Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ КОЛЛЕКТИВНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ"

КОЛЛЕКТИВНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ"

« Назад

20.04.2015 03:18

Уважаемые родители! Обратите внимание на современное развитие речи
ребенка .Что это значит?
Это прежде всего создание условий для максимального развития речи:
-общение с ребенком в повседневной жизни;
-проведение специальных игр и упражнений, кратных по времени, но
ежедневных;
-исключение из жизни ребенка стрессовых ситуаций.
Каковы же особенности и направления развития речи в раннем возрасте?
На первом этапе (до 1,5 лет) главным образом совершенствуется
понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых .Он быстро
усваивает названия предметов и по просьбе взрослого указывает на
названный предмет пальчиком. Это и есть понимание речи. Но связь между
предметом и словом его обозначающим может быть не достаточно прочной,
поэтому необходимо как можно чаще показывать данный предмет среди
других и давать его точное название.
Для того, чтобы ребенок верно понимал название предметов, действий,
он должен больше общаться с предметом-рассматривать ,держать в руках,
ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков
предмета: «Какой круглый мячик, большой мячик, красный, красивый. Давай
покатаем его, вот так, вот так. Ой, укатился мячик, принеси мне красный
мячик».
В этом возрасте важно научить ребенка выполнять поручения. Почаще
обращайтесь к нему с просьбами: «Принеси куклу Катю», «Подай ложку» и
т.д. При этом следует помнить, что новые действия ребенок выполняет
только в том случае, если слово сочетается с показом действия. Чем чаще вы
будете так заниматься с ребенком, тем быстрее он начнет понимать вашу
речь и раньше сам заговорит.
Следует использовать разные режимные моменты: кормление
,одевание, укладывание спать. Здесь очень многое можно показать, назвать,причем ненавязчиво для малыша. «Сейчас будем кушать суп, суп вкусный
.Саша любит суп? Скажи «да». Где у нас ложка? Покажи ложку. возьми ее,
скажи: «дай, дай»…Если ребенок выполняет ваши указания значит он
начинает понимать вас ,а может даже произносить какие-то звуки: «на»,
«те»…..
В разговоре с ребенком этого возраста надо называть предметы и живые
объекты правильными, необлегченными словами: кукла(а не ляля) машина
(а не бибика) и т.д.
Разговаривать с малышом нужно в любой удобный момент. Можно
использовать моменты стирки ,уборки. приготовления пищи .Сколько новых
слов малыш услышит, «увидит» их значение, а это основа для будущей
активной речи. Очень много для развития речи дают прогулки, наблюдения
за живыми объектами, транспортом .Они развивают речь ребенка и
обогащают его знания. Гуляя с малышом на улице, поговорите с ним,
покажите ,назовите то, что видит ребенок. «Посмотри ,собачка сидит. Какая
собачка? Маленькая, лохматая. Покажи собачку».
Такие наблюдения и разговоры направлены на развитие у ребенка
понимания слов-названий и слов-действий. Чуть позднее он будет
использовать такие слова в своей самостоятельной речи.
На втором году жизни у ребенка появляются элементы обобщения-
мысленного выделения общего в предметах и явлениях и основанного на
этом мысленного объединения предметов. То есть ребенок начинает
соотносить слово не только с одним предметом, а обозначает этим словом
все предметы данной категории ,несмотря на имеющиеся у них различия в
цвете, величине ,форме.
Овладевая обобщением, дети часто ошибаются. Они не могут выделить
существенные признаки предметов, ориентируясь в основном на
несущественные ,случайные-цвет, детали, форму и т.п. На вопросы «Где
уточка? А где еще уточка?»-ребенок может показать не двух уток, а красную
утку и красный чайник-похожие по цвету и форме. Постепенно ребенок
научится выделять в предметах существенные признаки, но в этом ему надо
помочь. Показывая малышу игрушки или другие предметы, точно называйте
сами предметы ,их признаки, действия ,и не один раз.(Эта собачкабеленькая, маленькая, пушистая, а эта собака большая ,черная. Собачки
бегают).
Очень хорошо, когда у ребенка есть игрушки одного и того же вида, но
разные по цвету, величине. Пусть малыш чаще с ними играет, действует, а вы
в это время называйте правильно его действия, признаки предметов. Это
поможет ребенку лучше узнать предметы, научиться различать их и со
временем точно и правильно называть.
Постепенно у малыша возрастает интерес ко всему, что его окружает, в
связи с чем возникает новая форма общения-активная самостоятельная речь.
В фонетическом отношении речь еще несовершенна, поэтому понять
малыша в основном могут только близкие люди. Но необходимо помнить:
как ни забавна речь маленького ребенка, ей не следует подражать в
общении с ним, иначе велика вероятность, что речевое развитие малыша
задержится. Надо не подстраиваться под детскую речь, а напротив ,чаще
повторять правильное произношение слова, побуждая ребенка к такому
повторению: «скажи», «повтори», не забывая соблюдать при этом
родительский такт, то есть действовать не слишком навязчиво, почти
незаметно.
С течением времени речь становится все более связной, он уже пытается
выражать свои мысли не отдельными словами, а фразами, может
обращаться к взрослым по разнообразным поводам по собственной
инициативе. Такие словесные обращения ребенка к взрослому очень важны,
и их надо поощрять. Надо следить ,чтобы облегченные сова в речи ребенка
сменялись обычными, приучать его выражать свои желания и просьбы
словами и короткими фразами, развивать у малыша потребность в речевом
общении. Старайтесь не выполнять желание малыша по малейшему жесту, а
побуждайте его выразить свое требование словами и только после этого
выполняйте.
Помните и о том, что все занятия с ребенком ,где действует кисть его руки
и пальцы, способствуют развитию речевых центров мозга. Для развития речи
важно проводить специальные игры и упражнения.
Очень хорошо, если в общении с детьми вы будете использовать
образцы русского народного слова: песенки, потешки, стихи. Это
замечательное средство развития речи детей. Слушание и пониманиелитературных произведений, рассказов взрослого обогащает ребенка,
помогает ему усвоить социальный опыт.
На третьем году жизни речь ребенка совершенствуется, становится более
выразительной, ярко отражает различные чувства и переживания ребенка.
Интенсивно развивается и мышление. Малыш начинает задавать много
вопросов, в которых отражается жажда знаний, стремление к ним.
Родителям следует с уважением относиться к детским вопросам и давать на
них краткие, понятные ответы, поддерживая тем самым интерес малыша к
окружающему, стремление познать мир.
Очень полезно для развития речи и обогащение знаний детей
рассматривание картинок и иллюстраций. Желательно приобрести ребенку
тематические наборы картинок: животные и детенышы, средства
передвижения, фрукты, ягоды, игры и развлечения детей в разные сезоны
«веселые картинки».
Развивая речь детей в раннем возрасте, необходимо помнить и о том, что
основным и решающим является то, что ребенок приобретает возможность
посредством слова вступать в общение с окружающими. Главное условие-
искреннее желание взрослого общаться с детьми. Дети это всегда хорошо
чувствуют.
В общении с ребенком родители должны осознавать всю
ответственность: не допускать в общении с малышом вольности, которые
нередко встречаются в разговоре взрослых между собой. Следите за своей
речью: говорите спокойно, внятно, отчетливо, не проглатывая отдельных
звуков и окончаний, избегая длинных слов. Ведь ребенок копирует речь
взрослых, подражает им.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ ЭТОМ!



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить