Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Разработка урока русского языка по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по материалам ЕГЭ"

Разработка урока русского языка по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по материалам ЕГЭ"

« Назад

29.06.2015 02:31

Цели:
1. Научиться определять проблему текста.
2. Формировать навыки написания сочинений-рассуждений на основе
заданного текста.
3. Развивать творческие способности старшеклассников.
Ходурока:
I. Орг. момент.
II.Словоучителя.
- Что такое счастье? Что для вас является счастьем?
- Кто считает себя счастливым? Может вы поделитесь рецептом?
Рецепты счастья.
1.Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две
горсти щедрости, присыпьте добротой, плесните немного юмора и как можно
больше веры. Всё это хорошенько перемешайте. Намажьте кусок отпущенной
Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.
2. Взять щепотку надежды, две капли веры в чудо, пакетик трудолюбия и
упорства. Выпекать в духовке, наполненной душевным теплом. Украсить пирог
фруктом «Желание».
Приятного аппетита!
Посмотрим, что о счастье в своей публицистической статье говорит
писатель Анатолий Алексин. (см. тексты)
Самое главное в работе над сочинением-рассуждением - определение
проблемы. Это первое, что вы должны сделать, в первый раз читая текст.
Проблема текста – это предмет рассуждения автора. Но проблему необходимо
не только выявить, но и правильно сформулировать. Ёе вы должны будетепрокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме,
высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.
- Какие типы проблем вы знаете?
Одиннадцатиклассники перечисляют типы проблем: философские,
социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические.
III Чтение учителем текста А.Алексина
(1) Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей. (2) В романах,
повестях, рассказах автор непременно – порою даже непроизвольно – делится
своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.
(2) Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его
неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4) Один
из читателей в своём письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он
услышал от меня строки стихотворения, автора которого я и сейчас с
уверенностью назвать не могу:
(5)А люди ищут счастья,
Как будто
Счастье,
Счастье есть.
(6) Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему
смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»?
(7) Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8)
Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9) Как
говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так:
«У вас всё хорошо?» (10) Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё
хорошо?!
(11) А если бы вдруг и было… (12) Ощущать этакое безграничное, бездумное
и беспечное счастье – это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13) Ведь
если даже у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время
испытывает душевные и физические муки… (14) Классики русской литературыпроникли в глубины общечеловеческих конфликтов и психологических
катаклизмов. (15) Они постигли непостижимые сложности бытия. (16) Что же
они думают о столь желанном для каждого счастье? (17) Пушкин, как
известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18) Под волей
он разумел свободу. (19) Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва
ли не самым сокровенным его стремлением. (20) Искал-то Лермонтов «покоя»,
а в реальности уподобился тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях
есть покой!» (21) «Покой нам только снится…» - через много лет печально
констатировал Александр Блок. (22) Быть может, во второй половине
двадцатого века покой людям уже не снится. (23) Но всё же мы жаждем
душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и
благотворительный непокой в любой другой деятельности, необходимой
людям. (24) Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25)
Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26) А вот Ираклий Андроников
показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в
его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь
свою посчитал счастливой. (27) Вот вам и «абсолютно»!
(28) На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:
(29) Ты жизнь мне дал,
Но счастья не дал.
(30) Ты сам на свете был гоним,
Ты в жизни только зло изведал…
(31) Тяжко приходилось бессмертным. (32) «В жизни только зло
изведал…»…(33) Это относилось и к самому поэту. (34) Но сколько мудрости и
света подарил он людям?!
(По А.Алексину)
III. Определение проблемы данного текста.
- Обратите внимание, что на определение проблемы указывают ключевые
слова. Назовите их.- Счастье, понятие «счастье», абсолютно счастлив, бездумное, безграничное,
беспечное счастье. А в стихотворении М.Ю. Лермонтова используется
контекстуальный антоним «зло».
-Выявите основную мысль текста. На какой вопрос пытается ответить в тексте
Анатолий Алексин?
-Что являет собой в реальности понятие «счастье»?
-Это и есть проблема, поставленная автором перед читателем.
-А какова позиция писателя, т.е. как он сам отвечает на этот вопрос?
-(8) Абсолютно счастливым не бывал никогда (12). Ощущать этакое
безграничное, бездумное и беспечное счастье – это, на мой взгляд,
безнравственно и грешно.
-Вот мы и определили проблему и позицию автора.
-А к какому типу проблем можно отнести данную проблему?( на доске
проблемы).
-Эта проблема текста является философской, потому что относится к общим
вопросам развития общества любого человека.
В тексте может быть несколько проблем, но вам достаточно
сформулировать лишь одну, поскольку по всем критериям вы будете
работать только с этой проблемой!
-Как излагаем свою точку зрения? (Не только аргументировано, но и
обязательно этически корректно).
-Какие аргументы приведете в доказательство своей позиции?
Опрос д/з (по группам)
1. Литературный материал.
Иначе может получиться в старости так, как вышло с главным героем
рассказа Василия Шукшина «Билетик на второй сеанс» Тимофеем
Худяковым.
А случилось так, что в благополучной жизни Тимофея чего-то недоставало.
Вроде, в доме было всё, детей выучил в институтах… Но не было покоя на
душе у Тимофея, тоска его одолела. И стал он пить. Однажды, придя домой,померещился с пьяных глаз Николай Угодник, и рассказал ему о своей
неудавшейся жизни. Поведал о грехах, пью, дескать, батюшка, ворую, гулял в
молодости. И попросил о том, чтобы родиться ему ещё разок. Тогда по-
другому бы жизнь свою прожил.
 Нет такой суммы денег, которая бы сделала человека
счастливым навсегда. Счастье нельзя накопить, отложить
про запас, надо осознать, в чём оно заключается для тебя, и
найти к нему дорогу.
 Это хорошо понимали любимые герои романа Л.Толстого
«Война и мир». Трудный путь к счастью проходит Наташа
Ростова. Были и разочарования, и ошибки. Но она сумела
сохранить в себе главное – способность любить и быть
любимой. В семье, детях, любви к Пьеру находит счастье
Наташа
1. Жизненные впечатления.
2. Пословицы, поговорки, народные песни, высказывания великих людей.
Афоризмы о счастье.
Счастье скоро не даётся, его, как гриб в лесу, надо поискать, да над ним спину
поломать, а найдёшь – гляди – не поганка ли. М.Горький.
Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. А.Толстой
Быть светлым лучом для других, самому излучать свет – вот высшее счастье
для человека, какого он может только достигнуть. Ф.Дзержинский
Что такое счастье? Это возможность напрячь свой ум и сердце до последней
степени, когда они готовы разорваться. В.О.Ключевский
Поверь мне – счастье там,
Где любят нас, где верят нам!
М.Ю.Лермонтов
Счастье само находит дорогу к сильному духом. /Индийская мудрость/
Счастье легче найти, чем удержать. / Немецкая пословица /Человек - сам кузнец своего счастья. / Немецкая пословица/
Не устраивай своего счастья на несчастье других.
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Быть занятым – значит быть счастливым.
Добывай счастье своей рукой.
(пословицы)
В сказке Ф.Кривина «Сотворение человека» рассказывается о том, как человек
попросил у Бога счастье. Призадумался Бог, стал вспоминать, что же это такое.
Много он повидал на своём веку, а счастья так и не видел. «Поди знай, как его
лепить»,- подумал Господь. А потом протянул человеку кусок глины и сказал:
«В этом и состоит твоё счастье – в куске глины, из которого ты можешь
вылепить всё, что хочешь». Удивительно глубокий смысл заключён в этой
сказке: всё в руках человека, и каждый представляет счастье по-своему…
Важно! Аргументировать не истинность тезиса, а его ценностное значение.
Помните, что ПОСТУЛАТ- это утверждение, принимаемое без доказательств,
это аксиома, она не нуждается в доказательстве, поэтому не надо доказывать
нравственные аксиомы( берегите лес, уважайте старших, любите родину).Надо
подтвердить актуальность, важность, жизненность нравственных постулатов).
IV Повторим композицию сочинения ( запись на доске).
1.Небольшое вступление от трёх до пяти предложений.
2. Проблема.
3. Комментарий к проблеме.
4. Позиция автора.
5. Собственное мнение.
6. Аргумент 1.
7. Аргумент 2. (литературный).
8. Вывод.Работа с черновиком по вариантам.
1 ряд пишет часть работы, в которой будет отражена тема, проблема текста.
2 ряд - авторская позиция.
3 ряд – собственное отношение к поднятой проблеме (самая сложная часть
работы, поэтому ее прошу написать сильных учащихся).
Вопросы 1 ряду:
- С чего начнете сочинение? (Тема, проблема. Лирические размышления,
связанные с темой текста и его проблематикой).
- Какие слова, сочетания слов помогут вам при ответе на данное задание?
Фразы-клише:
 Тема относится к числу вечных…
 В своей статье автор поднимает (формулирует, решает проблему(сложную,
серьезную. злободневную)…
 Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в
настоящее время, так как…
Вариант №1
Счастье… Каждый человек о нём мечтает, желает его для себя и своих
близких. И повезло в жизни тому, кто может назвать себя счастливцем. Но
чаще всего всё складывается не так, как хотелось бы. Приходится испить до
дна всю горечь бытия, познать на своей шкуре всю правду жизни. И только на
закате осознать, счастливо ли прожита жизнь.
О счастье рассуждает Анатолий Алексин в своей статье
публицистического стиля речи.
Вариант № 2
Вопросы 2 ряду:Фразы - клише:
 Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую,
важную, смелую, мудрую)…
 По мнению автора,…
 Публицист убежден в том, что…
А. Алексин задаёт читателю риторический вопрос: что являет собой в
реальности понятие «счастье»? И признаётся, что абсолютно счастливым не
бывал никогда. Он занимает такую позицию: ощущать безграничное и
бездумное счастье – безнравственно, грешно. Автор анализирует понимание
счастья классиками и отмечает, что бессмертные мечтатели о покое. И тут
же писатель примеряет понятие счастья к нам, жителям нового века.
А.Алексин считает, что душевный покой возможен только при творческом
непокое.
Вопросы 3 ряду:
Фразы - клише:
 Я с интересом прочитал(а) статью. Не могу не согласиться…
 Я полностью разделяю точку зрения автора…
 Меня особенно взволновало, тронуло…
 Нельзя остаться равнодушным при …
Я хочу согласиться с мнением писателя. Действительно, невозможно
чувствовать себя абсолютно счастливым, если рядом поселилось зло или кому-
то плохо. А благополучным ощущаешь себя тогда, когда дело, которому
служишь, нравится, когда отдаёшься этому делу полностью, без остатка.
VI. Чтение и редактирование черновиков.
VII Подведение итогов.
- Что получилось? Что осталось непонятным?
VIII. Оценки за урок.IX. Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение по тексту части
Написание фрагмента сочинения.
Счастье… Каждый человек о нём мечтает, желает его для себя и своих
близких. И повезло в жизни тому, кто может назвать себя счастливцем. Но
чаще всего всё складывается не так, как хотелось бы. Приходится испить до дна
всю горечь бытия, познать на своей шкуре всю правду жизни. И только на
закате осознать, счастливо ли прожита жизнь.
О счастье рассуждает Анатолий Алексин в своей статье
публицистического стиля речи.
Автор заявляет тему почти с самого начала статьи:
А люди ищут счастья,
Как будто
Счастье
Счастье есть…
А. Алексин задаёт читателю риторический вопрос: что являет собой в
реальности понятие «счастье»? И признаётся, что абсолютно счастливым не
бывал никогда. Он занимает такую позицию: ощущать безграничное и
бездумное счастье – безнравственно, грешно. Автор анализирует понимание
счастья классиками и отмечает, что бессмертные мечтатели о покое. И тут же
писатель примеряет понятие счастья к нам, жителям нового века. А.Алексин
считает, что душевный покой возможен только при творческом непокое.
Я хочу согласиться с мнением писателя. Действительно, невозможно
чувствовать себя абсолютно счастливым, если рядом поселилось зло или кому-
то плохо. А благополучным ощущаешь себя тогда, когда дело, которому
служишь, нравится, когда отдаёшься этому делу полностью, без остатка. Иначе
может получиться в старости так, как вышло с главным героем рассказа
Василия Шукшина «Билетик на второй сеанс» Тимофеем Худяковым.
А случилось так, что в благополучной жизни Тимофея чего-то недоставало.
Вроде, в доме было всё, детей выучил в институтах… Но не было покоя надуше у Тимофея, тоска его одолела. И стал он пить. Однажды, придя домой,
померещился с пьяных глаз Николай Угодник, и рассказал ему о своей
неудавшейся жизни. Поведал о грехах, пью, дескать, батюшка, ворую, гулял в
молодости. И попросил о том, чтобы родиться ему ещё разок. Тогда по-другому
бы жизнь свою прожил.
Как часто происходит так, что, прожив, мы желаем получить билетик на
второй сеанс. Я боюсь, что придётся жалеть о нём в глубокой старости и мне.
Как же надо прожить эту единственно дарованную нам жизнь, чтобы не
захотелось второго билетика? Наверное, жить не для себя, а для своих ближних
и даже для дальних. Жить так, чтобы не брать для себя, а отдавать, ничего не
прося взамен. Жить, не стяжая имущество, а дарить добрые дела, добрые слова,
достойные поступки. И тогда умирать будет не страшно, а жизнь покажется
удавшейся и счастливой.
VI. Подведение итогов урока.
- Что получилось? Что осталось непонятным?



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить