Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Использование элементов здоровьесберегающих технологий (дыхательной гимнастики) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Использование элементов здоровьесберегающих технологий (дыхательной гимнастики) в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения

« Назад

17.05.2015 20:34

В современной медицине понятие «здоровье» принято определять, как базовую ценность
и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития
ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать
здоровье в будущем.
Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня
коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко,
Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о
важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей
с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.
В связи с этим в последние годы среди логопедов получили широкое
применение здоровьесберегающие технологии.
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения я использую
элементы здоровьесберегающих технологий, а именно дыхательную гимнастику,
направленную на развитие правильного дыхания.
Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы
слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой
на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По
мнению A. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов.
Поэтому так важна роль дыхания в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи,
голосоведения в логопедической практике.
Дошкольникам с речевыми нарушениями, прежде всего, необходимо развивать объем
легких, формировать груднобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме
позволяет перейти к развитию речевого дыхания, т.к. груднобрюшной тип дыхания является
базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое
дыхание.
Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения
заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки
организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной
системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища
будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и
раздражительностью.
Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему
ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на
носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать
через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание
стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача
научиться и научить детей правильно дышать.Использование физических упражнений, направленных на предупреждение простудных
заболеваний, улучшение функций верхних дыхательных путей, мы рекомендуем применять
во всех группах.
Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики
после пробуждения или на прогулке.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И
тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным и усиленным
выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих
согласных (ш, ж) и сочетании звуков (ах, ох, ух). Эти дыхательные упражнения
рекомендуется проводить в игровой форме («жужжит пчела», «гудит пароход», «стучат
колеса поезда» и пр.). Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет
увеличения числа повторений и усложнения упражнений.
Чтобы увеличить интерес детей к ним, к каждому упражнению подобрано небольшое
стихотворение.
Сейчас поучимся дышать
Чтобы так не уставать
Носом глубоко вдохнули
Вдох глубокий
Выдох: вдох: Ах, как в норке хорошо "а-а-а"
И уютно и тепло "у-у-у"
Маму будем обнимать "ы-ы-ы"
Будем весело играть "и-и-и"
Что ж? Урок совсем не плох.
Комплексы дыхательной гимнастики
КОМПЛЕКС N 1
Часики
Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад – «так» (выдох).
Петушок
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И.п. – о.с.
1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).
Насос
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).
СемафорСамый главный на дороге,
Не бывает с ним тревоги.
И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.
1 – поднимание рук в стороны (вдох);
2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-
с» (выдох).
Дыхание
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И.п. – о.с.
1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и
сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.
Дыхание
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
И.п. – о.с.
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей
делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть
указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий
продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и
подтягиванием диафрагмы максимально вверх
КОМПЛЕКС N 2
Гуси летят
Гуси высоко летят.
На детей они глядят.
И.п. – о.с.
1 – руки поднять в стороны (вдох);
2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох)
Ёжик
Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
И.п. – о.с.
1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)
Регулировщик
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
И.п. – ноги на ширине плеч.1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);
2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)
Маятник
Влево, вправо, влево, вправо,
А затем начнем сначала.
И.п. – руки на поясе (вдох).
1 – наклон вправо (выдох);
2 – и.п. (вдох);
3 – наклон влево (выдох);
4 - и.п. (вдох).
Выдох со звуком «т-у-у-х».
Радуга, обними меня
И.п. – о.с.
1 – полный вдох носом с разведением рук в стороны;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот
грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы
поднимая плечи: одна рука идет под мышку, другая – на плечо.
Вырасти большой
Вырасти хочу скорей,
Добро делать для людей.
И.п. – о.с.
1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).
Произносить звук «у-х-х».
КОМПЛЕКС N 3
Крылья
Крылья вместо рук у нас,
Так летим – мы высший класс.
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).
Поднимемся на носочки
Хорошо нам наверху!
Как же вы без нас внизу?
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них
(вдох);
2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и
произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).Покачивание
Покачаемся слегка,
Ведь под нами облака.
И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – наклон вправо – «кач» (вдох);
2 – наклон влево – «кач» (выдох).
Поворот
Надо посмотреть вокруг.
Рядом ли летит мой друг?
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – повернуться вправо (вдох);
2 – и.п. (выдох);
3 – повернуться влево (вдох);
4 - и.п. (выдох).
Хлопок
Солнце мы хлопком все встретим,
Так полет свой мы отметим.
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки вверх (вдох);
2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох);
3 – развести руки в стороны (вдох);
4 – и.п. (выдох).
Пчелы
Мы представим, что мы пчелы,
Мы ведь в небе – новоселы.
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох);
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).
Приземление
Приземляться нам пора!
Завтра в сад нам, детвора!
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в «замок», опустить вниз.
1 – руки поднять вверх (вдох);
2 – наклон вперед с одновременным опусканием.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить