Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ Коррекция проблем обучения методами кинезиологии у детей младшего школьного возраста

Коррекция проблем обучения методами кинезиологии у детей младшего школьного возраста

« Назад

18.08.2015 01:02

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН
(М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена
связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в
прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения
пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики
подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку
существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной
деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание
необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой
двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение
письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Название “кинезиология” происходит от греческого слова “кинезис”
(kinesis), что означает “движение”. Греческое же происхождение имеет и слово
“логос” (logos), которое обычно переводят как “наука”. Таким образом,
кинезиология — научная и практическая дисциплина, изучающая
мышечное движение во всех его проявлениях.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий
активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как
межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются
информацией, происходит синхронизация работы полушарий.Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин
дислексии и дисграфии является так называемая «координационная
неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения
специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшением
интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значимый
прогресс в плане способностей к обучению, а также управлению своими
эмоциями.
Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций
обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции
(аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в
его способности к интегративному видению).
Для детей со специфическими нарушениями письма и чтения характерна
выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и
интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в
связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания
головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия.
Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, мелкую и
крупную моторику, формируют пространственные представления, снижают
утомляемость, повышают способность к произвольному контролю. Занятия
направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют
дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
Использование кинезиологических упражнений в логопедической работе с
детьми позволяет:
- разблокировать каналы восприятия, что способствует улучшению зрения,
письма, речи, понимания и усвоения информации;
- улучшить совместную работу левого – логического и правого – образного
полушарий головного мозга;
- развить общую и мелкую моторику.А в конечном итоге, все это способствует преодолению дисграфии.
В своей логопедической практике я использую две группы
кинезиологических упражнений: первая, в большей степени, направлена на
развитие мелкой моторики, улучшение почерка, вторая – на преодоление
непосредственно грамматических ошибок.
Упражнения первой группы готовят руку к письму, а также снимают
напряжение рук после письма на занятии, уроке или во время приготовления
домашних заданий.
Кинезиологические упражнения второй группы используются в работе
логопеда обучающимися, имеющими специфические графические ошибки,
вызванные смешением букв либо по оптическому (с-е, л-и, в-д), либо по
кинетическому сходству (б-д, а-о, л-м, т-п, У-Ч).
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо
учитывать определённые условия:
1. Занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
3. От детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
4. Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
Необходимо помнить о комплексном подходе и во время каждого занятия
применять упражнения из следующих групп:
- упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений,
графических навыков и пространственной ориентации;
- упражнения на развитие различных видов восприятия внимания и памяти;
- дыхательно–координационные упражнения;
- упражнения для профилактики нарушения зрения;
- упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций
Все упражнения логопед должен выполнять вместе с детьми, постепенно
от занятия к занятию, увеличивая время и сложность.Виды кинезиологических упражнений 1-ой группы:
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний
и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в
обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение
выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают три положения руки на
плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на
плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола. Ребенок
выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10
повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой,
потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при
затруднениях в выполнении логопед предлагает ребенку помогать себе
командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
кулак ребро ладонь
«Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец оставьте в сторону,
кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в
горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого
одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен
позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок,
выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палецдолжен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу
нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих
рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах. Усложнение —
упражнения выполняются с легко прикушенным языком.
«Лягушка». Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая
лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение
рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Также хорошо зарекомендовали себя различные кинезиологические
упражнения на вращения, постукивания, хлопки.
Виды кинезиологических упражнений 2-ой группы:
«Каракули». На доске или на бумаге одновременно двумя руками рисуйте
каракули, буквы, геометрические фигуры.
«Алфавитная восьмерка». Нарисуйте восьмерку в параллели (∞) и по ее
орбите прописывайте буквы алфавита. Каждую букву необходимо поставить на
свое место. Начинайте писать буквы на левой стороне восьмерки до ее
середины, затем продолжите писать на правой половине только по верхней
окружности. Те буквы, которые не поместились, - пишите в нижней доле
восьмерки.
«Алфавит-счет». а) Определите, какие буквы-цифры чаще всего пропускаются
при написании или заменяются другими буквами. Попросите мысленно
прописать эти буквы-цифры. Указательным пальцем одной руки рисуйте букву-
цифру на ладони другой руки 3-5 раз. Повторите, поменяв руки. б) Соедините
пальцы обеих рук ладонями наружу, образовав треугольное отверстие над
соединенными большими пальцами. Смотрите в отверстие и пишите руками с
«окошечком» проблемные буквы. Не забывайте напоминать ребенку, чтобы при
написании букв он смотрел в «окошечко».в) Нарисуйте руками большую
проблемную букву от потолка до пола скрещенными ладонями. г) Затемпроведите все действия упражнения в обратном порядке: нарисуйте букву в
воздухе, образовав треугольное отверстие, затем – на ладони, затем – в уме.
Хотелось бы обратить внимание ещё на несколько важных моментов при
проведении подобных упражнений:
- кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный,
т.е. накапливающийся эффект;
- самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст
до 10 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована;
- подвлиянием кинезиологических тренировок в организме происходят
роложительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и
значительные изменения.
Т.о., применение кинезиологических упражнений наряду с другими
развивающими технологиями позволяет оптимизировать работу логопеда по
преодолению такого стойкого нарушения письменной речи как дисграфия.
Литература:
1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Д.:
Феникс, 20011.
2. Безруких М.М. Методические рекомендации. М.: Триада-фарм, 2002.
3. Кудрина Г.Я. Оздоровительные кинезиологические упражнения.
Иркутстк, 2012.
4. Поваляева М.А Справочник логопеда. Р-на-Д.,2003.
5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое
сопровождение обучения. М.:ТЦ Сфера,2003.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить