Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Использование технологии «дидактический синквейн» в формировании лексико-грамматической стороны речи

Использование технологии «дидактический синквейн» в формировании лексико-грамматической стороны речи

« Назад

06.09.2015 23:27

Развитие лексико-грамматической стороны речи детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отстает от
возрастной нормы. В активной речи они используют в основном
общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.
Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в
неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно
выражающие смысл высказывания.
Практика моей логопедической работы показала, что использование
метода наглядного моделирования позволяет, в большей степени решить
проблемы детей, испытывающих трудности в развитии лексико-
грамматической стороны речи.
Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук,
слово, предложение, текст), учит работать с ними, вызывает интерес и помогает
решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию,
облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует
приёмы работы с памятью, а также учит детей видеть главное,
систематизировать полученные знания.
Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у
них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал
усваивается лучше вербального.
В связи с этим на помощь приходит одно из направлений метода
моделирования «дидактический синквейн». Эта технология не требует особых
условий для использования и органично вписывается в работу по развитию
лексико–грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк»,
пятистрочная строфа стихотворения.Актуальность и целесообразность использования дидактического
синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
- новая технология – открывает новые возможности, так как современная
логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых
эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя –
логопеда;
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических
категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему
воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую
завершенность;
-облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но
точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации
словарного запаса;
- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу
оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;
- носит характер комплексного воздействия, то есть не только развивает
речь, но способствует развитию высших психических функций (памяти,
внимания, мышления). Позволяет ребенку быть активным, творческим
участником образовательного процесса.
Целью моей работы является формирование лексико-грамматической
стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством
использования технологии «дидактический синквейн».
Задачи:
1. Расширять знания детей по лексическим темам;
2. Обогащать пассивный и активный словарный запас;
3. Учить детей составлять синквейны и рассказывать их;
4. Развивать ассоциативное мышление и образную память;
5. Совершенствовать графомоторные навыки.
Работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования
словаря, для того чтобы дети могли наиболее правильно, полно и точновыразить свою мысль, иметь достаточный лексический запас. Поэтому, знакомя
детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее
действие предмета», я тем самым готовлю платформу для последующей работы
над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я
накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети
овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить
вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета,
изображать их графически.
Преимущество технологии синквейна заключается в том, что я могу
включать его в коррекционно-развивающую работу с детьми не нарушая при
этом основной структуры занятия. Поэтому в своей коррекционной работе
основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна.
Схема составления синквейна следующая:
1 строка - одно слово, обычно существительное (Кто? Что), отражающее
главную идею;
2 строка - два прилагательных (Какой? Какая? Какое), характеризующих
первую строчку;
3 строка (Что делает?) – три слова, глаголы (Что делает?), описывающие
действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5 строка – одно слово или словосочетание – ассоциация, синоним, который
повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Примеры синквейна:
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
1. Весна
2. Теплая, красивая.
3. Радует, наступает, приходит.
4. Я люблю весну.
5. Время года.
Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее
усвоить эти понятия.Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых
занятиях.
Дидактический синквейн я использую:
• На занятиях для закрепления изученной лексической темы.( 1. Береза. 2.
Тонкая, белоствольная. 3. Растет, зеленеет, радует. 4. Береза — символ России.
5. Дерево.)
• Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к
обучению грамоте. (1. Звуки речи. 2. Гласные, согласные. 3. Слышим,
произносим, выделяем. 4. Звуки складываются в слова. 5. Речь.)
• На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна,
дети придумают рассказ (1. Заяц. 2. Белый, пушистый. 3. Прячется, боится,
убегает. 4. Я жалею зайца. 5. Дикое животное. В зимнем лесу живет
белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев
их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить
трудно.)
На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной
используются следующие упражнения:
• «Подбери определения» - например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое,
сочное, румяное, вкусное.
• «Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое …
(полотенце)
• «Кто что делает? » - повар … (варит, жарит, печет) ; лист … (падает,
кружится, летит, растет).
• «Что чем делают? » - рисуют … карандашом, мелком, углем,
фломастером, кисточкой)
• «Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья) ; и др.
На первом этапе, свои работы (синквейны) дети старшей группы
оформляли в форме графических рисунков.Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы
слов и их раздельное написание. В этой работе я использую различные
картинки и предметы.
А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн
записывая печатными буквами на листе бумаги.
Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны, поэтому они
работали вместе со взрослыми. Затем, освоив данную технологию, дети стали
сами без помощи взрослого сочинять синквейны в детском саду и дома.
Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После
проведения консультаций обучающих семинаров родителям вместе с детьми
предлагалось написать «сочинение» на лексическую тему недели, согласно
комплексно-тематического плана. Лексические темы, которые усваивают дети
компенсирующей группы, служат темами синквейнов. Один раз в неделю даю
работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать
предмет и составить синквейн.
Также в данном направлении я использую следующие варианты работы:
-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием
слов и фраз, входящих в состав последнего);
-составление синквейна по прослушанному рассказу;
-коррекция и совершенствование готового синквейна;
-анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части
(например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе
существующих строк необходимо ее определить).
Таким образом, использование дидактического синквейна в коррекции ОНР
позволило мне более целенаправленно развивать импрессивную речь детей,
обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования,
формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные
конструкции предложений, описывать предметы и составлять рассказы.
Дети научились добывать информацию, проводить исследование, делать
сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевоговысказывания, а также делать умозаключения. Использование синквейна
оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но
и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Данная технология позволила мне гармонично сочетать в работе
элементы трех основных образовательных систем: информационной,
деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в
условиях реализации ФГОС ДО.
Синквейн о синквейне
1.Синквейн.
2. Творческий, активизирующий.
3. Развивает, обогащает, уточняет.
4. Синквейн помогает учиться.
5. Технология.
Синквейн – это не способ проверки знаний воспитанников, у него другая
задача, причем более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе
занятия (даже изучения темы), проверить, что находится у детей на уровне
ассоциаций.
Литература
1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод.
пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд.
Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс,
2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. —
М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.
5. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал
«Логопед», №5 (2005).Электронные ресурсы:
1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок».
http://festival.1september.ru/articles/518752/
2. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных
технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
http://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293
3. Государственное бюджетное образовательное учреждение города
Москвы центр психолого-медико-социального сопровождения "Поддержка"
(http://poddergka.pc.mskobr.ru/poleznaya￾informatsiya/spetsialistam.html?task=show&id=363)



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить