо рассмотреть картинки и
решить, что было сначала, а что будет потом. Вам надо построиться друг за
другом в правильной последовательности. Сделать «поезд времени».
- Образование дерева: семя, маленький росток в земле, маленькое деревце,
большое дерево.
- Образование птицы: на дереве гнездо с птицей; в гнезде яйцо; яйцо с
трещиной; из яйца показалась головка птенца; маленький птенец; летит
птичка.
- Образование цветка: семя; маленький отросток, по больше отросток с
бутоном; бутон с цветком; цветок расцвёл.
- Образование бабочки: яйца насекомых; лист с паутинкой, гусеница;
большая гусеница; куколка; бабочка.
Элли: Молодцы ребята. Посмотрите, в лесу появились цветы, жучки и
паучки, разноцветные бабочки.
(На картине, с изображение леса, появились разнообразные насекомые,
цветы, грибы, на своих местах).
Элли: Ребята, лес снова стал сказочным и красивым, как и был раньше. Мы
восстановили наш лес! Навели в нём порядок. Но, почему в лесу так тихо. Не
поют птицы, не слышно кукушки, не стучит по дереву дятел. В чём дело?
- Неужели мы что-то забыли?(Под ёлкой лежат разрезные картинки, которые, надо собрать, чтобы
получился плакат «Береги нашу природу»).
Элли: Посмотрите, ребята. Что это? Надо собрать эти части в одну картинку.
И тогда мы увидим, что получится.
(Ребята берут кусочки и собирают из неё картину)
Как только ребята правильно соберут всю картинку, зазвучит аудиозапись со
«Звуками леса».
Элли: Молодцы, ребята! Лес нас благодарит за помощь!
- Ребята, а вы поняли, почему оказались в сказочном лесу?
Дети: Очень важно сохранять природу.
Мы должны беречь природу.
В природе всё взаимосвязано.
Если исчезнут деревья, трава, цветы, то и животные и птицы, тоже пропадут.
В природе всё следует друг за другом.
Элли: Спасибо вам ребята, теперь я смогу вернуться в Изумрудный город. Я
обещаю вам, что скоро снова приглашу Вас к себе в гости.Список литературы
1.Корзун А. В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей
дошкольного и младшего школьного возраста средствами ТРИЗ-
педагогики. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. ,
2.Козырева Н.А."ТЕРЕМОК СКАЗОК". 110 развивающих игр со
сказками для детей 4-7 лет в ДЕТСКОМ САДУ, Москва, 2010
3.Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика
рассказа по картинке). – СПб.:«ТРИЗ-ШАНС»,
4.Нестеренко А.А. «Элементарные сюжеты сказок»
Сайты в Интернете.
http://www.jlproj-edu.org/volga - сайт для педагогов-дошкольников,
есть Интернет-магазин книг и пособий по ТРИЗ-педагогике



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить