Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях ДОУ

Совместная деятельность учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях ДОУ

« Назад

13.10.2015 01:36

Тема взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога совсем не нова.
Но на наш взгляд она не потеряла своей актуальности, а зазвучала по новому в
связи с ФГОСТ и новым законом об Образовании.
В последнее время отмечается увеличение числа детей, имеющих тяжелую
речевую патологию – общее недоразвитие речи. Очевидно, что такие дети
нуждаются в особых психологических и коррекционно-педагогических
условиях развития и обучения. В нашем ДОУ компенсирующей
направленности для детей с ТНР функционируют четыре возрастные группы.
Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была
более эффективной, к этому процессу активно подключается педагог-
психолог, так как помимо речевых нарушений у таких детей наблюдается
снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов:
меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость
внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов,
снижение уровня обобщения и осмысления действительности. Со стороны
эмоционально-волевой сферы так же наблюдается ряд особенностей:
повышенная возбудимость, раздражительность, общая заторможенность,
замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
Совместная деятельность специалистов особенно важна в ОКДОУ
компенсирующей направленности для детей с нарушениями в развитии речи,так как психолог и логопед не только могут совместно осуществлять
психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории, но и
грамотно скоординировать работу всех педагогов и воспитателей ДОУ с учетом
особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей
воспитанников ОКДОУ.
В логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения
коррекционную работу мы определили строгой, продуманной системой, суть
которой заключается в тесном взаимодействии всех педагогов детского сада,
всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности
детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими
целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего
календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной
диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды,
стимулирующей развитие ребенка в соответствии с новыми федеральными
государственными стандартами.
Целью совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога является
обеспечение диагностико – коррекционного, психолого-педагогического
сопровождения воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в соответствии
со специальными образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными особенностями воспитания.
Общие задачи:
1. Создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и
логопеда как условие речевого и личностного развития ребенка.
2. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-
развивающей деятельности специалистов.
3.Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в
условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышениеуровня профессиональной компетентности специалистов и овладение
интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых
нарушений.
Задачи учителя – логопеда
 Углубленная диагностика речевого развития ребенка,
 Систематическая коррекционно-речевая работа с детьми в соответствии с
их индивидуальными программами.
 Прослеживание динамики развития детей и результата коррекционно-
развивающей работы.
 Оценка речевой готовности к обучению в школе.
 Формирование у педагогического коллектива и родителей
информационной готовности к логопедической работе, оказание им
помощи в организации полноценной речевой среды.
 Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества
проведения ими речевой работы с детьми.
Задачи работы педагога-психолога
 Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями в
развитии речи.
 Проведение углубленной диагностики с целью получения информации о
качественном своеобразии психического развития ребенка.(выявление
уровня и особенностей развития познавательной деятельности, изучение
эмоционально-волевого и личностного развития)
 Определение психолого-педагогического сопровождения и определение
категории образовательного пространства, адекватного особенностям
ребенка.
 Отслеживание динамических изменений в психологическом развитии
ребенка. Коррекционо-разивающая работа с детьми, имеющими проблемы в
развитии познавательных процессов и эмоционально-личностном
развитии.
 Повышение психологической культуры педагогов и родителей
Взаимодействие между педагогом-психологом и учителем логопедом
реализуется по следующим направлениям:
Основные этапы взаимодействия психолога и логопеда с детьми:
1. Диагностическая работа.
2. Коррекционно–развивающая работа.
3. Аналитическая работа
4. Консультативно-просветительская.
1.Совместная диагностическая работа заключается в углубленном
комплексном обследовании детей с ОВЗ с целью обеспечения им психолого-
педагогического сопровождения в образовательном процессе. Совместное
диагностическое обследование ребенка учителем логопедом и педагогом-
психологом помогает выявить актуальный уровень речевого и психического
развития ребенка и на основе этого выбрать педагогическую стратегию по
отношению к каждому воспитаннику, речевому нарушению, правильно
скоординировать совместные действия специалистов по преодолению
нарушений, имеющихся у ребенка.
Анализ полученных результатов позволяет объединить их в индивидуальную
карту развития ребенка и составить индивидуально-ориентированную
программу для каждого воспитанника.Особое внимание уделяется детям – инвалидам, находящимся под
сопровождением ПМПк ДОУ. Для них создаются специальные условия, всеми
специалистами детского сада разрабатываются индивидульно-
ориентированные программы коррекции и развития .
2. Коррекционно–развивающая работа. Коррекционно-развивающая работа
с детьми строится на основе теории интеграции образования, личностно-
ориентированного подхода, на принципах научности, системности, учета
структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.
На данном этапе следует.
• разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий
план работы, построенный на основе комплексной диагностики;
• составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей
взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.
В системе перспективного и календарного планирования коррекционной
работы является тематический подход (основой являются лексические темы
учителя-логопеда), которого придерживаются все специалисты ОКДОУ.
Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала,
что очень важно как для восприятия речи, так и для ее актуализации.
Концентрированное изучение темы служит также средством установления
более тесных связей между педагогом-психологом и учителем-логопедом, так
как специалисты работают в рамках одной лексической темы. Решая общие
задачи, ни тот, ни другой не подменяют друг друга, каждому из них
предоставляется свобода выбора и разработки приемов и методов проведения
занятий.
Например, если запланирована тема «Овощи и фрукты», то учитель-логопед на
этом материале отрабатывает правильное звукопроизношение, обогащает
словарь, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием
связной речи.Педагог-психолог ведет коррекцию основных психических процессов,
используя игры и задания в соответствии с данной темой.
Один раз в месяц педагог-психолог и учитель-логопед проводят совместную
интегрированную деятельность по определенной лексической теме
3. Аналитическая работа. Аналитическая деятельность позволяет нам
отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном
сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные
положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить
динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики
развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные
критерии эффективности коррекционно-развивающей работы (отследить
эффективность коррекционно-развивающей работы)
4.Консультативно-просветительская работа обеспечивает непрерывность
сопровождения детей, их семей и педагогов по вопросам создания
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,
воспитания коррекции и развития. Как показала практика, эффективной формой
работы с родителями является совместное консультирование учителем-
логопедом и педагогом-психологом, которые предоставляют посмотреть на
проблему ребенка с разных сторон.
Также используются такие формы работы :
-интегрированные занятия для детей;
-интегрированные праздники и развлечения;
-совместное проведение «Родительских гостиных», «Мастер-классов»;
-выпуск газеты для родителей «В гостях у специалистов»;
-оформление фотовыставки «А у нас на занятии».Представленный комплексный подход взаимодействия учителя-логопеда и
педагога-психолога позволяет:
1. Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические
особенности детей, а также их компенсаторные возможности;
2. Четко сформулировать объективное заключение;
3. Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы
на долгосрочную перспективу;
4. Способствовать росту компетентности воспитателей и родителей в области
коррекционной педагогики.
Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях
ОКДОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения
развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде,
успешно развиваться и обучаться.
Литература
1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б.Баряева,Т.В.
Волосовец, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. проф.
Л.В.Лопатиной.-СПб., 2014.
2. Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка.-М.,1995.
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития.- М.,1999.
4. Психолого-медико педагогический консилиум. Технология организации
диагностической и корекционно-развивающей деятельности.
Методическое пособие. Под.ред. Т.Г.Зубаревой.- Курск, 2009.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить