Свидетельство о СМИ 
"Всероссийский творческий конкурс РусКонкурс"
Эл № ФС77 - 61673 

Главная \ Методический кабинет \ «Он первый начал… Барьеры непонимания и их преодоление»

«Он первый начал… Барьеры непонимания и их преодоление»

« Назад

10.11.2015 06:48

На сегодняшний день особую тревогу вызывает
агрессия детей младшего подросткового возраста. Ученые
отмечают, что агрессивность значительно помолодела. Если
раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности
преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная
проблема стала актуальной и для начальной школы, а
зачатки агрессивности в поведении детей все чаще
наблюдаются уже в дошкольном возрасте.
Повышенное агрессивное поведение детей является
одной из наиболее острых проблем педагогов, психологов и
родителей. Число детей с таким поведением, к сожалению,
не уменьшается, поэтому профилактическая работа с
агрессивными детьми должна быть направлена на
устранение причин агрессивного поведения, а не
ограничиваться лишь снятием внешних проявлений
нарушенного развития.
Наиболее эффективным средством профилактики
агрессивного поведения выступает игровая деятельность,
специально организуемая педагогом-психологом. В связи с
этим нами был разработан цикл профилактических занятий,
при построении которых мы учитывали не только
симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть,
степень отклонения), но и отношение ребенка к своему
поведению.

И хотим предоставить вашему вниманию одно из занятий.
Тема: «Он первый начал… Барьеры непонимания и
их преодоление»
(занятие с детьми младшего подросткового возраста
по профилактике агрессивного поведения)
Цель: создание положительной мотивации и
заинтересованности детей в занятии; снятие эмоционального
напряжения детей, формирование умения у детей
справляться с накопившимся гневом в приемлемой форме.
Задачи:
1. Создать положительную психоэмоциональную
обстановку в группе, способствующую самораскрытию
каждого из ее участников;
2. Развить коммуникативные навыки – научить
выражать негативные эмоции конструктивными способами;
3. Учить детей выплескивать накопившийся гнев в
приемлемой форме;
4. Способствовать снижению эмоционального
напряжения ребенка.
Оборудование: мячик, листы А4, воздушные шарики,
нитка, иголка, ладошки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на стулья.
Сегодня мы с вами проведем интересное занятие, на нем
можно поделиться с ребятами своими радостями и
переживаниями, получить добрый совет, научиться лучше
понимать себя и других.
И перед тем как начнем наше практическое занятие, я
попрошу каждого из Вас показать условным сигналом свою
готовность к работе: две ладони смотрят вверх – значит «я
готов сегодня работать активно»; ладони повернуты тыльнойстороной – «я не готов сегодня работать активно»; одна
ладошка “лицом”, а другая тыльной стороной – “я готов
работать, но у меня сегодня нет настроения”.
1. Упражнение ассоциация «Агрессия» (на доске
прописывать ассоциации детей)
Я предлагаю Вам сейчас задуматься и проговорить
ваши ассоциации и первое слово «Агрессия», следующий
участник уже подбирает ассоциацию к предыдущему слову,
«по типу снежного кома» (Пример: Агрессия-злость-кулак).
Что у нас получилось? (ответы)
Обсуждение: Наши ассоциации окрашены негативно.
Но мы забываем, что агрессия это не всегда плохо, она дана
человеку от природы и ее функция, это защитить человека,
спасти его в опасных стрессовых ситуациях. Каждый
человек может вести себя агрессивно, спасая свою жизнь,
защищая свои интересы, но особенно это проявляется в
подростковом возрасте.
Согласитесь, с тем, что застенчивость или тревожность
подростка воспринимается, не так остро, как, если подросток
будет с агрессивным поведением, хотя на это тоже нужно
обращать внимание.
А сейчас мы хотим предложить выполнить несколько
упражнений. Для первого упражнения мы предлагаем Вам
разделиться на пары.
2. Упражнение «Противостояние».
Инструкция: Определитесь, кто из Вас будет № 1, а кто
№ 2. Представьте, что Вы спорите друг с другом. Первый
участник постоянно повторяет предложение: «Нет, это был
ты!», второй - повторяет: «Нет, это был не я!». Затем
поменяться местами, когда услышите слово «Меняемся».Необходимо произносить только две эти фразы и при
этом должны говорить попеременно. Неважно, кто начинает.
Произносить эти фразы нужно по-разному: тихо, громко,
неуверенно, быстро, медленно. При выполнении упражнение
можно перемещаться по классу, жестикулировать. Главное
условие – поддерживать зрительный контакт друг с другом.
Когда услышите слово: «Стоп!», мы заканчиваем спор,
пожимаем, друг другу руки и поблагодарим друг друга за
участие.
Обсуждение:
· Как Вы чувствовали себя в роли защищающего и
обвиняющего?
· Случалось ли такие ситуации в жизни, когда
приходится защищаться или обвинять?
· Как Вы справляетесь с негативными эмоциями в
таких ситуациях?
· У кого было агрессивное состояние, а у кого
агрессивное действие? Почему?
Задумайтесь, чем отличаются друг от друга агрессивное
состояние и агрессивное действие (ответы).
Агрессивное состояние сопровождается
эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти
и т. п.
Агрессивное действие выражается в непосредственном
агрессивном акте причинения вреда другому человеку:
оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях.
3.Упражнение “Рассерженные шарики” (воздушные
шарики, нитка, иголка).
Посмотрите у меня в руках два воздушных шарика.
Сейчас один шарик будем надувать, он наполняетсявоздухом, так же и злость копится в нас, а если задеть
человека, переполненного негативными эмоциями. Что
произойдет? (лопнуть шарик)
· Что Вы почувствовали? (Если кто-нибудь из
присутствующих испугался, необходимо обсудить с ними,
что может означать этот страх.)
Так же и человек, который переживает раздражение и
гнев может взорваться.
А теперь мы надуем второй шарик. Вы помните, шарик
– это человек, а воздух внутри него – чувства раздражения и
гнева. А теперь выпустим из шарика потихоньку воздух.
· Взорвался ли шарик, когда выпустили из него
воздух?
· Это напугало кого-нибудь?
· Можно ли такой способ выражения эмоций считать
более безопасным?
· А какие способы Вам помогают, и какие можно
предложить детям? (Способы: посчитать до 10, помыть
руки водой и тд.)
Вывод: Негативные эмоции – малоприятные, поэтому
часто их проявление оказывается под запретом. Но если
запретить себе их проявление, раздражение и гнев никуда не
денется. Очень важно научиться выпускать эти эмоции, как
мы выпускали воздух из воздушного шарика, никому не
причиняя вреда.
4.Упражнение «Разожми кулачок».
Ребят, как вы думаете, в чем причина наших негативных
эмоций, наших проблем, конфликтов? Конечно, главная
причина в разном восприятии мира у людей. В противоречии
интересов.Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение в парах.
Встаньте друг напротив друга. Первому участнику
предлагаем сжать свои руки в кулаки, а второй попробует
их разжать. Затем поменяться местами, когда услышите
слово «Меняемся». Когда услышите слово: «Стоп!», мы
заканчиваем.
Обсуждение:
1. У кого-нибудь из Вас получилось разжать кулаки?
2. Что Вы для этого сделали?
3. Как бы Вы хотели, чтобы вам разжали кулаки?
4. Что чувствовал каждый из вас, выполняя
упражнение?
5. Как вы справлялись со своими чувствами?
Наверняка Вы использовали те способы, которые
применяете в своей повседневной жизни и которым учите
своих учеников. Каждый, находит свой способ
взаимодействия с другим человеком. Как видно из этого
упражнения, способы не всегда приносят, положительный
результат и остается внутреннее напряжение, агрессивное
состояние может возрастать и это происходит так же у детей.
Как можно уменьшить агрессивное состояние?
5.Упражнение «Битва на шарах» (воздушные шарики,
музыкальное сопровождение).
Каждый из вас сейчас выберет себе воздушный шарик и
надует его, так чтобы вместе с воздухом в шарик выдыхать
свое агрессивное состояние, агрессию, негативные эмоции и
чувства.
1) А сейчас разделитесь на 2 команды по цвету
шариков, и встаньте друг напротив друга. Мы включаем
музыку и по команде «Начали!» предлагаем вам «подраться»шариками, так чтобы они не лопнули. Можно передвигаться
по комнате. Услышав, что закончилась музыка, вам надо
будет прекратить бои.
Это один из вариантов выражения агрессии при помощи
действия в парах. Но можно проводить и индивидуально.
2) У Вас в руках находится воздушный шарик,
вспомните ситуацию, которая вызвала у Вас агрессивное
состояние, мысленно запустите его внутрь шарика. По-
взаимодействуйте с ним, подержите его, по-подбрасывайте
его. Что Вам сейчас хочется сделать с шариком? Сделайте!
Присаживайтесь на стулья.
Обсуждение:
1. Как вы себя чувствовали, при выполнении
упражнения?
2. Стало ли легче?
6.Рефлексия «Все в твоих руках».
Подведя итог нашей встречи, мы хотим попросить Вас
оценить наше занятие необычным способом. На ладошках на
каждом пальце напишите продолжение фразы:
Большой палец– для меня было важным …
Указательный – я смогу использовать из того, что
узнала сегодня...
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
Безымянный – для меня было недостаточно…
Мизинец – я сейчас чувствую…..
Наше занятие подошло к своему завершению. И
хотелось бы сказать на прощание. Когда вы ловите себя на
том, что постоянно куда-то торопитесь, нервничаете или
сердитесь, остановитесь на мгновение. Суета порождает еще
большую суету, спокойствие порождает спокойствие.Надеемся, что каждый из Вас узнал новые способы,
которыми Вы поделились друг с другом. Один способ был
через действие, как битва на шарах, а еще можно
использовать дыхательную или мышечную релаксация,
физические упражнения, танцы и тд.
И помните, что “Управлять своим гневом – значит
уметь его правильно выражать, а не искусно прятать” (Росс
Кэмпбелл).
Список литературы:
1.Кулагина И.Ю. Возрастная психология «(Развитие
ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие [Текст]/
И.Ю. Кулагина //5-е изд.- М.: УРАО, 1999 г.
2.Смирнова Т.П. Психологическая коррекция
агрессивного поведения детей [Текст]/ Т.П. Смирнова -
Ростов н/Д.: Феникс, 2005 г.
3.Фопель К. Как научить детей сотрудничать?
Психологические игры и упражнения: практическое пособие
[Текст]/ К.Фопель - М.: Генезис, 1998 г



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить