Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Экспериментирование как метод обучения детей дошкольного возраста

Экспериментирование как метод обучения детей дошкольного возраста

« Назад

13.02.2015 18:48

Учебно-методическое пособие – макет « На сказочной поляне»
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе
дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод
познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод
экспериментирования. Главное достоинство метода экспериментирования
заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами
и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти
ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно
возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификация, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об
увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление
ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и
операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на
эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на
формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения
общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще
наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, и
экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим
возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в
первые три года – практически единственным способом познания мира. При
формировании основ естественно – научных и экологических понятий
экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются
осознанными и более прочными.
Дети дошкольного возраста с интересом экспериментируют. Пяти – шести
летние дошкольники уже умеют задавать поисковые вопросы и активностремятся искать на них ответы. В этот возрастной период дошкольники, как
правило, сами являются инициаторами опытов и экспериментов, стремятся
прогнозировать результат.
Повышается уровень самостоятельности детей, но всё же он еще не велик.
Значительно шире применяются разнообразные графические формы,
осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов: гербаризация,
консервирование, объёмное засушивание. Дети способны вместе с педагогом
анализировать результаты своих опытов, делать выводы, составлять
развёрнутый рассказ об исследовании.
Детям старшей группы доступны двух - трёхчленные цепочки причинно-
следственных связей. Они стремятся задавать поисковые вопросы: «почему?»,
«отчего?», «как?».В старшей группе детского сада возрастает длительность
исследований. Дети способны хорошо запоминать инструкции, понимать их
смысл, соблюдать правила безопасности.
В подготовительной к школе группе дети способны сами ставить
эксперименты и делать выводы об их результатах. Детям седьмого года жизни
доступны сложные умственные операции: выдвижение гипотез, проверка их
истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердилась в ходе
исследования. Дети способны делать выводы о скрытых, не воспринимаемых
непосредственно свойствах предметов и явлений, а также давать яркое,
красочное описание увиденного.
Детское экспериментирование – это неизолированный вид деятельности.
Оно тесно связано с игровой, трудовой, познавательно-исследовательской
деятельностью.
И в тоже время детское экспериментирование не является обязательной
деятельностью. Это – свободный творческий труд и им нельзя заниматься по
принуждению. Опыты организованные с детьми дошкольного возраста не
имеют строгого регламента, нельзя запрещать детям общаться во время
исследования, обмениваться полученной информацией, выражать эмоции.Детское экспериментирование дошкольной педагогики является способом
введения ребенка в целостный педагогический процесс. В дошкольном
обучении нет четкой границы между обыденной жизнью и
экспериментированием, между жизнью и обучением.
КОНСПЕКТ организованной деятельности по образовательной области
«Познание» в младшей группе на тему: «Кому нужна вода?» воспитателя
Салимгареевой Р.Р.
МАДОУ Детский сад №6 «Солнышко» г. Дюртюли РБ, 2014 год
Программные задачи:
Продолжить знакомить детей с окружающим миром.
Дать представление о том, что вода необходима для жизни животных,
растений, человека, а также водного транспорта. Знакомить с различными
природными явлениями (дождем), со свойствами воды (холодная, горячая и
теплая), манипулировать с водой. Учить детей отвечать на вопросы и
высказываться по поводу происходящего.
Закрепить правила умывания, знание предметов туалета и их
назначении. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда
быть красивыми, чистыми, аккуратными.
Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, закреплять
усвоенные ранее знания о правилах наклеивания, создавать картину используя
готовые формы.
Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность,
сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помогать им.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о воде, наблюдения во время умывания, как
водичка смывает грязь и краску с рук; заучивание потешек: «Водичка-
водичка..». «Знаем, знаем да- да- да!»; беседы с детьми на тему: «Ты любишь
купаться?», «Зачем мы умываемся?», рассматривание иллюстраций.
Оборудование и материалы:10 губок- тучек; 10 салфеток; 10 тарелочек для экспериментирования;
салфетки для вытирания рук по количеству детей; мнемотаблица «мытье
рук»; 4 мольберта; иллюстрации грустная и веселая тучки; раздаточный
материал по количеству детей; презентация «Кому нужна вода»; зонтик; стол
для экспериментирования с водой; клеенки для аппликации; тарелочки;
капельки; кисточки для клея; подставки для кисточек; салфеточки для
примакивания.
Музыкальное сопровождение:
Пение птиц, музыка дождя, игра «Солнышко и дождик», музыка журчания
ручейка.
Вводная часть
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами совершим путешествие
в лето. (музыка как поют птички)
Легкое облачко в небе плывет,
Нас впереди приключение ждет.
Прежде чем с вами отправиться в путь,
Друга приветствовать ты не забудь.
Здравствуйте…
Основная часть
- Кто то еще к нам пришел. Так это же Маша. Здравствуй Маша. А почему
Маша, ты такая расстроенная, такая грязная?
Маша - У меня случилась беда. Я шла на день рождение к своему другу
Мишке и вся испачкалась. Потому, что упала в лужу. Я пришла к вам за
помощью. Поможете мне ребятки.
-Поможем ребятки Маше. Ребята, а вот интересно, откуда же у нас появилась
лужа. Как вы думаете? (Когда снег тает, когда дождь идет).
- Правильно когда тает снег, когда идет дождик появляются очень много луж.
Особенно много луж осенью, весной и летом после дождя.
Маша - А где у нас прячется дождик?
Экспериментирование с водой- Давайте мы с вами сейчас пойдем к столикам и покажем Маше как капает
дождик. И Маша с нами посмотрит, садись Машенька поудобнее .
- Возьмите в ручки губки. Губки это наши тучки. Поднимите тучки какие они?
(легкие). Сначала наши тучки легкие в них нет воды, ни капельки. А в
тарелочках наших – моря, океаны, речки из которых тучка набирает капельки.
Давайте мы в тарелочки опустим наши тучки. Набираем воды, тучка наша
наполняется. Поднимите свои тучки над тарелочками и скажите какой теперь
она стала? Правильно была легкой а теперь она стала тяжелой.
(Музыка «как капает дождик»)
- И вот из тучки начинает капать дождик. Смотрите какие капельки, смотри
Маша.
- Как капает дождик? (Кап-кап-кап).
- Смотрите сколько у нас лужиц появилось. Видишь Маша как появляются
лужи, и большие реки, из рек вода попадает в наши краны.
Маша - Как интересно. Спасибо ребятки, что показали мне как появляются
лужицы.
-Теперь давайте тучки мы уберем, ручки вытираем. Мы показали Маше как
капает дождик.
- Маша такая грустная, давайте мы с Машей поиграем.
Физминутка.
Капля раз, капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои откроем,
От дождя себя укроем.
- Молодцы ребятки, но Маша все равно почему то грустная.
Маша – Мне нужно помыть ручки.- Ой Машенька а мы совсем забыли, что тебе нужно помыть ручки. Давайте
сначала подумаем, как же мы это будем мыть ручки. Садитесь на стульчики.
(дети садятся).
Работа по мнемотаблице.
- Что мы будем делать сначала? ( Закатываем рукава, открываем кран, моем
руки с мылом, закрываем кран, опускаем рукава). Вот ребятки мы вспомнили
с вами как нужно правильно мыть ручки.
- Мы с вами знаем как нужно правильно умываться, но этого недостаточно,
нужно знать еще кое что. Подойдите и посмотрите у нас здесь есть два тазика.
Попробуйте пожалуйста водичку в первом тазике? Какая она (холодная)
- Теперь попробуйте водичку в другом тазике. А здесь какая водичка?
(теплая).
- Вытрите ручки, и скажите мне пожалуйста, какой водой мы будем мыть
ручки и лицо? (теплой)
Маша - Почему мы не будем умываться холодной водой? (если умываться
холодной, то можно заболеть).
- Правильно ребятки, если умываться холодной водой можно заболеть. А вы
знаете, что холодная вода тоже полезная - для закаливания. А еще какая вода
бывает? (горячая).
Маша- Можно ли умываться горячей водой? (нет, можно обжечься)
-Машенька сходи пожалуйста в ванную комнату умыться. А пока Машенька
умывается давайте ребятки посмотрим для кого еще нужна вода. Садитесь
ребята на стульчики.
Работа с проектором. (дети садятся)
- Вода очень важна в жизни не только человека, но и других существ. Давайте
ребята посмотрим для кого еще важна вода.
Работа с раздаточным материалом.
- Ребятки, я вам раздам картинки а вы посмотрите и подумайте. Посмотрели.
Прикрепите те картинки, где изображены существа или предметы которым
необходима вода. (Дети прикрепляют).Маша– Ребята, а почему вы все картинки прикрепили? (Потому, что всем
нужна вода).
- Правильно ребята, вода нужна всем: и растениям, и птицам, и насекомым, и
животным. Даже кораблик без воды не сможет плыть.
Маша– Ой, ребятки, какая я стала чистая, как мне хорошо. Теперь я с вами
хочу поиграть.
- Давайте поиграем с Машей.
Когда светит солнышко:
Можно погулять,
Топать, веселиться,
прыгать и играть.
Если тучка хмурится,
И грозит дождем –
Спрячемся под зонтиком,
Дождик переждем.
Игра «Солнышко и дождик» (Музыка)
Аппликация
Маша-Мне так понравилось с вами, так было с вами интересно, что даже не
хочется от вас уходить .
- А давайте мы Маше и ее другу Мишке подарим картинку от всех нас
которую мы сделаем своими руками.
- Посмотрите у меня есть изображение двух тучек. Это какая тучка (грустная
и веселая). У вас на столах есть капельки прикрепите пожалуйста свои
капельки той тучке которая вам нравится. (Музыка)
Дети дарят картинку, Маша прощается и уходит
Заключение.
- А сейчас хочу вам сказать, о том, что вода очень важна в нашей жизни
ребята.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без воды.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить