Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Использование игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе

Использование игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе

« Назад

09.11.2014 20:00

Содержание
1. Введение
2. Основная часть
2.1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
2.2. Лексико-фразеологические игры
2.3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм
2.4. Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий
3. Заключение
4. Литература

 

1. Введение
Игра как дидактический метод активного обучения позволяет повысить интерес учащихся к учебному предмету, способствует повышению уровня мотивации в обучении русскому языку, формирует осознанную потребность в усвоении знаний и умений.
Использование игровых технологий позволяет снять напряжение в преодолении трудностей при изучении сложных тем школьного курса русского языка, вести преподавание предмета на уровне эмоционального осознания темы, что сегодня является важным фактором в понимании учебной темы. Участие в играх способствует обогащению словарного запаса учащихся, усвоению сложных грамматических форм, формированию умения различат правильную и неправильную речь (свою и чужую).
Игровые технологии позволяют оптимизировать учебный процесс, решать учебные задачи, создают позитивную, творческую атмосферу, воспитывают в учениках стремление к творчеству, развивают умения находить решение в нестандартных ситуациях, работать самостоятельно, в группе, в парах.
Игровая деятельность может применяться как элемент урока, занимать весь урок или несколько уроков, а может стать и формой внеклассной работы. Всё зависит от того, какие цели преследует учитель.

2. Основная часть
2.1. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм
Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием «Говорите по-русски правильно».
Также учитель может предложить учащимся тему (например, «Меню»), и в течение определённого времени они составляют текст, используя слова из орфоэпического словарика, включённого в учебник.
• «Пригласи на обед»
Задание: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (знакомого). В меню, конечно, должны оказаться слова: тефтели, щавель, творог, сливовый или грушевый компот.

2.2. Лексико-фразеологические игры
При изучении и повторении материала по теме «Лексика» учитель на уроках в 5 классе предлагает следующие лексико-фразеологические игры:

• « Собери фразеологизм»
Как, Макар, свисти, на языке, ветер, вертится, в карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых.
Ответы: Куда Макар телят не гонял.
Как в воду канул.
Ветер свистит в карманах.
На языке вертится.
В ежовых рукавицах.

• Акростих
Задача: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определённой буквы

К Кануть в лету
О Обетованная земля
С Сорвать маску
М Мозолить глаза
О От доски до доски
С Сбросить иго

• «Объясни значение
Учитель называет фразеологические обороты. Нужно объяснить их значение.
Кожа да кости (худой), дырявая память (забывчивый), на всех парусах (быстро), перемывать косточки (обсуждать), рукой подать (близко), сбить с толку (запутать), как рыба в воде (уверенно), лететь сломя голову (спешить), из рук валится (не ладится), много воды утекло (давно)

• Закончи фразеологизм
Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.
Дрожит … (как осиновый лист), катается … (как сыр в масле), выводить … (на чистую воду), держать …(в ежовых рукавицах), вариться … (в собственном соку), сидеть … (сложа руки), знать … (как свои пять пальцев)

2.3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм
Игры «Мягкая посадка», «Третий лишний», «Помоги Пете О шибкину», «По щучьему велению», « Лингвистический футбол» помогают учителю на уроках в 5 классе отрабатывать орфографические и пунктуационные нормы.
Например, игра «По щучьему велению» помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, чётко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -ться- в глаголах.
Загадки-шутки
В каком глаголе 100 отрицаний? ( сто-нет). В каком – 100 букв «й»? ( Сто – й). В каком – 100 букв «ю»? (Сто – ю).

2.4. Микроисследования как одна из форм реализации игровых технологий
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений. Нестандартный стандарт проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования.
Лингвистический диктант
Наука о языке (языкознание). Графическое обозначение звуков на письме (буква). Часть слова перед корнем (приставка). Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль (словосочетание).

3. Заключение

Учитель всегда может наполнить предложенную модель или форму игры другим содержанием, которое наиболее точно соответствует конкретному уроку, классу, ситуации.
«Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», - утверждал Ф. И. Буслаев.
Хочется надеяться, что идеи и методические решения, предложенные мною, помогут учителю сделать урок русского языка интересным, а в преподавание этого непростого предмета внести разнообразие.

4. Литература

1. Арсирий А.Т. «Занимательные материалы: книга для учителя». М.: Просвещение. 2010.
2. Богданова Г. А. «Уроки русского языка в 5 классе». М.: Просвещение. 2014.
3. Иванова В. А. «Тайны слова: занимательная грамматика. Волгоград. 2011.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить