Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ОВЗ

Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ОВЗ

« Назад

14.06.2015 20:19

Введение
В настоящее время в образовании произошли кардинальные изменения.
Одним из важных компонентов профессиональной компетенции
современного педагога является умение использовать средства изучения и
обучения ребёнка, основанные на информационных технологиях.
Цели применения ИКТ:
 владение информационными телекоммуникационными
технологиями;
 формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с
информацией.
Сейчас особенно остро встаёт вопрос о повышении эффективности
адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с
ограниченными возможностями здоровья. Из своего опыта работы в школе,
постоянно наблюдаю в развитии детей с отклонениями в здоровье ряд
особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений,
недоразвитие речемыслительной деятельности, специфические проявления
эмоционально – волевой сферы. Вследствие дефицита общения у детей не
формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к
окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать пообразцу; умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативные,
воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует.
В коррекционной школе я работаю с категорией детей, имеющих
нарушение интеллекта и сложный дефект и надо отметить, что школа дает
детям необходимые знания и умения, способствует преодолению, либо
компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее
психическое развитие, помогает стать полноценным членом семьи и общества.
Особую значимость и актуальность современное обучение видит в активном
применении ИКТ. Они способны решать многие педагогические задачи,
предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и
закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы
и методы обучения.
Актуальность темы обусловлена потребностями практики: с одной стороны
– необходимостью разработки методических рекомендаций по применению
информационно – коммуникативных технологий; с другой стороны –
необходимостью повышения эффективности трудового обучения в
коррекционной школе.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических
рекомендаций и приёмов работы по применению и использованию
презентаций на уроках трудового обучения, которые могут быть
рекомендованы для практического применения учителям трудового обучения
коррекционной школы.
I. Информационно-коммуникативные технологии на уроках
в коррекционной школе
Известно, что при изучении предмета основная нагрузка падает на самый
мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое приходится 80%
поступающей информации, хронически остаётся недогруженным. Зрение это
важнейший вид памяти, который несёт немаловажную ответственность за
запоминание и усвоение материала. Вот это и заставляет учителя искать новыеметоды работы, и помочь ему может использование на уроке информационно-
коммуникативных технологий.
Применение ИКТ существенно облегчает процесс преподавания
учебного материала. ИКТ благотворно влияют на интеллектуальное и речевое
развитие «особых детей», а так же способствуют развитию творческой
активности обучающихся, воспитывают любознательность и повышают
интерес к учебным занятиям.
Задачи информационно-коммуникативных технологий в
коррекционном обучении:
 развитие психических функций обучающегося: мышления, внимания,
памяти, воображения и т.д.;
 знакомство с информационными процессами в современном обществе;
 развитие творческих способностей;
 формирование основных навыков использования компьютера как
универсального инструмента для решения разнообразных задач;
 формирование коммуникативных способностей;
 индивидуализация обучения;
 использование компьютера как средства познания.
Компьютер позволяет обучить детей с ограниченными возможностями
здоровья многим навыкам, при этом, не подвергая ребёнка и так с хрупкой
психикой дополнительному стрессу.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:
при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
При этом для ребёнка компьютер выполняет различные функции: учителя,
объекта обучения, рабочего инструмента, игровой среды.
Основная идея использования компьютерной техники в коррекционной
школе состоит в том, что компьютер должен быть не объектом изучения, а
средством, с помощью которого ребёнок с ограниченными возможностями
здоровья сможет заполнить пробелы в знаниях по различным предметам.Основные направления учителя, использующего ИКТ в образовательном
процессе коррекционной школы:
1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных
носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки
с учётом индивидуальных способностей обучающихся.
2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение
учебного материала.
3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на
компьютере.
4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов
анализа ошибок. Разработка тестов.
5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса,
направленных на содействие решению личностных, образовательных,
коммуникативных проблем обучающихся.
6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом,
так и каждого обучающегося в отдельности.
Преимущества применения ИКТ:
 возрастает уровень использования наглядности на уроке;
 повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;
 устанавливается логика подачи учебного материала, что положительно
сказывается на повышении уровня знаний учащихся;
 расширяются возможности представления учебной информации;
 часть наглядных демонстрационных пособий и модулей можно хранить в
цифровом варианте (для экономии места, времени на подготовку учителя
к уроку и прочее) и при необходимости выводить на большой экран;
 изменяется отношение к компьютеру как дорогой и увлекательной
игрушке;
 обучающиеся начинают воспринимать его в качестве универсального
инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках в
коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения,
которым принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.
II. Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового
обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Использование ИКТ в коррекционной школе должно быть ориентировано на
ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой,
занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности
и формализации. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным
интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями
здоровья и развивают их способности. В работе на компьютере должны
соблюдаться санитарно – гигиенические нормы и правила.
В своей работе я использую прикладные программы:
Word – при отгадывании кроссвордов, тестировании;
Power Point - создание наглядных презентаций к урокам, мероприятиям,
мастер – классам, классным часам;
Рaint- составление эскиза для лоскутного шитья.
Основная цель применения информационно-коммуникативных технологий
состоит в повышении качества обучения.
Урок, включающий слайды, презентации, вызывает у детей эмоциональный
отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран
притягивает внимание учащихся.
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках
профессионально – трудового обучения в швейной мастерской способствует
повышению эффективности обучения, позволяющее:
 повысить уровень мотивации обучающихся;
 находить источники дополнительной информации по предмету;
 увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;
 проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность,
гибкость и оперативность; применить различные способы активизации мыслительной
деятельности обучающихся;
 развивать новую информационную культуру деятельности для
обучающихся коррекционных школ;
 проводить словарную работу;
 систематизировать новые знания для обучающихся;
 активизировать максимальное творческое участие детей в учебном
процессе;
 расширить зону индивидуальной активности ребенка.
Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе
обучения девочек швейному делу повышает общий уровень учебного процесса,
усиливает познавательную активность обучающихся.
Достаточно большая часть учебного материала по швейному делу
предполагает не столько рассказы по теме, сколько наглядные показы
некоторых познавательных моментов. Информация о прядильном, ткацком и
швейном производстве, о современном оборудовании, о новых направлениях
моды, разнообразии и ассортименте новых материалов и многое другое
доступно показать и рассказать только с использованием ИКТ. На уроках
профессионально – трудового обучения тема «Швейная машина» предполагает
использование видеоролика об истории создания швейной машины;
«Оборудование современного швейного производства» - о возможностях
современного оборудования на современном производстве. При изучении таких
тем, как «Пошив юбки» в 7 классе, «Пошив блузки», «Пошив платья» в 8 классе
и тем по пошиву разного ассортимента одежды в 9 классе предполагает
использование видеороликов или презентаций об истории развития одежды,
что способствует активизации обучающихся на учебный процесс, формирует
познавательные способности, развивает чувство прекрасного.
В 5 классе по теме: «Хлопчатобумажное волокно» доходчиво показываю
слайд с постепенно заполняющейся таблицей «Свойства волокон хлопка», в 6
классе по теме: «Льняное волокно» - слайд с постепенно заполняющейсятаблицей «Свойства волокон льна», по теме: «Сравнение льняных и
хлопчатобумажных тканей по свойствам» - слайд с постепенно заполняющейся
таблицей «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей».
В 8 классе по теме «Понятие силуэт в одежде», «Фасоны цельнокроеного
платья, описание фасонов» обучающиеся получают информацию о различных
силуэтах, о фасонах платья, о тенденциях современной моды. В 9 классе по
теме «Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную
величину» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию
о развитии представлений людей о моде, учатся использовать готовые
выкройки и чертежи изделий из журналов мод в индивидуальном порядке.
Здесь появляется возможность познакомить девочек с российскими
модельерами, таких как В. Зайцевым, В. Юдашкиным, с творческой
деятельностью зарубежных кутюрье: Шанель, Диор и т.д. Большой интерес у
детей вызывает тема «Вышивка» (8класс), где обучающиеся знакомятся с
историей развития рукоделия, с видами вышивки, с инструментами и
приспособлениями, с основными орнаментальными элементами,
применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью
виртуальной экскурсии.
При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит
через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам
«Оборудование», «Материаловедение», «Технология изготовления одежды».
Также вызывают интерес тематические кроссворды, разгадывая которые
происходит закрепление знаний.
С целью контроля знаний учитель может использовать различные открытые
тестовые задания. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю
быстро оценить знания по теме.
С 5 класса, учащиеся начинают подробно знакомиться с рядом профессий
швейной промышленности. Без использования ИКТ невозможно ознакомить
ребёнка с историей профессии, с её особенностями, с условиями работы нарабочем месте, с видами приёмов работ инструментами или на оборудовании
по данной специальности. С 9 класса происходит знакомство обучающихся с
условиями приёма выпускников в профессиональные училища или на работу,
где рассказываю и показываю как правильно оформить заявление, какие
документы подготовить и где их можно получить.
Сегодня более актуальными являются вопросы профориентации детей с
ограниченными возможностями здоровья. Презентации или видеоролики
предоставляют возможность обучающимся более подробно и доступно
ознакомиться с профессиями, которые предназначены для выпускников
специальных (коррекционных) школ.
Физкультминутки для обучающихся тоже помогает провести компьютер.
На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в
разных гимнастических позах, дети должны под весёлую музыку выполнить
движения. Использую компьютерные программы-тренажёры для глаз,
позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
При помощи ИКТ провожу классные часы, мастер – классы, виртуальные
экскурсии об истории моды. Использование средств информационно-
коммуникативных технологий позволяет сделать мероприятия более
наглядными, мобильными и интересными.
Из опыта своей работы могу отметить, что использование ИКТ на уроках
профессионально - трудового обучения, позволяет формировать и развивать у
обучающихся такие ключевые компетенции - это учебно-познавательные,
информационные, коммуникативные, общекультурные. Использование
созданных мною презентаций показало, что у школьников повысилась
мотивация учения, что просматривается в результатах диагностики,
проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность обучения,
повысился интерес к предмету. При этом у учителя появляется возможность
проявить творческий подход к созданию и проведению современного,
полноценного, интересного урока.III. Заключение
В преподавании профессионально – трудового обучения использование ИКТ
качественно изменяет восприятие учащимися информации. Считаю, что
использование информационно-коммуникативных технологий в специальной
(коррекционной) школе должно быть ориентировано на ведущую деятельность
ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не
превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме
этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным
потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их
способности.
Следовательно, учитывая психологические особенности детей с ОВЗ,
работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована.
Планируя урок в коррекционной школе, необходимо тщательно продумать
цель, место и способ использования информационно-коммуникативных
технологий.
Применение информационно-коммуникативных технологий существенно
облегчает процесс преподавания учебного материала. ИКТ благотворно влияет
на интеллектуальное и речевое развитие «особых детей», а так же способствует
развитию творческой активности обучающихся, воспитывает любознательность
и повышает интерес к учебным занятиям.
IV. Литература
Интернет источник
http://celinny.ucoz.ru/publ/poleznye_stati/korrekcionnaja_pedagogika/ispolzovan
ie_ikt_na_urokakh_trudovogo_obuchenija_v_korrekcionnoj_shkole/25-1-0-82
1. Программа Министерства образования РФ для специальных
(коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред.
В.В.Воронковой.
2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В.
Воронковой – М.: Просвещение, 1994.3. Картушина Г. Г., Мозговая Г. Г. Швейное дело: учеб. для 5 (6,7,8)кл.
спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2004.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить