Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Коммуникотивно-деятельностный подход в преподавании иностранного языка

Коммуникотивно-деятельностный подход в преподавании иностранного языка

« Назад

09.10.2014 19:32

     В наши дни знание иностранных языков стало для многих людей непременным условием высокого профессионализма и компетенции. Иностранные языки вносят большую лепту в формирование личности. В обществе появился спрос на людей со знание иностранного языка. Обучать иностранным языкам не возможно без коммуникативно-деятельного подхода. Устная речь является одним из видов общения с иноязычной культурой.
    Главная задача обучения иностранному языку – обучение общению. В обучении иностранным языкам появилась новая мотивационная направленность – на общение и сотрудничество. Нам, педагогам, нужно помочь учащимся осознать не только практическое значение иностранного языка как средства общения, но и проникнуться пониманием его как инструмента мышления, познакомиться с элементами его структуры , развить лингвистическое чутье.
    Одной из наиболее сложных проблем в преподавании иностранного языка является обучение устному общению. Общение – это взаимодействие двух и более человек, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и оценочного характера. В своей работе мы стараемся побуждать учащихся к такой деятельности при помощи мотивации, которая возникает на основе определенных индивидуальных потребностей. На уроке используются  микродиалоги, которые служат введением учащихся в языковую среду и мотивируют к общению.
    Для того чтобы общение учащихся на уроках стало мотивированным, оно должно служить удовлетворению речевых потребностей обучающихся, т.е. у учащегося должно возникнуть коммуникативное намерение  и должны быть созданы условия для его осуществления, и главное здесь – заменить учебную ситуацию на естественную. Одним из наиболее популярных приемов сегодня является прием ролевого общения, который  так же используется в  работе с учащимися. Учащиеся принимают на себя роли персонажей и окружающего их быта, говорят от имени исторических персонажей, знаменитых людей и т.д. В ролевом общении всегда присутствует проблемность, которая в ряде случаев может стимулировать не ролевое, а дискуссионное общение.
     Чтобы обеспечить речевое общение, нельзя  дать учащимся команду «Общайтесь», нужен коммуникативный подход, т.е. нужны методы и приемы, которые обеспечат устное общение. Один из таких приемов – это интервью. 
Учащимся раздаются анкеты по определенной теме, ребята фиксируют ответы одноклассников в этой анкете, опрашивая их. Этот прием не имеет возрастных ограничений и является интенсивной речевой тренировкой. Данный прием  используется в работе по учебнику «Новая матрица»
    Обучение общению включается в себя такой вид речевой деятельности, как говорение. Здесь  используются  упражнения типа «Дайте совет». Ребятам предлагаются ситуации и им нужно посоветовать, что сделать в данной ситуации. При развитии умений и навыков диалогической речи  используются карточки, схемы, опоры. В карточке-схеме обозначено начало диалога, какой вопрос нужно поставить перед собеседником и завершение диалога.            Большой интерес у учащихся  вызывают задания «Продолжи диалог».
Учащимся предлагаются вопросы, если ответ «да» на вопрос, то нужно задать собеседнику дополнительный вопрос, чтобы получить информацию. Так как в настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается под углом обучения общению, то логичным здесь представляется обратиться к чтению на иностранном языке как к одному из важных источников познавательных потребностей учащихся и как средству для обучения общению.          При организации чтения в качестве основы для обучения общению существуют две возможности его использования: одна из них кроется в содержании учебного материала, а другая – в формулировании заданий, мотивирующих общение. Под заданиями, направленными на развитие умений общения, опосредованного текстами, понимается такая последовательность их выполнения, при которой учащиеся совершают логически последовательный переход от непосредственного понимая содержания текста к его проблемному обсуждению и преломлению этих проблем на личность самого учащегося в процессе коллективного взаимодействия.
     
В своей работе мы используем следующую систему упражнений по учебнику «Matrix Pre-Intermediate»:

1.              Тест на проверку понимания текста;
2.              Найти и отметить ключевые слова;
3.              Найти предложения, которые передают основную идею текста;
4.              Определите положительные  и отрицательные черты характера героя;
5.              Скажите, что произвело на вас наиболее глубокое впечатление;
6.              Составьте диалог между главными героями.

     В заключении работы над текстом учащимся предлагается исследовать ситуацию и найти самый адекватный выход из нее. Все описанные приемы и методы обучения и виды работы помогают  повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языкам интересным для учащихся, расширить их знания в области иноязычной культуры. Итогом такой работы является то, что учащиеся принимают активное участие во внеклассной работе по иностранному языку и занимают призовые места.
     И, подводя итог, можно сказать, что необходимо уделять обучению устной речь больше внимания, так как этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и жизненно необходим в практической деятельности человека. При обучении устной речи, общению усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации в потребности высказывания. В условиях реализации перечисленных выше положений, приемов, методов активизируется мыслительная деятельность учащихся, повышается мотивация говорения, обеспечивается более полное достижение образовательного, воспитательного и развивающего компонентов в обучении иностранным языкам.

Список литературы:
1) Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе — М:Просвещение, 1991г — 221 с.
2) Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М:Просвещение. 1988г- 145 с.
3) Яковлев Н. М., Сохор А. М. Методика и техника уроков в школе.- М; 2005г.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить